Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.
Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамотой – это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми. И, конечно, может повлиять на нарушение письма – дисграфия и нарушения чтения –дислексия.
В данной консультации предлагаются различные игры и упражнения, которые помогут устранить нарушения слоговой структуры слова и пополнят копилку речевых игр в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»
Нарушение слоговой структуры слова у детей отрицательно влияет на усвоение чтения и письма. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе – одна из самых важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в ДОУ и семье. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или наращение звуков и слогов, значит, структура слов воспроизводится неверно. До трёх лет это физиологически обусловлено, нормально. Мы нередко слышим от малышей, только начавших говорить, например такие слова: «мацицикл» (мотоцикл), «мицанель» (милиционер), «касанавт» (космонавт), и оправданно не беспокоимся о состоянии их речи.
Однако если дошкольник в 4-5 лет произносит: «касавока» (сковородка), «писось» (пылесос), «анга» (нога), «липека» (таблетка) и т. п., то это указывает на стойкое нарушение слоговой структуры слова.
В системе языка с тремя основными составляющими – фонетикой, лексикой и грамматикой – слоговая структура занимает особое место. С оной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи – фонетики (Т. Г. Егоров, Н. Х. Швачкин и другие). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и семантической недостаточностью у дошкольников (Р. Е. Левина, А. К. Макаров и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.
По данным некоторых исследователей существует влияние формирования слоговой структуры и грамматического строя речи.
Р. Е. Левина отмечает, что возникновение предложений в речи ребёнка тесно связано со слогообразованием. По мнению Д. Б. Эльконина, овладение грамматическим строем напрямую зависит от ориентировки ребёнка в звуковой системе родного языка. Улучшая последнюю (и, в частности, воспроизведение слоговой структуры слов), мы создаём конструкции грамматики в целом.
Известен и тот факт, что отдельные слова связываются в предложения благодаря грамматическим средствам – окончаниям, а также различным предлогам и союзам. Они же, в свою очередь, нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечение согласных звуков (под столом, в стакане, со скамейки, из-под шкафа).
В русских словах сила безударных слогов неодинакова (А. Н. Гвоздев, Б. Киттерман, Т. Г. Егоров), а в указанных образованиях, где 2-3 согласных звука стоят рядом, их восприятие дополнительно затруднено.
Итак, при нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слова.
Игры для развития слоговой структуры слова
Дидактические игры:
«Перепутаница»
Ход: Жили-были слова, однажды они веселились, играли, танцевали, и не заметили, как перепутались. Помогите словам распутаться. Слова: босака (собака), лавосы (волосы), лекосо (колесо)
«Чудесный мешочек»
Ход: В мешочек опускаются картинки маленькие, на них нарисованы предметы, ребёнок вынимает картинку и называет картинку, которая нарисована. Мешочек идёт по кругу детей. Кто правильно назвал слово, у того остается картинка. В конце игры подсчитывают количество картинок, у кого больше, тот выиграл.
«Доскажи словечко»
Идет спокойно, не спеша. На лугу среди букашек
Пусть видят все, как хороша. Поднялся переполох:
Удобна прочная рубаха, Оттеснился переполох
В которой ходит….(черепаха) Великан … (чертополох)
Наш приятель тут как тут. Он круглый и красный,
Всех домчит он в пять минут. Как глаз светофора.
Эй, садись, не зевай, Среди овощей
Отправляется… (трамвай) Нет сочней …(помидора)
«Сказочные герои»
Толстый хваста и зазнайка
С Малышом дружил…(Не Незнайка, а Карлсон)
Из носка в полоску
Папой сшит колпак,
В нём в школу и отправился
С «Азбукой»…(не Иван-дурак , а Буратино)
(так же можно играть «Транспорт», «Профессии», «Животные» и т. д.)
Пальчиковые игры со стихами
«Шкаф»
Пальчиковая гимнастика
Шкаф дремучий, шкаф и дуба. (Сжимают и разжимают пальцы.)
В нём – костюмы, платья, шубы. ( Поочерёдно загибают пальцы.)
В нём – еноты, лисы, волки.
Белки там – на верхней полке.
И весь день в шкафу темно, (Закрывают руками глаза.)
Как в лесу или в кино. (Открывают глаза.)
«Мы во двор пошли гулять»
Пальчиковая гимнастика
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики по одному.)
Мы во двор пошли гулять. («Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)
Бабу снежную лепили, (Лепят комочек двумя ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошат» хлебушек всеми пальчиками.)
С горки мы потом катились, (Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.)
А ещё в снегу валялись. (Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой пришли. (Отряхивают ладошки.)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой: руки под щёку.)
Физминутки
«Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
− Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать, не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла. (Считаем пальчиком.)
«Удивляемся природе»
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе. ( Потягивания – руки в стороны.)
Вот салат, а здесь укроп.
Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот.)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой –
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива. ( Потягивания – руки в стороны.)
Мы её не будем трогать –
Обожглись уже немного. ( Руки вперёд – потрясти кистями.)
Всё полили мы из лейки
И садимся на скамейки. (Дети садятся.)
«Игры с буквами»
«Подбери картинку к слогу»
Ход: раскладываются напечатанные слоги в ряд перед детьми и картинки. Дети должны найти, с каких слогов начинаются названия картинок.
«Воздушные шарики»
Ход: На доске или столе разложены картонные цветные шарики, на них написаны слоги. Дети находят одинаковые по форме и цвету шары, соединяют правильно, что бы получилось слово.
«Цепочка слов»
Ход: выкладывается длинная цепочка слов, дети читают и называют, какие слова спрятались.
«Собери из букв слова»
Детям выдаются картинки, из кассы букв под картинкой выкладываются слова. За правильно собранное слово, ребёнок получает звёздочку.
«Лишний слог»
Ход: Детям раздаются слоги, один слог лишний. Дети составляют слово, определяя лишний слог.
Д\И «Назови профессию»
Кто вставляет стёкла? –
Кто чинит водопровод? –
Кто штукатурит стены? –
Кто работает на кране? –
Кто работает на тракторе? –
Кто работает на экскаваторе? –
Д\И «Кто, что делает?» (Образование сложных слов.)
Рыбу ловит –
Землю копает –
Пчёл разводит –
Пешком ходит –
Лес рубит –
Трубы чистит –
Лес разводит –
Птиц ловит –
Д\И «Деформированный текст»
Детям предлагается составить предложение из слов.
Орехи, в, белка, прячет, дупло.
По, зайка, лесу, прыгает.
На, ребята, пошли, прогулку.
Д\И «запомни, положи, повтори»
Ход: Педагог называет слова. Выдаёт ребёнку картинки. Ребёнку необходимо назвать слова в той же последовательности и положить картинки с этими словами, в порядке называния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Игры на развитие слоговой структуры слова"
Подборка игровых упражнений для всех этапов работы над слоговой структурой слова дошкольников с ОНР...
Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"
Консультация содержит практический материал для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Игры для развития слоговой структуры слова»
Данный материал рассказывает, как могут родители помочь своему ребенку справиться с нарушением слоговой структуры слова? Я познакомлю вас с некоторыми приемами коррекции и развития слоговой стру...
Консультация для родителей «Игры для развития слоговой структуры слова»
Игры для развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
Консультация. Игры для развития слоговой структуры слов
развитие слоговой структуры слов...
Консультация для родителей "Игры для развития слоговой структуры слова"
Формирование у детей грамматически правильной речи – одна из самых важных задач в работе по обучению ребёнка родному языку. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими...
Игры по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, дефектологов и воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования дидактических игр, способств...