Образовательная практика. Совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда ДОО "ЛОЖКОВОЙ ТРЕНИНГ"
методическая разработка по логопедии
"Ложковой тренинг" как один из способов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Ложковой тренинг" - один из способов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ | 37.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47»
Направление: Содержания дошкольного образования
Образовательная практика: «Ложковой тренинг как один из способов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ»
Авторы:
Маркова С.П. – учитель-логопед группы компенсирующей направленности,
тел: 89135949206, e-mail: markovasp@mail.ru
Маслюк С.П. - музыкальный руководитель,
тел: 89233138934, e-mail: svetlanamasluk1@gmail.com
В настоящее время специалисты и педагоги дошкольного образования находятся в постоянном поиске новых нетрадиционных методик, которые позволяют добиться положительной динамики в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Мы – не исключение. Большой совместный практический опыт работы привёл нас к пониманию, что дети с ОВЗ нуждаются не только в особом отношении, поддержке, но и в компенсаторных механизмах, развитии своих интеллектуальных и творческих способностей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер. Как активизировать познавательный интерес воспитанников, а заодно решить проблему неустойчивого внимания, быстрой утомляемости, речевых расстройств, слабой координации движений? Путем апробации новых образовательных практик.
Детей всегда привлекает что-то необычное, они быстро устают от однообразных упражнений и повторяющихся игр. Очень часто нашими «помощниками» в работе становятся бытовые принадлежности и предметы, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Например, обычные ложки (предмет посуды) - металлические и пластиковые, большие и маленькие. Ложки есть в каждом доме, с ними связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды). С ложкой умеют обращаться все — они просты в применении и безопасны. Но стоит взять в руки расписную деревянную ложку, как возникает желание музицировать. А если на ложке нарисовать сказочного героя, то она превратится в театральную куклу.
«Рассмотрев ложку с разных сторон», мы решили организовать совместную учебно-игровую деятельность с детьми – «Ложковой тренинг», который проходит под девизом: «Ложками играем – речь развиваем». Так возникла основная идея нашей образовательной практики, которая заключается в комплексной помощи детям с ОВЗ, реализуемая всеми участниками коррекционно-образовательного и воспитательного процесса: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями и родителями наших воспитанников.
Цель практики: Развитие речедвигательной сферы детей с нарушениями речи через «ложковой тренинг»
Задачи:
1. Создать благоприятные условия для развития речедвигательных навыков каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.
2. Формировать активную, правильную речь (артикуляция, ритм, темп, дыхание).
3.Развивать общую и мелкую моторику (координация движений, ориентация в пространстве)
4.Воспитывать социально – коммуникативные качества личности (умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; осознанно воспринимать эмоции, чувства, переживания)
Поставленные задачи могут быть решены при одновременной реализации таких условий, как создание благоприятной развивающей предметно-пространственной среды, гибкое сочетание разных форм, методов и приёмов работы с детьми с учётом их возможностей и особенностей развития, тесное сотрудничество специалистов, воспитателей и родителей.
С целью обеспечения познавательной, игровой и творческой активности воспитанников организовали развивающую предметно-пространственную среду, наполнив её содержание разнообразными средствами обучения:
- собрали коллекцию «Ложковое ассорти», в которую вошли разнообразные ложки по материалу изготовления, размеру, окраске для практических занятий с детьми;
- изготовили красочный ложковой театр, который является эффективным средством развития речи и самореализации воспитанников;
- составили картотеку ритмо-речевых игр с ложками с целью обогащения словаря, развития артикуляционной моторики, чувства ритма;
- создали альбом «С ложками играем - всё про ложки знаем», наполнив его сказками, загадками, пословицами, поговорками, приметами для повышения интереса детей к познавательной деятельности;
- подготовили презентации «История ложки», «Весёлые ложкари» для обеспечения детей наглядной информацией;
- собрали аудиоматериал с записями русских народных мелодий, современных обработок для образовательной деятельности и индивидуальной работы с детьми.
Для достижения основной цели мы разработали план взаимодействия логопеда, музыкального руководителя и воспитателей, где выделили основные этапы работы: подготовительный (знакомство детей с ложкой и простейшими приёмами звукоизвлечения), основной (применение упражнений и изученных приёмов игры на ложках в разных формах и видах коррекционно-образовательной деятельности), заключительный (результативный).
В своей работе мы используем разные формы организации практической деятельности:
- включение игр и упражнений с ложками в структуру коррекционных занятий, НОД, в занятия по логоритмике;
- утренняя логопедическая зарядка с ложками;
- ансамбль ложкарей - индивидуальная и подгрупповая работа музыкального руководителя, которая направлена на развитие слухового внимания, памяти, усидчивости, а также мелкой моторики рук, чувства ритма и ансамбля;
- ложковой театр – совместная творческая деятельность всех участников практики. Ложковые куклы легки в управлении, доступны и понятны детям. Они решают комплекс взаимосвязанных задач: снимают напряжение, расслабляют, развивает речь, память, воображение, наблюдательность, создают радостную атмосферу общения;
- взаимодействие с родителями воспитанников (консультации, анкетирование, открытые занятия, творческая мастерская, совместные праздники)
- выступления детей на мероприятиях разной направленности (родительские собрания, праздники и развлечения, гостевой приём).
Каждый из субъектов педагогической практики использует свои приёмы для решения общих ключевых задач по развитию речедвигательных навыков.
Средства и приёмы работы музыкального руководителя:
- ритмические игры с ложками («Ритмические формулы», «Ритмическое эхо», «Сделай как я», «Как тебя зовут?») для развития слухового внимания, чувства ритма;
- логоритмические игры (синтез речи, музыки, движения) для нормализации двигательной функции и речи;
- коммуникативные игры (смена партнёра, передача ложек партнёру), направленные на формирование навыков общения и умения действовать в коллективе;
- использование ложкового тренинга в разных видах музыкальной деятельности: слушание - музицирование на ложках, пение – ложки как аккомпанемент, танец – комбинирование танцевальных движений с разными приёмами игры на ложках;
- образно-игровой приём ознакомления и обучения игры на ложках («Солнышко», «Лошадка», «Трещотка», «Колокольчики» и т. д.) для развития образного мышления и двигательной памяти;
Средства и приёмы работы учителя-логопеда:
- артикуляционная гимнастика с использованием ложек для привлечения интереса детей, улучшения качества артикуляционных движений, развития моторики рук;
- логопедический массаж и самомассаж ложками для нормализации тонуса мышц мимической и артикуляционной мускулатуры. Самомассаж легко усваивается детьми и может применяться в домашних условиях. Делая самомассаж, ребенок никогда не сделает самому себе больно;
- применение ложек в играх и упражнениях на автоматизацию звуков, на развитие фонематического восприятия, звуко-слогового анализа, лексико-грамматического строя речи.
Только в тесном взаимодействии всех участников образовательной практики возможно успешное развитие детей с нарушениями речи.
Дети ансамбля ложкарей с желанием музицируют на ложках, показывают навыки слаженной игры и являются украшением любого праздника. Проведение открытого занятия «Чудо-ложки» показало эффективность ложкового тренинга, дети правильно пропевали и отстукивали ритмические формулы, с удовольствием играли в кухонном оркестре, наряжались в матрёшек и танцевали с ложками.
В группе была организована творческая мастерская, продуктом которой стал ложковой театр с персонажами народных и авторских сказок. Совместное творчество детей, родителей и педагогов привело к сплочению коллектива и развитию творческого потенциала всех участников. Постановка сказок с использованием ложковых кукол «Волк и лиса» «Теремок», «Колобок» помогла детям выразить свои эмоции, приобрести навык общения со сверстниками, способствовала развитию диалогической речи.
Развлечение «Ребятам о зверятах» в форме гостевого приёма доставило радость не только малышам, но и самим актёрам, у которых наблюдалалась уверенность в навыках кукловедения, раскрепощённость в общении.
Чтобы исследовать и определить эффективность образовательной практики, мы проводим диагностику детей на начало обучения (при зачислении в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР), промежуточную диагностику (после первого года обучения) и итоговую диагностику на выпуске детей из детского сада. Диагностика помогает выявить динамику развития речевых и двигательных навыков детей. По итогам первого года обучения:
- наблюдается положительная динамика в развитии речевых навыков, словарного запаса, связной речи;
- улучшилась координация движений, ориентация в пространстве, но заданный ритм удерживают еще не все;
- проявляется творческая активность, инициатива, самостоятельность при выполнении заданий, умение выражать свои чувства и эмоции, взаимодействовать со сверстниками.
Уровни развития речедвигательной сферы | 2020 - 2021 уч.г. (начало обучения) | 2020 – 2021 уч.г. (май) | Предполагаемый результат на выводе (май 2022) |
Низкий уровень развития – | 6 чел. - 46% | 3 чел. - 23% | 3 чел.– 23% |
Ниже среднего – | 7 чел. - 54% | 5 чел. – 38,5% | 0 |
Средний уровень – | 0 чел | 5 чел. – 38,5% | 7 чел. – 54% |
Достаточный уровень – | 0 чел. | 0 | 3 чел. – 23% |
Практическая значимость нашей работы в том, что мы представили воспитательные и коррекционно-развивающие возможности использования ложкового тренинга. Инновационная направленность состоит в творческом подходе к использованию ложек.
Тем, кого заинтересовала наша практика, могут обратиться к нам за консультационным сопровождением, также мы можем организовать мастер-класс «Основные приёмы игры на ложках»
Литература:
1. И.А. Новоскольцева «Обучение детей игре на ложках»
2. Князева О.Л., Миханёва М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
3.Кононова Н.Г. «Обучение игре на детских музыкальных инструментах»
4.Фёдорова Г. П. «На золотом крыльце сидели»
5. Крупенчук О.И. Логопедический массаж ложками. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2021. (Серия «Уроки логопеда»).
6. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017. (Серия «Уроки логопеда»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР (второй год обучения)
Представлен в виде таблицы материал, совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в группе для детей с ОНР , который разделен на графы тема-цель-репертуар-рекомендации ро...
Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»
Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...
Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «Автоматизация звука [р]» совместно с музыкальным руководителем и учителем-логопедом.
Мир, окружающий ребенка, познается ими в своем многообразии и единстве. И чтобы не было разрыва в получении ребенком информации о каком-либо разделе программы нужны интегрированные занятия. Интегриров...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
Совместная работа музыкального руководителя и учителя логопеда
Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудн...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...
Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...