консультация для родителей и специалистов.
консультация по логопедии
ДВИЖЕНИЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ
Учёными исследователями доказано, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развиваются мышление и речь, укрепляется нервная система. Поэтому деткам с задержкой речевого развития или с общим недоразвитием речи рекомендуются занятия спортом, танцами, физкультурой.
Для детей дошкольного возраста особенно важно развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общения первобытных людей были жесты, то есть особенно важна была роль руки. Затем развитие функций рук и речи шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировок движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДВИЖЕНИЕ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ
Учёными исследователями доказано, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развиваются мышление и речь, укрепляется нервная система. Поэтому деткам с задержкой речевого развития или с общим недоразвитием речи рекомендуются занятия спортом, танцами, физкультурой. Рекомендую с пятилетнего возраста подобрать для ребёнка спортивную секцию или танцевальную студию по душе.
Для детей дошкольного возраста особенно важно развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык? Первой формой общения первобытных людей были жесты, то есть особенно важна была роль руки. Затем развитие функций рук и речи шло параллельно. Примерно такой же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировок движений пальцев рук.
Часто неточность моторики проявляется при выполнении движений, требующих тонких кинестетических дифференцировок при их серийном последовательном воспроизведении и в быстром темпе. В своей работе по подготовке детей к школе использую комплекс кинезиологических упражнений (Л.А. Сиротюк). Так как слабая моторика затрудняет овладение манипулятивной, конструктивной, художественной, а в последующем письменной деятельностью, и нуждается в своевременной коррекции.
Предлагаю самомассаж для улучшения мелкой моторики. Выполнять эти упражнения необходимо каждый день в одно и то же время в течение десяти дней, чередуя с десятидневным перерывом. Можно включить классическую или релаксационную музыку для детей.
САМОМАССАЖ ДЛЯ РУК
Основные приёмы: поглаживание, разминание, растирание, похлопывание.
Рекомендации: после каждого упражнения, которое выполняется с напряжением мышечного тонуса нужно выполнить упражнение на расслабление (поглаживание или встряхивание кистей рук). Упражнения сначала выполняются ведущей рукой, затем дублируются другой.
- Поглаживание. Одна рука гладит другую.
- Растирание ладоней до теплоты, затем внешней стороны каждой руки.
- Массаж точки между указательным и большим пальцем на каждой руке. Круговые движения с надавливанием.
- Разминание подушечек пальцев круговыми движениями с надавливанием.
- Разминание ладоней каждой руки четырьмя пальцами другой руки круговыми движениями в одну сторону, затем в другую.
- Встряхивание кистей, опуская руки вниз.
- Растирание каждого пальца, начиная с большого, четырьмя пальцами другой руки, от основания к кончику.
- Поглаживание каждого пальца поочередно от основания к кончику. Затем поглаживание рук.
- Скрещивание пальцев, руки в «замок», крепкое сжимание. Затем «пальчики здороваются и обнимаются», перекрёстные движение пальцев по парам.
- Поглаживание пальцев поочерёдно, а также рук.
- Похлопывание каждой руки с одной стороны, затем с другой.
- Повторяем встряхивание.
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
∙ игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т.д.);
∙ пальчиковые игры;
∙ лепка;
∙ массаж пальцев и кистей;
∙ оригами – японское искусство складывания бумаги. Совершенствуя и координируя движение пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Разноцветные прищепки.
Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки из картона солнца, ежика, тучки...).
Бусины
Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать». В магазинах фурнитуры и ткани можно купить бусины любой величины. Сначала покупаем крупные, затем, когда ребёнок научится их нанизывать, покупаем бусины поменьше, поменьше и соответственно шнурок меняем на иголку сначала пластмассовую, а затем железную. Делаем красивые бусы для какого либо праздника или нового наряда.
Шнуровки.
Так как шнуровки бывают разнообразные по «содержанию», можно обыграть процесс «шнурования»: например попросите ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать ботинок (шнуровка-ботинок). В игрушечных магазинах можно купить шаблоны для шнуровок.
Волшебный поднос.
На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем ребенку показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 – 3 лет можно рисовать цифры и буквы. В 5-6 лет рисуем цветы, домики, контуры животных, автомобилей и др.
Золушка.
Смешиваем белую и красную фасоль и просим ребенка разобрать ее по цвету, складывая её в пластиковые коробочки.
Забавные картинки.
По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки. А летом можно насобирать ракушек и совместно делать картинки из песка и разных раковин.
Счетные палочки.
Покажите ребенку, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые (это служит дополнительным массажем для пальчиков). Сначала учим выкладывать геометрические фигуры, затем солнышко, домик, ёлочку, кораблик в море и др.
Маленький скульптор.
Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1\2 стакана соли, немного воды). Преимущество лепки из теста перед лепкой из пластилина заключается в том, что «скульптуры» впоследствии можно использовать в качестве игрушек, которые можно раскрасить акриловыми красками.
Застегни пуговку.
Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра. Во втором прорежьте соответствующие петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя следующим образом: «Большую пуговицу мы застегиваем в большую петельку, среднюю пуговку – в среднюю петельку, а маленькую в маленькую». Затем, возьмите руки малыша в свои и повторите упражнение. И только после этого предложите малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если малыш не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение и для его успешного выполнения требуется тренировка. Можно сшить или связать кофточку для любимого мишутки с пуговками, научить малыша одевать и застёгивать её, а затем взять мишутку на прогулку. В тёплой кофточке он точно не замёрзнет.
Трафареты.
Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (например, круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Так как большинство стандартных трафаретов имеют маленькую толщину, и ребенку не удобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно “пухлыми”. Хороший выход – вырезать их из куска линолеума.
Отвинчивание и закручивание крышек на бутылках и банках.
Уже с годика можно обучать ребёнка отвинчивать и завинчивать крышки.
Разрывание бумаги.
Этим можно заниматься месяцев с 6-7, когда малыш уже достаточно хорошо владеет своими ручонками и способен порвать кусок бумаги. Какая весёлая забава – рвать бумагу и слушать её шелест! Для детей постарше. Можно делать аппликации из клочков бумаги разных цветов.
Открывание и закрывание молний. Позвольте малышу одеваться самостоятельно и застёгивать молнии на своей одежде.
Также полезно застёгивать кнопки, крючки и пряжки на одежде.
Рисование и раскрашивание картинок. Полезно также обводить по контуру картинки, которые нарисованы пунктиром или соединять линиями картинки из точек. Особенно хорошо для развития мелкой моторики рисование на вертикальных поверхностях: на стене, на зеркале, на специальной доске для рисования. Можно рисовать на зеркале, например, помадой или специальными мелками для рисования на любых поверхностях. Можно прикрепить кусок ватмана к стене и каждый день рисовать на нём что-нибудь, например, на тему «Лес» или «Большой город».
Собирание мозаик (пазлов).
Чем больше мелких частей в мозаике, тем эффективнее развивается мелкая моторика. Для малышей до 3 лет следует подбирать мозаику из малого количества крупных частей, а для детей постарше более мелкую мозаику.
Вырезание ножницами.
Вырезать можно картинки из журналов или открыток, выполнять аппликации из цветной бумаги и картона. Манипуляции ножницами отлично развивают мелкую моторику. Вместо журнала с наклейками купите ребёнку цветную бумагу, картон, клей и ножницы – пусть ребёнок сам вырезает и наклеивает картинки, а не клеит готовые наклейки в журнал.
Что и как можно вырезать ножницами? Для начала научите малыша просто отрезать края у прямоугольного кусочка бумаги. А также:
· резать извилистыми линями,
· резать кривыми линиями со множеством изломов,
· вырезать фигуры с изгибами и углами
· вырезать окружности
Идеально обучить ребёнка вырезать снежинку из белого листа бумаги. Снежинки могут быть с любыми узорами, это настоящее произведение искусства!
Создавайте вместе с ребёнком интересные поделки из подручных материалов: ракушек, шишек, желудей, спичек, веточек и др.
Игры с мелкими объектами.
Например, можно насыпать в миску несколько видов круп с зёрнами разного размера и формы, фасоль, макароны, бусинки, пуговицы. Пусть ребёнок перебирает все эти предметы, ощупывает их руками. Помните, как в сказке злая мачеха заставила Золушку перебирать крупу, чтобы отделить рис от чечевицы? Так это замечательная тренировка для пальчиков! Позвольте малышу перебирать крупу и раскладывать её по баночкам или прозрачным бутылкам с узким горлышком, пока ему не надоест.
Лепка.
Лепить можно из чего угодно: из пластилина, глины, специальной массы для лепки, из теста. Вы готовите пирожки? Отлично, позовите с собой на кухню ребёнка и позвольте ему мять, раскатывать и разминать тесто! Дети обожают это делать, особенно когда мама хвалит их за помощь по хозяйству – ведь дети помогают лепить пирожки. Пусть малыш слепит колобка, а вы приготовьте его, он съест своё творение с удовольствием!
Письмо.
Для маленьких детей – обучение аккуратно выписывать палочки и крючочки, для детей постарше – буквы и слова. Очень полезно выписывать буквы пальчиком в воздухе, или выкладывать счётными палочками или спичками.
Подготовила: учитель-логопед Магдич М.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и молодых специалистов групп раннего возраста "Соблюдение режима дня в раннем возрасте – первая ступень на пути формирования здорового образа жизни"
Консультация о необходимости создания в группах раннего возраста такой здоровьесберегающей среды, которая будет способствовать гармоничному и всестороннему развитию воспитанников, и, вместе с те...
Консультация для родителей и специалистов коррекционных групп
Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта....
Консультация для родителей "Ориентиры специалистов и семьи в воспитании и обучении детей с ОВЗ дошкольного возраста".
Старший дошкольный возраст современными психологами понимается, прежде всего, как возраст становления произвольности, на которой и строится готовность ребенка к обучению, принятию на себя социальных р...
Консультация для родителей и молодых специалистов "Дидактические игры, и их роль в жизни ребенка"
Играя, ребенок не только удовлетворяет свои потребности в развлечении, также он познает мир и развивается....
Консультация для родителей и специалистов ДОУ "Учим детей слушать музыку"
Музыкальное искусство — едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные предста...
Консультация для родителей «Ответы специалиста на вопросы о детском чтении и читательской грамотности»
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенн...
Консультация для родителей «Ответы специалиста на вопросы о детском чтении и читательской грамотности»
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исче...