Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2020.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад 180 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Тема по самообразованию: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»
Суходолина Ю.Ю.,
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Новоалтайск
2020 г.
Цель: использование артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.
Задачи: вырабатывать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата: точность движения, плавность и легкость, без подергивания, дрожания, синкинезий, устойчивости конечного результата, плавного переключения с одного движения к другому.
Предполагаемые результаты использования артикуляционной гимнастики: выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата для коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи.
Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.
Если заниматься артикуляционной гимнастикой, то это поможет ребенку подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Изучение методической литературы
№ п/п | План | Сроки |
1. | Корнилова М.В. «Технология составления учебных программ: методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений» – Кемерово: КРИПКиПРО, 2006 | Август, сентябрь. |
2. | Каше Г.А. «Исправление недостатков речи у школьников». Под ред. Р. Е. Левиной. М., «Просвещение», 1971 | Ноябрь, декабрь. |
3. | Григорьев Д.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» М.: Просвещение, 2010. | В течение года. |
4. | Куликовская Т.А. «Логопедические скороговорки и считалки». Речевой материал для автоматизации звуков у детей М.; Издательство «ГНОМ и Д», 2008. | Январь, февраль. |
5. | Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 | Март, апрель. |
Практическая работа
№ п/п | План | Форма отчета | Сроки |
1. | Подобрать картинки для постановки и автоматизации звуков. | Папка «Наглядный материал для постановки и автоматизации звуков» | В течение года. |
2. | Подобрать логопедические скороговорки и считалки для автоматизации звуков. | Папка «Скороговорки и считалки» | В течение года. |
3. | Создать собственную базу лучших разработок занятий, интересных приемов и находок на занятии. | Папка с материалами. | В течение года. |
4. | Подготовить раздаточный материал для коррекции нарушений письменной и устной речи. | Раздаточный материал и наглядность. | В течение года. |
5. | Продолжить накопление специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде. | Электронная база данных логопедической службы. | В течение года. |
6. | Провести праздник для детей, посещающих группу компенсирующей направленности | Разработка сценария. | Январь. |
7. | Оформлять речевой уголок. | Папка с материалами. | Раз в квартал |
Используемая литература
- Мазанова Е.В. «Школьный логопункт, документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов» М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009
- «Логопедия, учебник для ВУЗов, под редакцией Волковой Л.С.» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
- Фотекова Т.А «Тестовая методика диагностики устной речи школьников» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000
- Петроченко В.И., Брюховских Л.А «Фонетика для логопедов: учеб. пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева» Красноярск, 2008
- Воробьева Т.А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика» Санкт-Петербург: издат. дом «Литера», 2011
- Краузе Е.Н. «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика» М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
- Григоренко Н.Ю, Цыбульский С.А «Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции» М.: издательство «Книголюб», 2005
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов» Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006
- Лылова Л.С. и др. «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Пособие для воспитателей, логопедов» Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012
- Лылова Л.С. «Фронтальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов» Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012
- Четверушкина Н.С. «Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений» М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
- Балавина Н.Н. «Логопедические карточки для обследования и развития лексико-грамматического строя и связной речи детей» Хабаровск: изд-во «Ранок», 2009
- Балавина Н.Н. «Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слов» Хабаровск: изд-во «Ранок», 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум: "Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения".
Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным ...
План работы по самообразованию « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
План работы, проведённой в течении 15 месяцев, по теме « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения»....
Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения
Тема для самообразования для учителя логопеда на логопункте в ДОУ. ...
Самообразование на тему:«Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения». Цели: Повышение уровня знаний, профессионального мастерства ...
Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Индивидуальная тема самообразования: « Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».Время работы над темой: март 2018 ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения».
Время работы над темой: сентябрь 2022 – май 2023 гЦель: Обобщить опыт работы по теме.Задачи:1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.2. Повысить пе...