Консультация для родителей и специалистов ДОУ "Учим детей слушать музыку"
консультация

Кузнецова Екатерина Алексеевна

Музыкальное искусство — едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста.

 При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активная деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей.   Формирование эмоциональной отзывчивости, начал музыкального мышления, творческого воображения позволяет детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: эмоциональная отзывчивость, интерес к музыке, основы вкуса, представления о красоте — тесно взаимосвязаны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rodieteley_i_spetsialistov_dou.docx330.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учим детей слушать музыку.

      Музыкальное искусство — едва ли ни единственный вид искусства, доступный восприятию ребенка раннего возраста. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту. Народная педагогика, бережно хранящая обычаи, традиции, искусство народа, берет начало в колыбельной песне. Через колыбельную у ребенка возникает потребность в художественном слове, музыке, общении со взрослым, отношение к близким людям и искусству. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Эмоциональная отзывчивость на музыку — центр музыкальности — проявляется и развивается у ребенка уже в первые месяцы жизни.

     При восприятии музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активная деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей.   Формирование эмоциональной отзывчивости, начал музыкального мышления, творческого воображения позволяет детям адекватно и творчески воспринимать музыкальные образы. Все компоненты музыкально-эстетического сознания: эмоциональная отзывчивость, интерес к музыке, основы вкуса, представления о красоте — тесно взаимосвязаны.

      Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Можно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании. Объединение разных видов музыкальной и художественной деятельности при ведущей роли восприятия музыки способствует отказу от излишней заорганизованности процесса обучения, развитию воображения, фантазии, интереса к музыке.

    Какая музыка доступна детям для восприятия? Вопрос доступности содержания музыки детям должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент. Не стоит приучать детей при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт — способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении.

Для родителей задача состоит в том, чтобы создать условия для развития эмоционально-оценочного отношения ребёнка к воспринимаемой музыке. Очень важно серьёзно отнестись к слушанию классической музыки в семье.

Как?    Заранее найдите на диске пьесу, которую вы будете слушать. Источник звука -музыкальный центр - должен быть рядом, перед ребёнком. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, Можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Как долго? 

Внимание ребенка 3—5 лёт к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами  в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка,  его физического состояния.

Когда? 

Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует).  Лучше всего — после завтрака или дневного сна.

Что?

Произведения для слушания дома (для детей 3-4 лет, рекомендованы О.П. Радыновой, автором программы «Музыкальные шедевры»): Й. Гайдн. «Детская симфония»), П.И. Чайковский «Марш из балета «Щелкунчик», «Вальс» из «Детского альбома», Г .Гендель. Сюита «Музыка на воде», И. Штраус «Марш», полька «Трик-трак», М.И. Глинка «Арагонская хота», «Первоначальная полька», В.А. Моцарт Фрагмент Менуэта из симфонии № 34, фрагмент менуэта из «Маленькой ночной серенады», И. С. Бах. Гавот из сюиты №3, С. Майкапар «Тревожная минута», А. Гречанинов «Материнские ласки», «Необычайное происшествие», Р. Шуман. «Всадник», С. Прокофьев «Бой часов» из балета «Золушка», Й. Гайдн Фрагмент Симфонии № 101 «Часы», Г.Свиридов «Зима», А. Вивальди Фрагмент концерта «Зима», П.И. Чайковский. «Зимнее утро», Р. Шуман «Дед Мороз», «Ночью», С. Прокофьев «Фея Зимы» из балета «Золушка», Р. Шуман «Солдатский марш», Д. Кабалевский «Боевая песенка», П.И. Чайковский. Марш из оперы «Пиковая дама», «Марш деревянных солдатиков», Д. Верди Марш из оперы «Аида», С. Слонимский «Марш Бармалея», С. Прокофьев «Шествие кузнечиков», Э. Григ «Шествие гномов» (фрагмент), А. Хачатурян. «Танец с саблями» из балета «Гаянэ», С. Прокофьев. Марш («Детская музыка»).

Старайтесь, чтобы дети радовались музыке, учились переживать заложенные в ней чувства. Спросите, какая это музыка, весёлая или грустная, спокойная или взволнованная, про кого такая музыка может рассказывать? Что под неё хочется делать, спросите, как бы ребёнок её назвал? Такие вопросы пробуждают  интерес детей к слушанию и развивают их творческое воображение.

Дети очень любят повторно слушать полюбившуюся им музыку. Постарайтесь предоставить им такую возможность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям, которые хотят научить детей слушать музыку.

Родителям предлагаются советы, как ненавязчиво вовлечь ребенка в процесс слушания музыки, учить откликаться на неё, выражать детские эмоции....

Консультация для родителей: "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

Основные принципы общения с ребенком:1. Безусловно, принимайте своего ребенка.Любите его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто за то, что он есть!2. Пос...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Учимся слушать музыку дома»

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Учимся слушать музыку дома» Автор: Гогенко С.В. 1. Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходим...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Учимся слушать музыку дома»

1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведениенеобходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотетьслушать! Нужно очень постар...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «УЧИМСЯ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ДОМА»

Прежде всего помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать!...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию «Как слушать музыку с ребёнком?»

Привить малышам интерес к классической музыке и желание её слушать, способность находить в этом радость, сопереживать выраженному настроению – задача, требующая внимания, уважения, особого довер...