Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, для успешного освоения письма и чтения.
Существуют разнообразные игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей.
Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. На этом этапе можно совместно с музыкальным руководителем проводить логопедические занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_rech.docx | 17.94 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной к
игрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «Чем играем?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки.
«Жмурки с погремушкой». Вначале дети прослушивают, как звучит погремушка, затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.
«Колокольчик». Дети передают за спиной друг друга колокольчик, ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.
«Солнце или дождик». Ребенок должен выполнить действие согласно звучанию бубна: «солнышко» — бубен звенит — свободная ходьба; «дождик» — постукивание по бубну – присесть на корточки. Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию фонематического слуха ребенок впервые на слух учится различать разнообразные фонематические элементы, их точные слуховые представления, и становится регулятором их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляторные навыки. Эти навыки вырабатываются позднее, и с их выработкой звуковые элементы вступают в собственную речь ребенка.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Ведь кроме коррекционных целей достигается повышение эффективности в развитии неречевых и речевых функций, что способствует более интенсивной адаптации детей.
Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов (даже не обладая возможностью выговорить все звуки, ребенок сохраняет структуру слова «кар-ти-на» — «ти-ти-та»), основой легкости овладения грамматическим строем языка, для успешного освоения письма и чтения.
Существуют разнообразные игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей.
Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. На этом этапе можно совместно с музыкальным руководителем проводить логопедические занятия.
Чем играем? (музыка)
Для игры потребуется набор предметов, способных издавать разные звуки: колокольчик, бубен, метроном, погремушка, свисток, деревянные и металлические ложки и др.
На развитие слухового внимания положительно влияют музыкальное сопровождение и движения под музыку. Такие упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на слуховые раздражители. Смена музыкальных отрезков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений и привлекать внимание детей к изменяющейся музыке.
б) Различение звуков, издаваемых тихо (громко).
«Зайчики». Сажаем двух зайцев – большого и маленького. Объясняем, что большой заяц играет громко, а маленький – тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.
«Тихо или громко». Хлопаем в ладони то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо – ходить, громко – стоять на месте.
в) Развитие чувства ритма.
Формирование чувства ритма у детей является одной из наиболее важных задач. Эта работа должна проводиться регулярно и систематически в несколько этапов. На начальных этапах работы преобладает моторная деятельность. Затем развивается способность к восприятию ритма на неречевом, а затем и на речевом материале. Следующий этап — восприятие ритма в движении. Таким образом, в ходе формирования музыкально-ритмических движений происходит эмоционально-эстетическое развитие детей и овладение качественно новыми формами коммуникации, в том числе речевыми.
«Хлопай в такт». Звучит музыкальное произведение, дети хлопками или притопами акцентируют каждую сильную долю.
«Музыкальные топотушки». Продублировать ритмическую пульсацию музыкального произведения рисунком движений (хлопками, притопами…).
«Лошадки в цирке». Дети встают в круг и под музыку ритмично двигаются шагом (совпадая в движении с четвертными длительностями), затем переходят на ритмичный бег (совпадая в движении с восьмыми длительностями).
«Сосчитай удары». В начале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем ребенок закрывает глаза. Отстукиваем на барабане 1 – 3 удара и просим сосчитать их.
«Ритмические рисунки». Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки. Предлагаем ребенку прослушать рисунки и записать их. Другой вариант – по записанному рисунку надо его воспроизвести.
Таким образом формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Эффективность коррекционной работы с детьми определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.
Презентация для педагогов по развитию фонематического слуха у дошкольников....
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей с нарушениями речи
Картотека игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи.
Актуальность. Возрастные нормы. Направления работы....
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движ...
Совместная работа музыкального руководителя и учителя логопеда
Логопедические песенки – увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудн...
«Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.
Из числа играющих выбирают водящего, который становится спиной кигрокам на расстоянии 2-3 метров. Несколько игроков (3-4) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами «...