Использование нейроигр в системе взаимосвязанной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на этапе автоматизации правильного произношения звуков.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедическрой группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса , всей жизни и деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_neyroigry.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нейроигр в системе взаимосвязанной работы учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на этапе автоматизации правильного произношения звуков.
Бондаренко Марина Владимировна
Учитель-логопед ГБДОУ детский сад 9 Московского района Санкт-Петербурга
Марковская Альбина Рашидовна
Воспитатель группы компенсирующей направленности ГБДОУ детский сад 9 Московского района Санкт-Петербурга
Успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строгой продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Единственный путь осуществления логопедизации это тесное взаимодействие логопеда и воспитателя (при разных функциональных задачах и методах коррекционной работы).
Учитель-логопед ставит перед воспитателем следующие коррекционные задачи:
-постоянное совершенствование моторных навыков;
-закрепление произношения поставленных логопедом звуков;
-целенаправленная активизация отработанной лексики;
-упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
-развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях.
Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а это все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.
Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Итак, что же такое нейроигры? Нейропсихологические игры – это тот инструмент, который сможет скорректировать психические дисфункции у детей в возрасте 5-7 лет, в том числе недоразвитие речи.
Применение нейроигр позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мыслительную деятельность, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, приводя, к гармонизации баланса жизненной энергии и обладает оздоравливающим и антистрессовым эффектом.
Способность к самоконтролю - важный компонент в автоматизации поставленных звуков у детей, особенно в спонтанной, произвольной речи.
В представленной картотеке нейроигр и упражнений подобраны игры, используемые в работе над закреплением правильного произношения звуков. По аналогии их можно использовать для решения других коррекционных задач. Например, для активизации словарного запаса, для отработки различных грамматических конструкций, для развития речевого дыхания и др.
Данный речевой материал можно использовать и на занятии, и в совместной деятельности с детьми, и во время прогулки.
Буковки- подружки
Задачи:
-автоматизация звука Р изолированно;
-закрепление связи между графическим изображением звука и правильным произношением;
-профилактика оптической дисгрвфии;
- снятие нервно- мышечного напряжения.
Оборудование:
-интерактивная песочница.
Инструкция:
-Какой рукой тебе удобно писать?
-Напиши букву Р правой рукой.
-Напиши букву Р левой рукой.
-Двумя руками одновременно две буквы Р, которые смотрят вправо.
-Смотрят влево.
-Смотрят в разные стороны («Буковки поссорились»).
-Смотрят друг на друга («Буковки помирились»).
-Сотри букву, которая написана неправильно.
-Нарисуй правильно написанной букве Р глазки и улыбочку.
-Запомни, в какую сторону она смотрит!
Дорожка для ладошек
Задачи:
-автоматизация и дифференциация звуков Л и ЛЬ в прямых слогах- песенках ЛА-ЛА-ЛЯ-ЛЯ
-массаж для ладошек;
-снятие нервно-мышечного напряжения.;
-ориентировка в схеме тела.
Оборудование:
массажные ладошки синего и зеленого цветов.
Инструкция:
-пройди ладошками по дорожке, называя правую и левую руку;
-пой песенку ЛА, наступая на синюю ладошку, песенку ЛЯ, наступая на зеленую.
Ёжики и шишки
Задачи:
-автоматизация и дифференциация звуков Л и ЛЬ в прямых слогах- песенках ЛА-ЛА-ЛЯ-ЛЯ;
-массаж для ладошек и ступней;
-снятие нервно-мышечного напряжения;
-ориентировка в схеме тела.
Оборудование:
массажные мячики и шишки синего и зеленого цветов.
Инструкция:
-сядь ровно на стульчик;
-синюю шишку положи под левую ступню;
-зеленую шишку положи под правую ступню;
-синего ёжика прижми ладошкой к правому бедру;
-зеленого ёжика к левому бедру;
-ёжиков гладим круговыми движениями;
-шишечки гладим движениями вперёд — назад;
ЛА-ЛА-ЛА- синий цвет
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ- зелёный цвет.
ДВИЖЕНИЯ ВЫПОЛНЯЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО ПЕРЕКРЁСТНО.
Цветные прищепки
Задачи:
-автоматизация и дифференциация звуков С и СЬ в прямых и обратных слогах;
-развитие мелкой моторики.
Синей перчаткой бери синие прищепки, зелёной-зелёные.
Оборудование:
Верёвка, перчатки синего и зелёного цветов, 2 коробочки с прищепками синего и зелёного цветов.
Инструкция:
-помоги «развесить слоги» на веревку с помощью прищепок;
-прищепки прикрепляй слева направо;
-слог с твёрдым звуком С — синяя прищепка;
-слог с мягким звуком СЬ — зелёная прищепка;
СА, СЯ, АС, ОС, СО, УСЬ, СИ, СЫ, ИСЬ, СМУ, СНО,
1 вариант:
- на правую руку надень синюю перчатку, на левую- зелёную,Синей перчаткой бери синие прищепки, зелёной- зелёные.
2 вариант:
-поменять перчатки и делать другой рукой.
3 вариант:
-поменять коробочки с прищепками местами.
4 вариант:
-перемешать прищепки.
Вертушки
Задачи:
-автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в прямых слогах;
-развитие моторики и координации движений.
Оборудование:
-гимнастические палочки синего и зелёного цветов;
-колечки из верёвки с синим и зелёным шариком.
Инструкция:
-синей палочкой крути синий шарик и произноси слоги со звуком Р;
-зелёной палочкой крути зелёный шарик и произноси слоги со звуком РЬ;
-поменяй руки и продолжай.
РА- РА- РА РЯ-РЯ-РЯ
РО-РО-РО РЁ-РЁ-РЁ
РУ-РУ-РУ РЮ-РЮ-РЮ
РЫ-РЫ-РЫ РИ-РИ-РИ
Логопедический кёрлинг
Задачи:
- автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в словах;
-развитие координации движений.
Оборудование:
-гимнастические палки синего и зелёного цветов;
-шайбы синего и зелёного цветов.
Инструкция:
-пройди по дорожкам «лилипутиками»;
-повторяй слова за логопедом;
-помоги смайликам пройти по дорожкам;
-синей палочкой продвигай синий смайлик, произнося слово с твёрдым звуком Р;
-зелёной палочкой продвигай зелёный смайлик, произнося слово с мягким звуком РЬ.
-поменяй палочки и иди обратно.
РАК, ТОПОР, РЯБИНА, ЯКОРЬ, МОРЯК, РУЧКА, МОТОР, КОРОВА, ОРЕХ...
Жонглирование мячами
Задачи:
-автоматизация и дифференциация звуков Р и РЬ в словах;
-активизация словарного запаса;
-развитие координации движений;
-развитие глазо-двигательной функции.
Оборудование:
небольшие мячики синего и зелёного цветов.
Инструкция:
-жонглируй мячами, произнося слова;
-когда синий мяч подбрасываешь вверх, говори слово со звуком Р;
-когда зелёный мяч подбрасываешь вверх, говори слово со звуком РЬ.
Скакалочка-считалочка
Задачи:
-автоматизация произношения звука Ж в словах;
-развитие общей моторики и координации движений;
-закрепление навыка согласования существительных с числительными в роде и падеже;
-закрепление навыка прямого и обратного счёта.
Оборудование:
-нейроскакалка.
Инструкция:
-прыгай на скакалке и считай жуков от 1 до 10 и обратно;
-на другой ноге.
Прыгалки-скороговорки
Задачи:
-автоматизация звука Р в скороговорке;
-координация темпа и ритма речи с темпом и ритмом движений;
-развитие общей моторики и координации движений.
Оборудование:
-нейроскакалка.
Инструкция:
-проговаривай скороговорку, прыгая на скакалке;
-сначала медленно, потом быстро;
-поменяй ногу.
ЕХАЛ ГРЕКА ЧЕРЕЗ РЕКУ
ВИДИТ ГРЕКА В РЕКЕ РАК
СУНУЛ ГРЕКА РУКУ В РЕКУ
РАК ЗА РУКУ ГРЕКУ ЦАП!
Пальчики здороваются
Задачи:
-автоматизация звука Р в скороговорке;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-координация речи с движениями пальцев рук.
Инструкция:
-проговаривай скороговорку, выполняя «зарядку» для пальчиков;
-пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем сначала «удобной» рукой, потом «неудобной» рукой;
-двумя руками одинаково и одновременно;
-двумя руками одновременно, но левая рука начинает с мизинца, а правая рука с указательного пальца.
Ладошки от себя!
НА ДВОРЕ ТРАВА, НЕ РУБИ ДРОВА
НА ТРАВЕ ДРОВА. НА ТРАВЕ ДВОРА!
Перекати ёжика
Задачи:
-автоматизация звука Р в скороговорке;
-развитие мелкой моторики пальцев рук;
-координация речи с движениями пальцев рук.
-массаж пальцев рук.
Оборудование:
маленькие массажные мячики.
Инструкция:
-проговаривай скороговорку, перекатывая ёжиков пальчиками правой руки, левой руки, двумя руками одновременно.
КАРЛ У КЛАРЫ УКРАЛ КОРАЛЛЫ,
А КЛАРА У КАРЛА УКРАЛА КЛАРНЕТ.
Палочки-перебиралочки
Задачи:
-автоматизация звука Л в скороговорке;
-развитие моторики кистей рук;
-укрепление мышц верхнего плечевого пояса;
-развитие координации темпа речи с темпом движения пальцев рук;
-соотнесение временных и пространственных представлений:
длинная палочка- медленный темп речи, короткая- быстрый.
Оборудование:
короткие и длинные гимнастические палки одного цвета.
Инструкция:
-возьми одну длинную палочку в правую руку за верх;
-другую длинную палочку в левую руку за низ;
-разведи руки в стороны;
-перебирай пальцами палочки правой рукой сверху вниз, а левой рукой снизу вверх одновременно;
-перебирая длинные палочки рассказывай скороговорку медленно;
-перебирая короткие палочки, рассказывай скороговорку быстро.
КОРАБЛИ ЛАВИРОВАЛИ, ЛАВИРОВАЛИ,
ЛАВИРОВАЛИ ,ЛАВИРОВАЛИ,
ДА НЕ ВЫЛАВИРОВАЛИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-образовательной деятельности учителя – логопеда с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
Рабочая программа разработана, для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи с учётом целей и задач Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми на...
План работы учителя - логопеда с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности
План работы учителя - логопеда с родителями подготовительной группы компенсирующей направленности ...
Совместное планирование воспитателя и учителя-логопеда. Старшая и подготовительная группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Для успешной коррекции речевых нарушений необходима слаженная работа воспитателя и учителя-логопеда, работающих в группе компенсирующей направленности. В данном пособии находит своё отражение это утве...
Индивидуально-подгрупповое планирование работы учителя-логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР
Речевой материал подобран с учетом лексической темы...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (из опыта работы).
В данной статье представлен материал из опыта работы по взаимодействю учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на примере группы "Лучики" МБ...
«Утренний круг в работе учителя – логопеда с детьми в группе компенсирующей направленности»
Современная дошкольная педагогика обладает целым рядом практических разработок и новаторских достижений по развитию навыков эффективного взаимодействия и саморегуляции поведения дошкольников. Особое в...
Перспективное планирование работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС) /2 год обучения/ 2023-2024 учебный год
Перспективное планирование работы учителя – дефектолога и учителя-логопеда группы компенсирующей направленности со сложным дефектом (РАС)/2 год обучения/ 2023-2024 учебный годМесяцНач...