Слоговая структура слова
консультация по логопедии
Этапы работы над слоговой структурой слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_delat_esli_ngarushena_slogovaya_struktura_slova.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Что делать, если у ребёнка нарушена слоговая структура слова?
Если в речи ребёнка – дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение слогов и звуков, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет, это явление физиологически обусловлено, считается нормой. Однако, если в 4-5 лет ребёнок произносит, например, «милицей» (милиционер), «моцоцикал» (мотоцикл), «казняк» (сквозняк), «бабан» (банан), это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова.
Под понятием «слоговая структура» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
В языке слоговая структура занимает особое место:
- с одной стороны она является частью произносительной стороны речи фонетики;
- с другой – выражением значения слова, т.е. лексики.
Кроме того, слоговая структура оказывает влияние на формирование грамматического строя речи, поскольку слова связываются в предложении благодаря окончаниям, предлогам, союзам, которые в свою очередь образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги и звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, из-под скамейки). Следовательно, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушенном становление всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – фактически связано с таким понятием как слоговая структура.
Виды нарушений слоговой структуры.
- Нарушение количества слогов (пропуск, добавление : «моток» - молоток, «команата» - комната)
- Нарушение последовательности слогов (перестановки: «моколо» - молоко)
- Искажение структуры отдельного слога (сокращение, вставки звуков в слог: «лимонт» - лимон, «тул» - стул)
- Уподобление слогов (замены: «кококосы» - абрикосы)
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием фонематических и артикуляционных возможностей ребёнка. Работа по формированию слоговой структуры сложна и продолжительна по времени. Она состоит из нескольких этапов.
Этап №1 Создание фонетико-фонематической базы.
На данном этапе рекомендуется использовать:
- Игры на узнавание неречевых звуков («Найди игрушку», «Где локольчик?», «Что звучало?»)
- Игры на различение слов, фраз, звуков по высоте, силе, тембру («Кто позвал», «Далеко-близко», «Три медведя»).
- Игры на различение слов, близких по звуковому составу («Кто внимательней», «Найди свою картинку», «Подбери слово к схеме»)
- Игры на анализ и синтез слога:
- какой звук спел песенку [а] или [о] …;
- поднять гласную букву на соответствующий звук;
- «зашифровать» (напечатать или выложить) гласные буквы из называемых слогов;
- придумать слог с заданным гласным звуком;
- определить место заданного гласного звука в слоге;
- изменить порядок звуков в слоге, назвать полученный слог (ум – му)
- Игры на выделение гласных звуков из слова
- назвать гласные звуки в слове;
- напечатать (выложить) только гласные звуки слова;
- проартикулировать только гласные звуки слова;
- разложит картинки под соответствующими гласными буквами
О А Ы
дом мак сыр
сок
- разложить картинки под определённым сочетанием гласных
-У -А -А -А
рука рана
Этап №2. Формирование слоговой структуры слова.
Последовательность определяется логопедом и соответствует принципу «от простого к сложному». Рекомендуемые виды заданий (подходят для работы со словами любого типа).
- выложить схему слова (сын - ; дыра - - );
- подобрать слово к схеме ( Ы – дым… ; А А А – панама);
- придумать слово по заданному ритмическому рисунку
- сок, дуб, зуб
- - каток
- - - порядок, картошка …
- - - побежал, лимонад …
- заданное слово изобразить ритмическим рисунком (отхлопать);
- подбор слов к заданному рифме – слогу (сы – весы, часы, носы…, сок – лесок, кусок, носок …)
- наращивание слоговой структуры (гусь – гуси –гусята – гусёныши)
- закончить слова заданным слогом ( ла– )
( пана – МА )
( ра – )
- закончить слово, начатое определённым слогом ( пар - та
- кет)
- деление слов в предложении на слоги;
- цепочки сло (ры – ба - ба – ран – ран - ка – ка – бан – бан – ка и т.д.)
Этап №3. Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слов.
Виды работы:
- составление рассказов по опорным словам (супница – свекольник – скатерть и..)
- описание предметов (мухамор, комбинезон, аквариум)
- составление рассказов по плану
- диалоги на заданную тему
Надо сказать, что на протяжении всей работы необходимо пояснять ребёнку значение редко употребляемых, новых для него слов, включать их в предложения. Подобная работа по формированию слоговой структуры слов приобретает особую значимость как подготовительный этап к обучению грамоте.
Использованная литература:
- Н.С.Четверушкина. слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.; М., 2003 г.
- Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина Коррекционная работа с детьми с нерезко выраженным или общем недоразвитием речи на первом этапе обучения. Воронеж, 2001 г.
- Ткаченко Т.А. коррекция нарушений слоговой структуры слова, М., 2003 г.
- А.Г.Милостивенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей, СПб, 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...
Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.
1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...
Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.
Данная презентация создана для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....
Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...
Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.
Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...