Образовательная практика. Совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда ДОО "ЛОЖКОВОЙ ТРЕНИНГ"
методическая разработка по логопедии

Маркова Светлана Петровна

"Ложковой тренинг"  как один из способов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                            МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47»

Направление: Содержания дошкольного образования

Образовательная практика: «Ложковой тренинг как один из способов  коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»

Авторы:

Маркова С.П. – учитель-логопед группы компенсирующей направленности,

тел: 89135949206, e-mail: markovasp@mail.ru

Маслюк С.П. - музыкальный руководитель,

тел: 89233138934, e-mail: svetlanamasluk1@gmail.com

В настоящее время специалисты и педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске новых нетрадиционных методик, которые позволяют добиться положительной динамики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Мы – не исключение. Большой совместный практический опыт работы привёл нас к  пониманию, что дети с ОВЗ нуждаются не только в особом отношении, поддержке, но и в компенсаторных механизмах, развитии своих интеллектуальных и творческих способностей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Как активизировать познавательный интерес воспитанников, а заодно решить проблему неустойчивого внимания, быстрой утомляемости, речевых расстройств, слабой координации движений? Путем апробации новых образовательных практик.

Детей всегда привлекает что-то необычное, они быстро устают от однообразных  упражнений и   повторяющихся игр. Очень часто   нашими «помощниками»  в работе становятся бытовые принадлежности и предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Например, обычные ложки (предмет посуды) - металлические и пластиковые, большие и маленькие. Ложки есть в каждом доме, с ними связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды). С ложкой умеют обращаться все — они просты в применении и безопасны.  Но стоит взять в руки расписную деревянную ложку, как возникает желание музицировать. А если на ложке нарисовать сказочного героя, то она превратится в  театральную куклу.

«Рассмотрев ложку с разных сторон», мы решили организовать совместную учебно-игровую деятельность с детьми – «Ложковой тренинг», который проходит под  девизом: «Ложками играем – речь развиваем». Так возникла основная идея нашей образовательной практики, которая заключается в комплексной помощи детям с ОВЗ, реализуемая всеми участниками коррекционно-образовательного и воспитательного процесса: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями и родителями наших воспитанников.

Цель практики: Развитие речедвигательной сферы детей с нарушениями речи через «ложковой тренинг»

Задачи:

1. Создать благоприятные условия для развития речедвигательных навыков каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

2. Формировать активную, правильную речь (артикуляция, ритм, темп, дыхание).

3.Развивать общую и мелкую моторику (координация движений, ориентация в пространстве)

4.Воспитывать социально – коммуникативные качества личности (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания)

Поставленные задачи могут быть решены при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды, гибкое сочетание разных форм, методов и приёмов работы с детьми с учётом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей.

С целью обеспечения познавательной, игровой и творческой   активности воспитанников организовали развивающую предметно-пространственную среду, наполнив её содержание разнообразными средствами обучения:

- собрали коллекцию «Ложковое ассорти», в которую вошли разнообразные ложки по материалу изготовления, размеру, окраске для практических занятий с детьми;

- изготовили красочный ложковой театр, который является эффективным средством развития речи  и  самореализации воспитанников;

- составили картотеку ритмо-речевых игр с ложками с целью обогащения словаря,  развития артикуляционной моторики, чувства ритма;

- создали альбом «С ложками играем - всё про ложки знаем», наполнив его сказками, загадками, пословицами, поговорками, приметами для повышения интереса детей к  познавательной деятельности;

- подготовили презентации «История ложки», «Весёлые ложкари» для обеспечения  детей наглядной информацией;

- собрали аудиоматериал с записями  русских народных мелодий, современных обработок для образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми.

        Для достижения  основной цели мы разработали план взаимодействия логопеда, музыкального руководителя и воспитателей, где выделили основные этапы работы: подготовительный (знакомство детей с ложкой и простейшими приёмами звукоизвлечения), основной (применение упражнений и   изученных приёмов игры на ложках в  разных формах и видах коррекционно-образовательной деятельности), заключительный (результативный).

        В своей работе мы используем разные формы организации практической деятельности:

- включение игр и упражнений с ложками  в структуру  коррекционных занятий, НОД, в занятия по логоритмике;

- утренняя логопедическая зарядка с ложками;

- ансамбль ложкарей - индивидуальная и подгрупповая работа музыкального руководителя, которая направлена на развитие слухового внимания, памяти, усидчивости, а также мелкой моторики рук, чувства ритма и  ансамбля;

- ложковой театр – совместная творческая деятельность всех участников практики. Ложковые куклы легки в управлении, доступны и понятны детям. Они решают комплекс взаимосвязанных задач: снимают напряжение, расслабляют, развивает речь, память, воображение, наблюдательность, создают радостную атмосферу общения;

- взаимодействие с родителями воспитанников (консультации, анкетирование, открытые занятия, творческая мастерская, совместные праздники)

- выступления детей на мероприятиях разной направленности (родительские собрания, праздники и развлечения, гостевой приём).

        Каждый из субъектов педагогической практики использует свои приёмы для решения общих ключевых задач по развитию речедвигательных навыков.

Средства и приёмы работы музыкального руководителя:

- ритмические игры с ложками («Ритмические формулы», «Ритмическое эхо», «Сделай как я», «Как тебя зовут?») для развития слухового внимания, чувства ритма;

- логоритмические игры (синтез речи, музыки, движения) для нормализации двигательной функции и речи;

- коммуникативные игры (смена партнёра, передача ложек партнёру), направленные на формирование навыков общения и умения действовать в коллективе;

- использование ложкового тренинга в разных видах музыкальной деятельности: слушание - музицирование на ложках, пение – ложки как аккомпанемент, танец – комбинирование танцевальных движений с разными приёмами игры на ложках;

- образно-игровой приём ознакомления  и обучения игры на ложках («Солнышко», «Лошадка», «Трещотка», «Колокольчики» и т. д.) для развития образного мышления и двигательной памяти;

 Средства и приёмы работы  учителя-логопеда:

- артикуляционная гимнастика с использованием ложек для привлечения интереса детей, улучшения качества артикуляционных движений, развития моторики рук;

- логопедический массаж и самомассаж ложками для нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.  Самомассаж легко усваивается детьми и может применяться  в домашних условиях. Делая самомассаж, ребенок никогда не сделает самому себе больно;

- применение ложек в играх и упражнениях на автоматизацию звуков, на развитие фонематического восприятия, звуко-слогового анализа, лексико-грамматического строя речи.

Только в тесном взаимодействии всех участников образовательной практики возможно успешное развитие детей с нарушениями речи.

        Дети ансамбля ложкарей с желанием музицируют на ложках, показывают навыки слаженной игры и являются украшением любого праздника. Проведение открытого занятия «Чудо-ложки» показало эффективность ложкового тренинга, дети правильно пропевали и отстукивали ритмические формулы, с удовольствием играли в кухонном оркестре, наряжались в матрёшек и танцевали с ложками.

В группе была организована творческая мастерская, продуктом которой стал ложковой театр с персонажами народных и авторских сказок. Совместное творчество детей, родителей и педагогов  привело к сплочению коллектива и развитию творческого потенциала всех участников. Постановка сказок с использованием ложковых кукол «Волк и лиса» «Теремок», «Колобок» помогла детям выразить свои эмоции, приобрести навык общения со  сверстниками, способствовала  развитию  диалогической речи.  

Развлечение «Ребятам о зверятах» в  форме гостевого приёма доставило радость не только малышам, но и самим  актёрам,  у которых наблюдалалась уверенность  в  навыках кукловедения, раскрепощённость в общении.

Чтобы исследовать и определить эффективность образовательной практики, мы проводим диагностику детей на начало обучения (при зачислении в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР), промежуточную диагностику (после первого года обучения) и итоговую диагностику на выпуске детей из детского сада. Диагностика помогает выявить динамику развития речевых и двигательных навыков детей. По итогам первого года обучения:

- наблюдается положительная динамика в развитии речевых навыков, словарного запаса, связной речи;

- улучшилась координация движений, ориентация в пространстве, но заданный ритм удерживают еще  не все;

-  проявляется творческая активность, инициатива, самостоятельность при выполнении заданий, умение выражать свои чувства и эмоции, взаимодействовать  со сверстниками.

Уровни развития речедвигательной  сферы

2020 - 2021 уч.г.

(начало обучения)

2020 – 2021 уч.г.

(май)

Предполагаемый результат на выводе

(май 2022)

Низкий уровень развития –    

6 чел.  -  46%

3 чел.  -  23%

3 чел.– 23%

Ниже среднего –

7 чел.  - 54%

5 чел. – 38,5%

0

Средний уровень –

0 чел

5 чел. – 38,5%

7 чел. – 54%

Достаточный уровень –

0 чел.

0

3 чел. – 23%

        Практическая значимость нашей работы в том, что мы представили воспитательные и коррекционно-развивающие возможности использования ложкового тренинга. Инновационная направленность состоит в творческом подходе к  использованию ложек.

Тем, кого заинтересовала наша практика, могут обратиться к нам за консультационным сопровождением, также мы можем организовать мастер-класс «Основные приёмы игры на ложках»

Литература:

1. И.А. Новоскольцева «Обучение детей игре на ложках»

2. Князева О.Л., Миханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

3.Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»

4.Фёдорова Г. П. «На золотом крыльце сидели»

5. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – СПб.:

      Издательский Дом «Литера», 2021. (Серия «Уроки логопеда»).

6. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. (Серия «Уроки логопеда»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР (второй год обучения)

Представлен в виде таблицы материал, совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР ,  который разделен на графы тема-цель-репертуар-рекомендации ро...

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «Автоматизация звука [р]» совместно с музыкальным руководителем и учителем-логопедом.

Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия. Интегриров...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...

Совместная работа музыкального руководителя и учителя логопеда

Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудн...

«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.

Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...

Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда

В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...