Использование песочной терапии в логопедической работе
статья по логопедии

Речь является одной из важнейших психических функций человека.

Речевое  общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesochnaya_terapiya.docx21.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

                                                                                                                                                         

Использование песочной терапии

в логопедической работе

 Подготовила:

учитель-логопед

                                                                                                                                Олейник О.Г

Речь является одной из важнейших психических функций человека.

Речевое  общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушение речи, так как оно негативно влияет на все психические функции, отражается на деятельности ребенка,  его поведении. Нарушения речи могут оказать негативное влияние на формирование личности ребенка, вызвать специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это негативно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
    На сегодняшний день в арсенале  всех, кто занимается воспитанием и обучением  детей дошкольного возраста есть большой  практический материал, применение которого  способствует эффективному речевому развитию ребенка. 


В специальных  журналах, в различных  методических и научно-популярных изданиях дефектологи, учителя-логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы  работы с детьми - логопатами. Одной из таких форм является песочная терапия.

Песочная терапия - игра с песком, как способ развития ребенка.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.


А самое главное - она ​​приобретает бесценный опыт множества жизненных ситуаций. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, учат его прислушиваться к себя и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.

Игры с песком разнообразны:

  • учебные игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
  • познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны;
  • проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество и фантазию.

Игры с песком:

  •  развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  •  снимают мышечное напряжение;
  • помогают ребенку чувствовать себя защищенным, в комфортной  для него среде;
  • эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию развивают активность, расширяют жизненный опыт;
  •  стабилизируют;
  •  преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка с помощью готовых фигурок;
  •  развивают творческие (креативные) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
  •  совершенствуют визуально-пространственное ориентирование, языковые возможности;
  •  способствуют расширению словарного запаса;
  •  помогают освоить навыки звуко - слогового анализа и синтеза;
  •  позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи,  помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма

Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.

Частичное  перенесение логопедических занятий в песочницу,  даёт  больший воспитательный и образовательный эффект, чем стандартные формы обучения.

Обучение с применением песочной терапии целесообразно проводить в форме индивидуальных занятий или малыми группами, это позволяет каждому ребёнку стать  активным участником творческого  процесса, созданию  связного высказывания.

При организации игры с песком можно использовать определенные игровые наборы: фигурки животных( диких и домашних),обитателей подводного мира, предметы мебели, детскую посуду, объекты небесной сферы, деревья, постройки, транспортные средства. Если чего-то не будет хватать в полном объеме, можно вместе с детьми вылепить из пластилина и включить в игру.

Упражнения с песком, которые используются на логопедических занятиях:

  •  положите ладони на песок, закройте глаза, почувствуйте, какой он. Откройте глаза, расскажите, что вы чувствовали;
  •  сделайте то же самое, повернув ладони другой стороной. Расскажите о своих ощущениях;
  •  скользить по поверхности песка, как змейка или как машина;
  • Пройтись ладошками, как слон, как маленький слоненок, как быстрый зайчик;
  • оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней;
  •  создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово;
  •  «пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно;
  •  просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка;
  •  разложить на песке разные по структуре и размеру камни и природные материалы;
  •  провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтах;
  •  посчитать камешки и решить на песке математическую задачу;
  • выложить геометрическую фигуру;
  •  Просеять песок через сито;
  •  Нарисовать узор кисточкой или палочкой.

Песочницу можно использовать для:

  •  нахождения животных, предметов (вариация игры «Волшебный мешочек»);
  •  лепки буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
  •  превращения букв  «Л» в «А», «Г» в «Т», «Р» в «В»;
  •  нахождения  спрятанных в песке букв, составление из них слогов, слов;
  •  печатания  буквами (сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку).

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку чувствовать себя уверенно и успешно.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

  •  у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
  •  дети чувствуют себя более успешными, уверенными;
  •  повышается мотивация речевого общения;
  •  развиваются первичные произносительные умения и навыки;
  •  пополняется и активизируется словарь;
  •  корректируется грамматический строй речи,  развивается        связная речь;
  •  развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
  • формируются навыки чтения и письма.

Песочная картина, созданная ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире. Задача взрослого - понять ребенка и почувствовать через призму   песочной картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование песочной терапии на логопедических занятиях.

"ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ. об использовании песочной терапии на логопедичееских занятиях в ДОУ...

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»

Конспект мастер-класса для родителей детей, посещающих логопедический пункт ДОУ: «Использование метода «песочной терапии» в логопедической работе с детьми»....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЭЛЕМЕНТОВ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ»  В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИИгры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, м...

2020 год .Проект, направленный на использование песочной терапии на логопедических занятиях: «Волшебный песок»

Проект, направленный на использование песочной терапиина логопедических занятиях: «Волшебный песок»...

Проект "Песочная терапия в логопедической работе"

Песочная терапия в логопедической работе...

Статья "Элементы песочной терапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

В статье рассматривается опыт работы логопеда  использующего в работе с детьми дошкольного возраста элементы песочной терапии. В сочетании с наглядными материалами, элементами хромотерапии, арома...

Консультация для родителей «Использование песочной терапии в логопедической работе»

Игры на песке- одна из форм естественной деятельности ребенка. Песок развивает творческие способности и воображение детей. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное состояние детей....