ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ
статья по логопедии

Тюлепаева Эльзана Ранисовна

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. 

Влияние игр с песком на развитие ребенка. 

Игры на развитие диафрагмального дыхания. 

Подготовка к обучению грамоте, коррекция дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pesochnaya_terapiya_mart_2023.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тюлепаева Эльзана Ранисовна, учитель-логопед МКДОУ «Чесменский детский сад «Солнышко»

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много. Но мне хочется остановиться на песочной терапии.

Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом - это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.

Влияние игр с песком на развитие ребенка

  • снимают мышечную напряжённость;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
  • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма;
  • повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи в целом;
  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее - холодное», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева и Т.М.Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

«пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

Выдыхай медленно и плавно.

Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

обучающиеся чувствуют себя более успешными;

перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

на занятиях нет места монотонности и скуке.

Таким образом, применение нетрадиционной здоровьесберегающей логопедической технологии – пескотерапии, учитывающей специфику работы логопеда, закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, успешно сотрудничать с родителями, повышая качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД с элементами песочной терапии в логопедической группе

Методическая  разработка НОД в логопедической   группе детей старшего дошкольного возраста   с ОНР с использованием элементов песочной терапии...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИИгры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, м...

Проект "Песочная терапия в логопедической работе"

Песочная терапия в логопедической работе...

Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

В статье рассматривается опыт работы логопеда  использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, арома...

Консультация для родителей «Использование песочной терапии в логопедической работе»

Игры на песке- одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности и воображение детей. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей....

Использование песочной терапии в логопедической работе

Речь является одной из важнейших психических функций человека.Речевое  общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная д...