Использование нейроигр в системе взаимосвязанной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на этапе автоматизации правильного произношения звуков.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Марковская Альбина Рашидовна

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедическрой группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса , всей жизни и деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_neyroigry.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Использование нейроигр в системе взаимосвязанной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на этапе автоматизации правильного произношения звуков.

Бондаренко Марина Владимировна

Учитель-логопед ГБДОУ детский сад 9 Московского района Санкт-Петербурга

Марковская Альбина Рашидовна

Воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ детский сад 9 Московского района Санкт-Петербурга

Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Единственный путь осуществления логопедизации это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).

Учитель-логопед ставит перед воспитателем следующие коррекционные задачи:

-постоянное совершенствование моторных навыков;

-закрепление произношения поставленных логопедом звуков;

-целенаправленная активизация отработанной лексики;

-упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;

-развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

Итак, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 5-7 лет, в том числе недоразвитие речи.

Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.

Способность к самоконтролю - важный компонент в автоматизации поставленных звуков у детей, особенно в спонтанной, произвольной речи.

В представленной картотеке нейроигр и упражнений подобраны игры, используемые в работе над закреплением правильного произношения звуков. По аналогии их можно использовать для решения других коррекционных задач. Например, для активизации словарного запаса, для отработки различных грамматических конструкций, для развития речевого дыхания и др.

Данный речевой материал можно использовать и на занятии, и в совместной деятельности с детьми, и во время прогулки.

Буковки- подружки

Задачи:

-автоматизация звука Р изолированно;

-закрепление связи между графическим изображением звука и правильным произношением;

-профилактика оптической дисгрвфии;

- снятие нервно- мышечного напряжения.

Оборудование:

-интерактивная песочница.

Инструкция:

-Какой рукой тебе удобно писать?

-Напиши букву Р правой рукой.

-Напиши букву Р левой рукой.

-Двумя руками одновременно две буквы Р, которые смотрят вправо.

-Смотрят влево.

-Смотрят в разные стороны («Буковки поссорились»).

-Смотрят друг на друга («Буковки помирились»).

-Сотри букву, которая написана неправильно.

-Нарисуй правильно написанной букве Р глазки и улыбочку.

-Запомни, в какую сторону она смотрит!

Дорожка для ладошек

Задачи:

-автоматизация и дифференциация звуков Л и ЛЬ в прямых слогах- песенках ЛА-ЛА-ЛЯ-ЛЯ

-массаж для ладошек;

-снятие нервно-мышечного напряжения.;

-ориентировка в схеме тела.

Оборудование:

массажные ладошки синего и зеленого цветов.

Инструкция:

-пройди ладошками по дорожке, называя правую и левую руку;

-пой песенку ЛА, наступая на синюю ладошку, песенку ЛЯ, наступая на зеленую.

Ёжики и шишки

Задачи: 

-автоматизация и дифференциация звуков Л и ЛЬ в прямых слогах- песенках ЛА-ЛА-ЛЯ-ЛЯ;

-массаж для ладошек и ступней;

-снятие нервно-мышечного напряжения;

-ориентировка в схеме тела.

Оборудование:

массажные мячики и шишки синего и зеленого цветов.

Инструкция:

-сядь ровно на стульчик;

-синюю шишку положи под левую ступню;

-зеленую шишку положи под правую ступню;

-синего ёжика прижми ладошкой к правому бедру;

-зеленого ёжика к левому бедру;

-ёжиков гладим круговыми движениями;

-шишечки гладим  движениями вперёд — назад;

ЛА-ЛА-ЛА- синий цвет

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ- зелёный цвет.

ДВИЖЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО ПЕРЕКРЁСТНО.

Цветные прищепки

Задачи:

-автоматизация и дифференциация звуков С и СЬ в прямых и обратных слогах;

-развитие мелкой моторики.

Синей перчаткой бери синие прищепки, зелёной-зелёные.

Оборудование:

Верёвка, перчатки синего и зелёного цветов, 2 коробочки с прищепками синего и зелёного цветов.

Инструкция:

-помоги «развесить слоги» на веревку с помощью прищепок;

-прищепки прикрепляй слева направо;

-слог с твёрдым звуком С — синяя прищепка;

-слог с мягким звуком СЬ — зелёная прищепка;

СА, СЯ, АС, ОС, СО, УСЬ, СИ, СЫ, ИСЬ, СМУ, СНО,

1 вариант:

- на правую руку надень синюю перчатку, на левую- зелёную,Синей перчаткой бери синие прищепки, зелёной- зелёные.

2 вариант:

-поменять перчатки и делать другой рукой.

3 вариант:

-поменять коробочки с прищепками местами.

4 вариант:

-перемешать прищепки.

Вертушки

Задачи:

-автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в прямых слогах;

-развитие моторики и координации движений.

Оборудование:

-гимнастические палочки синего и зелёного цветов;

-колечки из верёвки с синим и зелёным шариком.

Инструкция:

-синей палочкой крути синий шарик и произноси слоги со звуком Р;

-зелёной палочкой крути зелёный шарик и произноси слоги со звуком РЬ;

-поменяй руки и продолжай.

РА- РА- РА   РЯ-РЯ-РЯ

РО-РО-РО   РЁ-РЁ-РЁ

РУ-РУ-РУ  РЮ-РЮ-РЮ

РЫ-РЫ-РЫ   РИ-РИ-РИ

Логопедический кёрлинг

Задачи:

- автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в словах;

-развитие координации движений.

Оборудование:

-гимнастические палки синего и зелёного цветов;

-шайбы синего и зелёного цветов.

Инструкция:

-пройди по дорожкам «лилипутиками»;

-повторяй слова за логопедом;

-помоги смайликам пройти по дорожкам;

-синей палочкой продвигай синий смайлик, произнося слово с твёрдым звуком Р;

-зелёной палочкой продвигай зелёный смайлик, произнося слово с мягким звуком РЬ.

-поменяй палочки и иди обратно.

РАК, ТОПОР, РЯБИНА, ЯКОРЬ, МОРЯК, РУЧКА, МОТОР, КОРОВА, ОРЕХ...

Жонглирование мячами

Задачи:

-автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в словах;

-активизация словарного запаса;

-развитие координации движений;

-развитие глазо-двигательной функции.

Оборудование:

небольшие мячики синего и зелёного цветов.

Инструкция:

-жонглируй мячами,  произнося слова;

-когда синий мяч подбрасываешь вверх, говори слово со звуком Р;

-когда зелёный мяч подбрасываешь вверх, говори слово со звуком РЬ.

Скакалочка-считалочка

Задачи:

-автоматизация произношения звука Ж в словах;

-развитие общей моторики и координации движений;

-закрепление навыка согласования существительных с числительными в роде и падеже;

-закрепление навыка прямого и обратного счёта.

Оборудование:

-нейроскакалка.

Инструкция:

-прыгай на скакалке и считай жуков от 1 до 10 и обратно;

-на другой ноге.

Прыгалки-скороговорки

Задачи:

-автоматизация звука Р в скороговорке;

-координация темпа и ритма речи с темпом и ритмом движений;

-развитие общей моторики и координации движений.

Оборудование:

-нейроскакалка.

Инструкция:

-проговаривай скороговорку, прыгая на скакалке;

-сначала медленно, потом быстро;

-поменяй ногу.

ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ

ВИДИТ ГРЕКА В РЕКЕ РАК

СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ

РАК ЗА РУКУ ГРЕКУ ЦАП!

Пальчики здороваются

Задачи:

-автоматизация звука Р в скороговорке;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-координация речи с движениями пальцев рук.

Инструкция:

-проговаривай скороговорку, выполняя «зарядку» для пальчиков;

-пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем сначала «удобной» рукой, потом «неудобной» рукой;

-двумя руками одинаково и одновременно;

-двумя руками одновременно, но левая рука начинает с мизинца, а правая рука с указательного пальца.

Ладошки от себя!

НА ДВОРЕ ТРАВА,          НЕ РУБИ ДРОВА

НА ТРАВЕ ДРОВА.         НА ТРАВЕ ДВОРА!

Перекати ёжика

Задачи:

-автоматизация звука Р в скороговорке;

-развитие мелкой моторики пальцев рук;

-координация речи с движениями пальцев рук.

-массаж пальцев рук.

Оборудование:

маленькие массажные мячики.

Инструкция:

-проговаривай скороговорку, перекатывая ёжиков пальчиками правой руки, левой руки, двумя руками одновременно.

КАРЛ У КЛАРЫ УКРАЛ КОРАЛЛЫ,

А КЛАРА У КАРЛА УКРАЛА КЛАРНЕТ.

Палочки-перебиралочки

Задачи:

-автоматизация звука Л в скороговорке;

-развитие моторики кистей рук;

-укрепление мышц верхнего плечевого пояса;

-развитие координации темпа речи с темпом движения пальцев рук;

-соотнесение временных и пространственных представлений:

длинная палочка- медленный  темп речи, короткая- быстрый.

Оборудование:

короткие и длинные гимнастические палки одного цвета.

Инструкция:

-возьми одну длинную палочку в правую руку за верх;

-другую длинную палочку в левую руку за низ;

-разведи руки в стороны;

-перебирай пальцами палочки правой рукой сверху вниз, а левой рукой снизу вверх одновременно;

-перебирая длинные палочки рассказывай скороговорку медленно;

-перебирая короткие палочки, рассказывай скороговорку быстро.

КОРАБЛИ ЛАВИРОВАЛИ, ЛАВИРОВАЛИ,
           ЛАВИРОВАЛИ ,ЛАВИРОВАЛИ,
           ДА НЕ ВЫЛАВИРОВАЛИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа  разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи  с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...

План работы учителя - логопеда с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности

План работы учителя - логопеда с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности                            ...

Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (из опыта работы).

В данной статье представлен материал из опыта работы по взаимодействю учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на примере группы "Лучики"  МБ...

«Утренний круг в работе учителя – логопеда с детьми в группе компенсирующей направленности»

Современная дошкольная педагогика обладает целым рядом практических разработок и новаторских достижений по развитию навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения дошкольников. Особое в...

Перспективное планирование работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /2 год обучения/ 2023-2024 учебный год

Перспективное  планирование работы учителя – дефектолога и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/2 год обучения/ 2023-2024 учебный годМесяцНач...