Консультация для родителей «Ответы специалиста на вопросы о детском чтении и читательской грамотности»
консультация
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Читательская грамотность дошкольника – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей действительности, о растительном и животном мире. Прослушивание сказок, текстов развивает психологические возможности ребенка - слуховое внимание, память,речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Ответы специалиста на вопросы о детском чтении и читательской грамотности»
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Читательская грамотность дошкольника – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное (услышанное ребенком). Те сведения, которые ребенок получает из текста, должны расширять его знания об окружающей действительности, о растительном и животном мире. Прослушивание сказок, текстов развивает психологические возможности ребенка - слуховое внимание, память,речь.
Вопросы, которые часто задают родители логопедам и психологам:
- Что делать, если ребенок не хочет слушать, а только рассматривает иллюстрации в книжках?
То, что ребенок потянулся к книге и листает ее, разглядывает иллюстрации, — уже победа! Значит, книга ребенку интересна! Важно не упустить этот момент. Обсудите с ребенком детали книги, объясните или спросите, что изображено на каждой иллюстрации.
Совместное время за книжкой с картинками для ребёнка не столько про чтение, сколько про родительскую любовь. Убаюкивающие сказки на ночь, теплая мамина рука, спокойный папин голос — всё это формирует общее ощущение счастливого детства, в которое книга встраивается как очень приятный элемент.
- Сколько времени в день нужно уделять чтению?
Получаса на первое время вполне достаточно. За это время можно и прочитать короткий текст, и обсудить прочитанное, глядя на иллюстрации.
А потом вы увлечетесь и не заметите, как время, проведенное за книгой, увеличится, растянется.
Ребенка нельзя наказывать чтением — это очень опасно!
С ним надо договариваться.
Например, «Давай договоримся, что будем читать каждый день! А время ты определишь сам». Пусть ребенок заводит будильник на 5, 10, 15 минут и слушает вас до звонка.
Задавайте как можно больше вопросов. Вопросы — это основа интерактивного чтения, причем задавать их можно даже ребенку, еще не научившемуся говорить (пусть показывает пальчиком на картинку).
Не забывайте обращаться к малышу с вопросами до начала, во время и по окончании чтения. Куда пошел кролик? Какого цвета этот цветок? Прежде чем мы начнем читать, скажи, что ты знаешь о пингвинах? Вот мы и прочитали книгу о пингвине. Можешь его нарисовать?
- С чего начинать самостоятельное чтение, если человек уже научился складывать слоги в слова, слова в предложения?
Можно предложить ребенку прочитать сначала только короткие слова, предложения, написанные большими буквами. Есть буквари для раннего обучения чтению, специальные детские сказки, где слова напечатаны по слогам.
- Детям полезно именно вслух читать свои первые книжки?
Проговаривать?
Да! Начинать нужно с чтения вслух, можно пальцем «вести под строкой» и произносить написанное немножко нараспев: «ма-а-а-а-ма мы-ы-ы-ы-ыла ра-а-аа-а-му».
- Какие ошибки родители чаще всего совершают, читая с ребенком?
У взрослых часто не хватает терпения дослушать чтение ребенка до конца. Хочется исправить, объяснить, «помочь». Не прерывайте ребенка, когда он читает. Не исправляйте в процессе чтения, не одергивайте, не старайтесь сразу объяснять значение всех непонятных слов.
Дайте ребенку прочитать все до конца, терпите! А вот после чтения можно спросить, всё ли было понятно?
- Что такое «осмысленное чтение»?
Это когда человек читает и понимает прочитанное. Важно не то, сколько слов в минуту ребенок прочитает (этот навык тренируется в школе), а то, делает ли он это с удовольствием.
Выяснить, понимает ли ребенок прочитанное, можно, если обсуждать с ним текст, задавая по нему вопросы.
- Многие дети к началу первого класса уже бегло читают. Что делать, если ребенок НЕ читает, отправляясь в школу?
Родителям — брать книжку в руки и читать ребенку. Задача родителей — расширение читательского кругозора ребенка, развитие его речи. Родители могут увлечь ребенка чтением, показать, что книги — это здорово!
Исследования доказывают: дети будут усваивать то, чему вы их учите. Если станете показывать малышам только буквы, они привыкнут рассматривать и узнавать только буквы, но это не научит их читать или понимать прочитанное. Если вы хотите, чтобы ребёнок начал читать, его надо этому научить: не просто показать буквы и познакомить со звуками, но и объяснить значение написанных слов, а для этого потребуется развитие мыслительных способностей.
Примерный список литературных произведений для детей 5-7 лет.
- Русские народные сказки.
- Пушкин А. - Сказки.
- Маршак С. - Двенадцать месяцев и др.
- Аксаков С. - Аленький цветочек. Ершов П. - Конёк-горбунок.
- Бажов П. - Серебряное копытце.
- Катаев В. - Цветик-семицветик.
- Носов Н. - Приключения Незнайки и его друзей, Мишкина каша, и др.
- Гаршин В. - Лягушка-путешественница и другие сказки.
- Успенский Э. – Дядя Фёдор, Приключения чебурашки.
- Милн А.А. - Винни Пух и все-все-все.
- Андерсен Г.Х. - Снежная Королева, Русалочка.
- Киплинг Р. - Маугли, Рикки-Тикки-Тави.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Ответы логопеда на вопросы родителей".
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду? Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу? Может...
Консультация для родителей по вопросам детского чтения «Как превратить чтение в удовольствие?».
В консультации даны 11 советов детского писателя В. Левина, как превратить чтение в удовольствие. Материал может быть полезен родителям и воспитателям ДОУ....
5 УРОВНЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ _УМЕНИЙ_Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать_эксперты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина_на ММСО_2022
Эксперт Клевцова ЛюдмилаНаблюдается дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; уст...
КОНСУЛЬТАЦИЯ На тему: «Литературный квест для дошкольников как основа формирования читательской грамотности»
laquo;Читательская грамотность - совокупность умений и навыков, отражающих: потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития...
формирование предпосылок читательской грамотности старших дошкольников через прием «чтение с дырками и пробелами»
Конспект интегрированного занятия "формирование предпосылок читательской грамотности старшихдошкольников через прием "чтение с дырками и пробелами""...
ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ, КАК БАЗОВОГО НАВЫКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Консультация для педагогов
консультация...
Консультация для родителей «Ответы специалиста на вопросы о детском чтении и читательской грамотности»
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исче...