Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции произношения
консультация по логопедии
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но , несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов , способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые нарушения ( ОНР, ФНР, ФФНР), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей – логопатов. Проблема это заключается в длительном периоде над постановкой звука, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
« Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции произношения»
Время работы над темой : 2022- 2023 уч. год.
Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но , несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов , способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые нарушения ( ОНР, ФНР, ФФНР), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей – логопатов. Проблема это заключается в длительном периоде над постановкой звука, автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Ухудшение в последние годы показателей развития детей дошкольного возраста Е.Краузе, Е.Пожиленко и другие специалисты объясняют следующими причинами:
- слабостью мышц артикуляционного аппарата;
- избирательным нарушением фонематического слуха;
- неблагоприятным речевым окружением,
- недоразвитием речевого дыхания.
С целью достижения положительной динамики в коррекционном процессе изучаю проблему отработки артикуляциоонной моторики в теории и практике. Артикуляционной гимнастикой называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щек.
« Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие согласованные движения ариткуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика»
( Пожиленко Е.А. « Артикуляционная гимнастика»)
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Работу по данной теме начала с обследования дошкольников с целью выявления готовности артикуляционного аппарата детей к становлению звуковой стороны речи. Обследование показало, что большинство упражнений дети выполняют замедленно и напряженно, испытывают затруднения с поиском нужной позы или совсем не выполняют движений.
Исходя из этого, был намечен план работы по данной теме.
Содержание :
- Изучение методической литературы.
- Методические рекомендации и консультации по коррекции речи у дошкольников с помощью артикуляционной гимнастики. Целью консультативной работы является создание предпосылок на совместную деятельность с воспитателями ДОУ и родителями.
- Изучала необычные и нестандартные методы выполнения артикуляционной гимнастики. Заинтересовалась использованием биоэнергопластики. Такая методика помогает длительно удерживать интерес ребенка и повысит мотивационную готовность детей к занятиям.
При работе придерживалась следующих аспектов:
- Артикуляционная гимнастика проводилась ежедневно, на НОД логопеда , чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
- Артикуляционная гимнастика проводилась в 2-3 раза, сидя перед индивидуальным зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
- Комплекс упражнений сочетал в себе статические и динамические упражнения.
- При выполнении новых упражнений обязательно закреплялись старые.
- Перед артикуляционными упражнениями использовались дыхательные, голосовые, мимические.
- Комплексы артикуляционной гимнастики, для сохранения интереса и поддержания мотивации ребёнка к НОД соответствовали годовому тематическому планированию.
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, стремилась выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала.
На наших занятиях использовала следующие формы проведения артикуляционной гимнастики:
- Упражнения — стихокомплексы. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.
- Использование рисунков-подсказок, картинок-образов. Выступают в роли наглядного символа артикуляционной позы. Они могут быть собраны в схемы или демонстрироваться как отдельный образ.
- Логоритмическая гимнастика. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики.
-Театрализация как форма проведения артикуляционной гимнастики. Дети самостоятельно обыгрывают сюжет сказки и демонстрируют образы главных героев. Язык выступает как помощник показа тех или иных образов и сюжетов.
- Использование элементов биоэнергопластики. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
- Встречи с героями веселых полянок. На «полянке» подобран комплекс картинок образов артикуляционных движений. Ребёнок раскрашивает их, рассказывает сказку или просто называет движение и выполняет гимнастику.
- Сказочные истории из жизни Язычка. Ребёнок рассказывает сказку и демонстрирует движения языка. Эти истории могут сопровождаться и пальчиковым театром и биоэнергопластикой и театрализацией.
- Упражнения для формирования воздушной струи.
- Использование нетрадиционных упражнений с бусиной, соской, чупа – чупсом, ватные палочки для совершенствования артикуляционной моторики.
Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Дети не замечали, что их учат, т.к. занятия стали интересными, увлекательными, эмоциональными. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче. Состояние артикуляционной моторики улучшается, появляется интерес к трудоемкому процессу освоения правильного произношения.
Методическая литература:
1. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. ТРА-ЛЯ-ЛЯ для язычка.
3. Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения.
4. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика.
5. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках.
6. Косинова Е. Гимнастика для развития речи.
7. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика.
8. Новиковская О. А. Веселая зарядка для язычка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...

План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ. ...

Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...

Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».Время работы над темой: март 2018 ...

Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушениями речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
В процессе формирования правильного звукопроизношения у детей важнейшую роль играет развитие артикуляционной моторики. В данной презентации я хочу Вас познакомить с причинами и видами нарушений артику...

Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения» ...