Консультация для родителей и молодых специалистов "Дидактические игры, и их роль в жизни ребенка"
консультация
Играя, ребенок не только удовлетворяет свои потребности в развлечении, также он познает мир и развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_i_ih_rol.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры, и их роль в жизни ребенка
Игра - это деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Дидактическая игра - это такая коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый ученик и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. [9; 211]
Эти игры способствуют развитию коммуникативных, интеллектуальных операций, представляющих собой форму обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму. Такая игра имеет две цели: одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребёнок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов и развитие навыков ребёнка. [7; 113]
Желание выиграть побуждает ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра помогает ребёнку чему-то научиться в лёгкой, непринуждённой обстановке.
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. компоненты, характеризующие игру как форму обучения игровую деятельность одновременно. Рассмотрим эти компоненты.
Обучающая (дидактическая) задача - основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Например, в игре "Узнай предмет по звуку" обучающая задача такова: развивать слуховое восприятие, учить детей соотносить звук с предметом. А детям предлагают следующую игровую задачу: прислушиваться к звукам, которые издают разные предметы, и отгадывать эти предметы по звуку. [5; 365]
Игровые действия - это способы проявления активности ребёнка в игровых целях: опустить руку в "чудесный мешочек", нащупать игрушку, описать её; увидеть и назвать изменения, которые произошли с игрушками, расставленными на столе; подобрать кукле наряды и предметы быта, украшенные геометрическим узором и др.
Для детей младшего школьного возраста предусматриваются сложные игровые действия, состоящие из нескольких игровых элементов. В их играх преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т.д.
Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очерёдность, регулируют отношения между играющими. Другие правила ограничивают меру двигательной активности ребёнка, пускают её по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи. В некоторых играх есть правила, запрещающие какие-либо действия и предусматривающие наказания. Запрещающие правила усиливают контроль за своим поведением, что повышает произвольность последнего. В играх младших школьников правила указывают, как выбирать и сменять водящего, кого считать выигравшим и проигравшим, что влекут за собой проигрыш и выигрыш. Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу. [8; 168]
В последнее время поиски учёных (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта и коммуникативных навыков, которые характеризуются гибкостью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи.
В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания, развивают коммуникативные навыки. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, которые тоже развивают коммуникативные способности детей. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определённые роли, например, продавца, покупателя в играх типа "Магазин", пекарей в игре "Пекарня", закройщицы и швей в игре "Ателье" и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуаций ("Кукла Наташа заболела", "Устроим кукле комнату", "Маша обедает"), о литературных произведениях ("Путешествие в страну сказок"), о нормах поведения ("Что такое хорошо и что такое плохо", "В гостях у куклы Маши").
Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Детям 4-6 лет предназначены игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр для первоклассников, которые только привыкают к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, чёткий зрительный контроль за этими движениями - важные навыки для овладения письмом. В таких играх воспитывается осторожность, терпение, настойчивость, развивается умение ориентироваться в пространстве. [5; 8]
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. В настоящее время популярны пазлы (от англ. puzzle - игра на выдержку), где картинки разного содержания разделены на множество частей.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, перевёртышами. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создаётся эмоциональный настрой, вырабатывается быстрота реакции, умение понимать юмор. [7]
Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста - основной формой организации учебного процесса.
В основе развивающихся потребностей лежат те, которые принес ребёнок из дошкольного детства. Сохраняется потребность в игре. Поэтому в первое время пребывания в школе существенным фактором для пробуждения интереса к обучению, для облегчения сложной учебной деятельности является введение игровой ситуации на уроке, использование дидактических игр.
Многочисленные исследования психологов показали, что чем ребёнок становится старше, тем меньше он играет в одиночестве и больше тянется к сверстникам, с которыми он усваивает социальные нормы поведения. Так было выделено 6 типов поведения:
- неигровое поведение: ребёнок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.
- игра-наблюдение: ребёнок наблюдает, как играют другие, часто задаёт им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.
- игра в одиночестве: ребёнок играет с игрушками однако изредка заговаривает с другими детьми.
- параллельная игра: ребёнок играет один, но в близости других детей.
- связанная игра: ребёнок общается со сверстниками, занятыми сходной игрой, но каждый поступает так, как ему хочется. Типичным для таких ситуаций является не совместная игра, а обмен игрушками.
- совместная игра: дети объединяются в группы для достижения какой-либо общей цели или получения определённого результата. [13; 83]
Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения специфических проблем. Для большинства детей невероятно трудно вести себя по отношению к другим детям дружелюбно, доброжелательно, вместе добиваться каких-либо результатов. Дети, которые уже овладели этим умением, часто бывают несправедливо строги к тем, кто от них отстаёт, поэтому в совместной игре может возникнуть конфликт. Следует приглядеться к тому, что мешает ребёнку в общении с другими детьми, и обучать его умению налаживать отношения со сверстниками, используя различные дидактические игры.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе. Класс во главе с лидером - лучшая, наиболее естественная модель социализации ребёнка принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. [12; 233]
Игровое общение занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребёнок трёх лет уже скучает при расставании с друзьями по игре, радуется предстоящему общению с ними. Он выражает свои симпатии, сочувствует, даёт им советы.
Детям необходимы игра и общество сверстников не только для развлечения, но и по другим исключительно важным причинам: играя, они привыкают к совместным действиям, приобретают навыки честного соревнования, учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь законам коллектива и находя своё место в нём, и, главное, получают более верное представление о жизни. [14; 123]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра и ее роль в жизни ребенка
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром или серым волком. Скажем...
Консультация для воспитателей "Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка"
Консультация для воспитателей: "Организация сюжетно-ролевой игры и ее роль в развитии ребенка"...
Консультация для родителей на тему: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"
Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей ДОУ на тему: "Режим дня и его значение в жизни ребенка"....
Консультация для родителей «Начало обучения в школе ‒ это новый этап в жизни ребенка»
Цель: Дать советы для родителей по подготовке ребенка к школе. В данной консультации раскрываются основные критерии (показатели) готовности ребенка к обучению в школе....
Консультация для родителей на тему «Народная игрушка и ее роль в развитии ребенка»
Консультация для родителейна тему «Народная игрушка и ее роль в развитии ребенка»...
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию: "Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка"
Консультация для родителей по музыкальному воспитанию: "Значение музыкально-дида...
Консультация для родителей и педагогов "Народные игры и их значение в жизни ребенка"
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, поопределению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра раз-вива...