Речевая карта ребенка с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребенка с тяжелыми нарушениями речи (3-5 лет)
- Фамилия, имя ребенка
- Дата рождения
Речевой анамнез
Гуление в (в норме: с 2-х месс.) ____________________
Лепет в (в норме: с 4 – 6 мес.) ______________________
Первые слова в (в норме: 1 – 1г 2 мес.) ________________
Первые фразы в (в норме: от 1,5 до 2х лет) ____________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине __________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) __________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту __________________________
Занимались ли с логопедом __________________________________________
Результаты занятий с логопедом _____________________________________
Исследование состояния моторной сферы
Состояние общей моторики ходит по узкой линии без поддержки, поднимается по лестнице, спускаясь по лестнице наступает один раз на одну ступеньку (2 раза), бросает мяч, ловит мяч, прыгает на двух ногах) _______
Состояние ручной моторики (надевает деталь пирамидки на штырь, захватывает щепотью предметы, строит башню из кубиков, складывает разрезную картинку, конструирует из палочек, вкладывает вкладыши в углубления, рисует дорожку, ведущая рука (правая, левая, амбидекстр),
Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок) ____________________________
Состояние артикуляционной моторики(наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка) __________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный, прямой)
Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)
Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия кончика языка)
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ____________________
Сочетание гласных АУО __________________________________
Слоговое сочетание НА – ПА – ТА __________________________
КА – МА – НА __________________________
Оппозиционные слоги ДА – ТА _____________________________
ВА – ФА _____________________________
Слова близкие по звучанию
КОТ – КИТ ________________________________________
БАК – БОК ________________________________________
ТОК – ТУК ________________________________________
ДОМ – ДЫМ ______________________________________
УТОЧКА – УДОЧКА _________________________________
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА _______________
Кот __________________________ Банка _______________________
Вода _________________________ Фантик ______________________
Стук _________________________ Ступенька ____________________
Мост ________________________ Спина ________________________
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Пассивный словарь: (показать по просьбе логопеда)
- Обобщения(показать:игрушки,одежду,обувь,посуду) ________________________________________________________
- Понимание действий (девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует) __________________________________________________________
- Понимание признаков (большая чашка, маленькая чашка, красный шар, синий шар, желтый шар, зеленый шар; сладкая конфета, кислый лимон; круглый торт, квадратный торт) ______________________________________________________
- Дифференциация единственного и множественного существительных: дом – дома, кот – коты, кукла – куклы, груша – груши, ведро – ведра
- Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: стол – столик, машина – машинка, ведро – ведерочко.
- Дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов: кошка сидит – кошки сидят, слон идет, слоны идут.
- Дифференциация глаголов с различными приставками: девочка наливает воду в чашку, выливает воду из чашки, поливает цветы из лейки.
- Понимание отдельных предложений и связной речи: Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.
Пониманиетекстасказки«Репка» __________________________________________________________
Активный словарь
1.Имена существительные (назвать 4 – 5 имен сущ. по предложенным темам)
Игрушки _________________________________________________________
Посуда ___________________________________________________________
Одежда___________________________________________________________
Назвать части тела и части предмета (по картинкам)
Нос ______________ спинка стула _______________
Рука ______________ сиденье стула ______________
рот ____________ ножки стула _______________
Глаз _____________ кузов машины ______________
Ухо ______________ колеса машины _____________
Назвать обобщающим словом предметы и объекты, изображенные на картинке
Мяч, кукла, машинка ______________________
Рубашка, платье, шорты ____________________
Тапочки, туфли, ботинки ____________________
2. Глаголы (ответить на вопросы по картинкам)
Что делает мальчик? (Читает) ________________
Что делает девочка? (Спит) _______________
Что делают дети? (Играют) _______________
Что делает птица? (Летит) ________________
Что делает рыбка? (Плавает) ______________
Что делает машина? (Едет) _______________
3. Имена прилагательные (назвать предъявленные цвета)
Красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный ______________________
Назвать форму: мяч какой? (круглый), печенье какое? (квадратное) ____________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ И ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИЙ
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)
Объем дыхания (достаточный, недостаточный)
Продолжительность речевого выдоха
Сила голоса
Модуляция голоса
Особенности динамической стороны речи
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)
Ритм (нормальный, дисритмия)
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
- Множественное число существительных
Стол – столы Кот _____________дом _____________
кукла _____________ рука _______________ окно _______
Состояние звукопроизношения
С | С’ | З | З' | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л | Р | Р |
К | Г | Х | Й | Б | П | В | Д | Ф | Ы | Т | М | Н |
Всего нарушено звуков _____________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-498375-1413297899.jpg)
Создание индивидуального маршрута сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития, ТНР ОНР 3 уровня речевого развития)
Данный материал поможет специалистам (медицинскому работнику, учителю-логопеду, психологу, музыкальному руководителю, инструктору по физической культуре) образовательного учреждения логопедической гру...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/14/picture-498375-1413297899.jpg)
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР ОНР 2 уровня речевого развития)
Пример индивидуального образовательного маршрута (карты индивидуального развития) ребенка при сопровождении специалистами ДОУ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-46960-1478266269.jpg)
Диагностическая карта ребенка с тяжелым нарушением речи.
Карта обследования неговорящего ребенка составлена в помощь логопеду,работающему с данной категорией детей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/27/picture-990218-1514357574.jpg)
Моделирование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с тяжелыми нарушениями речи
В материале описано моделирование предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете по блокам:диагностический блок, организационно – развивающий блок, коррекционно – развивающий блок, ...
Роль традиций народного творчества в речевом развитии ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе учителя-логопеда...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/15/picture-1501602-1702608282.jpg)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (обучающегося с тяжелыми нарушениями речи) Карта составлена в соответствии с методикой, изложенной в пособии Иншаковой Ольги Борисовны, применяется для диагн...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/16/picture-299444-1718511637.jpg)
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...