Слоговая структура слова
консультация по логопедии

Лариса Кириллова

Этапы работы над слоговой структурой слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_delat_esli_ngarushena_slogovaya_struktura_slova.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 Что делать, если у ребёнка нарушена слоговая структура слова?

        Если в речи ребёнка – дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение слогов и звуков, значит структура слов воспроизводится неверно. До 3-х лет, это явление физиологически обусловлено, считается нормой. Однако, если в 4-5 лет ребёнок произносит, например, «милицей» (милиционер), «моцоцикал» (мотоцикл), «казняк» (сквозняк), «бабан» (банан), это является сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова.

 Под понятием «слоговая структура» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

        В языке слоговая структура занимает особое место:

- с одной стороны она является частью произносительной стороны речи фонетики;

- с другой – выражением значения слова, т.е. лексики.

        Кроме того, слоговая структура оказывает влияние на формирование грамматического строя речи, поскольку слова связываются в предложении благодаря окончаниям, предлогам, союзам, которые в свою очередь образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги и звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков (под столом, в стакане, из-под скамейки). Следовательно, как при нормальном речевом развитии, так и при нарушенном становление всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики, грамматики – фактически связано с таким понятием как слоговая структура.

        Виды нарушений слоговой структуры.

  1. Нарушение количества слогов (пропуск, добавление : «моток» - молоток, «команата» - комната)
  2. Нарушение последовательности слогов (перестановки: «моколо» - молоко)
  3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение, вставки звуков в слог: «лимонт» - лимон, «тул» - стул)
  4. Уподобление слогов (замены: «кококосы» - абрикосы)

Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием фонематических и артикуляционных возможностей ребёнка. Работа по формированию слоговой структуры сложна и продолжительна по времени. Она состоит из нескольких этапов.

Этап №1 Создание фонетико-фонематической базы.

 На данном этапе рекомендуется использовать:

  1. Игры на узнавание неречевых звуков («Найди игрушку», «Где локольчик?», «Что звучало?»)
  2. Игры на различение слов, фраз, звуков по высоте, силе, тембру («Кто позвал», «Далеко-близко», «Три медведя»).
  3. Игры на различение слов, близких по звуковому составу («Кто внимательней», «Найди свою картинку», «Подбери слово к схеме»)
  4. Игры на анализ и синтез слога:

- какой звук спел песенку [а] или [о] …;

- поднять гласную букву на соответствующий звук;

- «зашифровать» (напечатать или выложить) гласные буквы из называемых слогов;

- придумать слог с заданным гласным звуком;

- определить место заданного гласного звука в слоге;

- изменить порядок звуков в слоге, назвать полученный слог (ум – му)

  1. Игры на выделение гласных звуков из слова

- назвать гласные звуки в слове;

- напечатать (выложить) только гласные звуки слова;

- проартикулировать только гласные звуки слова;

- разложит картинки под соответствующими гласными буквами

                О                        А                        Ы

                  дом                          мак                           сыр

                  сок

- разложить картинки под определённым сочетанием гласных

                -У   -А                                        -А   -А

                  рука                                          рана

Этап №2. Формирование слоговой структуры слова.

 Последовательность определяется логопедом и соответствует принципу «от простого к сложному». Рекомендуемые виды заданий (подходят для работы со словами любого типа).

- выложить схему слова (сын - ; дыра - - );

- подобрать слово к схеме ( Ы – дым… ; А А А – панама);

- придумать слово по заданному ритмическому рисунку

        -                сок, дуб, зуб

       - -                каток

     - - -                порядок, картошка …

     - - -                побежал, лимонад …

- заданное слово изобразить ритмическим рисунком (отхлопать);

- подбор слов к заданному рифме – слогу (сы – весы, часы, носы…, сок – лесок, кусок, носок …)

- наращивание слоговой структуры (гусь – гуси –гусята – гусёныши)

- закончить слова заданным слогом ( ла–              )

                                             ( пана –   МА )

                                             ( ра –             )

- закончить слово, начатое определённым слогом ( пар  - та

                                                                    - кет)

- деление слов в предложении на слоги;

- цепочки сло (ры – ба - ба – ран – ран - ка – ка – бан – бан – ка и т.д.)

Этап №3. Закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слов.

Виды работы:

- составление рассказов по опорным словам (супница – свекольник – скатерть и..)

- описание предметов (мухамор, комбинезон, аквариум)

- составление рассказов по плану

- диалоги на заданную тему

Надо сказать, что на протяжении всей работы необходимо пояснять ребёнку значение редко употребляемых, новых для него слов, включать их в предложения. Подобная работа по формированию слоговой структуры слов приобретает особую значимость как подготовительный этап к обучению грамоте.

Использованная литература:

  1. Н.С.Четверушкина. слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет.; М., 2003 г.
  2. Л.Г.Кобзарева, М.П.Резунова, Г.Н.Юшина Коррекционная работа с детьми с  нерезко выраженным или общем недоразвитием речи на первом этапе обучения. Воронеж, 2001 г.
  3. Ткаченко Т.А. коррекция нарушений слоговой структуры слова, М., 2003 г.
  4. А.Г.Милостивенко. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей, СПб, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (система Н.С. Четверушкиной по коррекции нарушений слоговой структуры слова) - иллюстративный материал.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХДля каждого предложения создана отдельная картинка в таблице. Очередность картинок в таблице соответствует очередности предложений в пособии...

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Презентация: "Работа над слоговой структурой слова. Слова vıı типа слоговой структуры.

Данная презентация создана  для работы над слоговой структурой слов 7 типа на этапе словосочетаний и предложений....

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Актуальность проблемы. Онтогенез формирования слоговой структуры слов. Причины нарушений слоговой структуры слов.

Актуальность проблемы заключается в том, что с каждым годом растёт количество детей страдающих общим недоразвитием речи.Если в 1970–1980-е годы речевые дефекты были у каждог...