Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

5. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах.
 
6. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие.
 
7. развивать мелкую, общую моторику, артикуляционную моторику, координацию движений с речью.
 
8. развивать речевое дыхание, голос.
 
Коррекционно-воспитательные:
 
1. воспитывать бережное отношение к птицам
 
2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях
 
3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц.
 
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
 
Словарь: перелетные птицы, соловей, жаворонок, ласточка, аист, скворец, длинноногий, длиннохвостый, теплолюбивая, звонкоголосый.
 
Оборудование: Предметные картинки перелетных птиц, дерево, маски птиц, листья для дыхательной гимнастики, мнемо-таблица для составления описательного рассказа.
 
Организационный момент:
 
Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени.
 
(стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему «Перелетные птицы»

Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.

Коррекционно-образовательные задачи:

-закрепление и уточнение названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания;

- обогащение словаря по данной теме.

- развитие связной речи, составление рассказа – описания.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. учить образовывать сложные прилагательные

2. учить образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных.

3. активизировать глагольный словарь.

4. формировать фразовую речь.

22:39

5. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах.

6. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие.

7. развивать мелкую, общую моторику, артикуляционную моторику, координацию движений с речью.

8. развивать речевое дыхание, голос.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к птицам

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях

3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: перелетные птицы, соловей, жаворонок, ласточка, аист, скворец, длинноногий, длиннохвостый, теплолюбивая, звонкоголосый.

Оборудование: Предметные картинки перелетных птиц, дерево, маски птиц, листья для дыхательной гимнастики, мнемо-таблица для составления описательного рассказа.

Организационный момент:

Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени.

(стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду).

22:40

Ход занятия.

Логопед: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний лес.

А чтобы туда отправиться нам надо закрыть глаза и произнести:

«Лист осенний закружи, дорогу в лес нам укажи!»

Логопед: - Ребята, вот мы и оказались с вами в лесу.

Вы чувствуете какой здесь свежий воздух, давайте подышим с вами.

1. Дыхательная гимнастика:

«Вдыхаем аромат леса»

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

«Листочки»

Для игры нужны вырезанные из бумаги листья деревьев. Ребёнок держит листок в правой руке, подносит ко рту, делает вдох, затем спокойно дует на листок. Листок шевелится в руке. Следить, чтобы щёки не надувались.

Можно сдувать листочки со стола, пока они все не окажутся на полу.

2. Развитие речевого дыхания и голоса.

Слышите, как ветер в лесу запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)

А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)

А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Ветер в лесу стал стихать: з-з-з-з-з.

3. Артикуляционная гимнастика.

Детям предлагается выполнить артикуляционную гимнастику “Птенчик”.

Язычок наш – это птенчик,

Он из гнездышка смотрел (язык лежит на нижней губе)

А потом он запорхал, (язык вверх – вниз)

Вокруг гнезда облетел, Язык облизывает губы по кругу)

Влево – вправо поглядел, (язык влево вправо)

А потом на ветку сел, (язык лежит на нижней губе)

Клювом воду набирал, (губы вытягивать трубочкой)

Всю до капли выпивал,

Потом дятлу подражал, (произносить: д-д-д-д-д-)

Словно червячка искал.

Логопед: - Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц).

Логопед: что вы услышали? (крики журавлей.)

Логопед: какими были крики (печальными, грустными.)

Логопед: Почему (Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной).

Логопед: а только журавли улетают в теплые края (нет)

Вот давайте мы с вами с помощью наших пальчиков и вспомним какие еще птицы улетают от нас.

4. Пальчиковая гимнастика.

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Полетел скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

А весной все прилетели,

Песни звонкие запели!

Прикрепляются картинки на дерево.

5. Беседа по теме:

Логопед: - Ребята, какие вы молодцы. Хорошо знаете названия птиц

Дети, а какие это птицы? (перелетные)

- Почему их называют перелетными? (потому что птицы улетают в теплые края)

- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

Логопед: -Что у птиц общего и чем они отличаются?

Дети отвечают. Общее – 2 крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, клюв, перья.

Логопед: Все согласны? Да, вы правильно сказали.

Логопед:А в чем их отличие (– размер, цвет оперения, пение, место обитания, гнездования, корм)

22:41

6. Игра «Скажи, одним словом»

Логопед: Ребята, если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

7. Игра «Подбери слово-действие»

Логопед: А теперь, поиграем в игру. Нужно к каждой птице подобрать слова-действия. За каждое слово ребенок получает осенний листик. Победителем будет тот, у кого больше листьев.

Ласточка – (летает, щебечет, ловит мошек).

Лебедь – (плавает, машет крыльями, летает).

Цапля – (стоит на одной ноге, ходит, ест лягушек).

Соловей – (поёт, заливается, сидит на ветке, летает).

Грач – (ходит, летает, ищет червяков).

Кукушка – (летает, откладывает свои яйца в чужие гнёзда).

8. Физминутка. (Импровизация движений по тексту)

Логопед: - Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я предлагаю надеть маски перелетных птиц.

Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись.

Птицы учатся летать,

Чуть присели, полетели.

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели.

Вместе отдыхали

Кто сидит? – Я грач. Я скворец. Я аист. Я соловей. Я журавль. Я кукушка….

9. Составление описательного рассказа по мнемо - схеме:

Логопед: А теперь каждый про себя расскажет.

-Я скворец. Скворец – перелётная птица. У меня пёстрое оперение. Живу я в домике, который называется «скворечник». Питаюсь я дождевыми червяками, гусеницами, личинками и семенами. Мои птенцы называются скворчата. Мы приносим пользу, поедая вредных насекомых и их личинки.

Логопед: - Молодцы, ребята. А теперь: Раз, два, три повернись и в детей превратись.

Перелет –опасный путь для птиц, поэтому давайте их согреем ласковыми словами. (Я произношу слово, а вы это слово произносите ласково.)

22:41

9. Игра «Назови ласково» (Образование уменьшительно – ласкательной формы от существительного и прилагательного).

Пёстрая утка – (пёстренькая уточка)

Серая кукушка – (серенькая кукушечка)

Шустрая трясогузка – (шустренькая трясогузочка)

Добрая птица – (добренькая птичка)

Короткий хвост – (коротенький хвостик)

Тонкая шея – (тоненькая шейка)

Белое крыло – (беленькое крылышко)

Острый клюв – (остренький клювик)

- Очень хорошо мы справились с этим заданием.

Логопед: Но нашим птичкам пора улетать в теплые края. Путь далекий, нелегкий. Нам тоже пора возвращаться в детский сад.

Закрываем глаза и произносим: «Лист волшебный закрути, в детский сад нас возврати!»

Итог занятия.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем лесу)

-Понравилось ли вам наша прогулка?

Что было самым запоминающим, интересным, а что сложным?

- О ком мы беседовали? (о перелетных птицах)

- - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Многозначные слова»

Данное занятие помогает уточнить и обогатить словарный запас, привлечь внимание детей к лексическому значению слов, познакомить с многозначными словами, развивать внимание и мышление....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

Коррекция лексико- грамматической стороны речи на материале лексической темы: " Перелетные птицы"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ТНР по теме "Домашние птицы"

Занятие построено с использованием современных образовательных технологий ( мультимедийная презентация, дыхательная гимнастика, гидрогимнастика, пальчиковая гимнастика, опытная деятельность)....

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Перелетные птицы весной"

Конспект направлен на закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни;  на уточнение, расширение и активизацию словаря за счет слов–действий, слов-предметов. В ...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Зимующие птицы»

Обобщение и актуализация знаний детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме "Зимующие птицы"...