Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Перелетные птицы весной"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Конспект направлен на закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни; на уточнение, расширение и активизацию словаря за счет слов–действий, слов-предметов. В конспекте представлены игры и упражнения на совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами), на знакомство со звуком Л и его характеристикой, на развитие фонематических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pereletnye_ptitsy_vesnoy.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с ОНР
Лексическая тема: Перелетные птицы весной.
Логопедическая тема: Звук Л
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепление представлений о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря за счет слов–действий, слов-предметов. Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Закрепление умения составлять сложносочиненные предложения. Совершенствование навыков звукового анализа слов.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие диалогической речи, слухового и зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие мелкой моторики. Координации речи с движением.
Воспитательные цели:
Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, эмпатии, любви к природе.
Оборудование: аудиозапись с голосами птиц, демонстрационные картинки с изображениями птиц и птенцов, фланелеграф с признаками весны, птицы на липучках, контурные изображениями птиц с недостающими частями тела, звуковые пеналы на каждого ребенка, мяч.
Ход занятия
- Организационный момент. (Объявление темы занятия. Развитие слухового внимания.
Введение в тему занятия. Звучит аудиозапись с пением птиц.
Логопед: Кто может издавать такие звуки? Дети: Птицы.
Логопед: Где мы можем увидеть птиц? Дети: Мы можем увидеть птиц в городе, в парке, в лесу.
2.Беседа о перелетных птицах с опорой на картинки. (Расширение и уточнение номинативного словаря, словаря глаголов по теме «Перелетные птицы весной» Составление сложносочиненных предложений. Развитие диалогической речи).
На фланелеграфе картинка с изображением леса и признаков весны.
Логопед: Что изображено на картинке? Дети: На картинке изображен лес.
Логопед: Какое время года изображено на картинке? Дети: На картинке изображена весна.
Логопед: Что вы заметили на весенней картинке?
1 ребенок: Почки набухают.
2 ребенок: Весеннее солнце пригревает. Логопед: Что значит пригревает? Дети: Значит становится теплее.
Логопед: Что еще появляется весной? Дети: Весной появляются подснежники. Логопед: Где появляются подснежники? Дети: На проталинках.
Логопед: Кого не хватает на нашей картине? Дети: На картине не хватает птиц.
Логопед: Что делают птицы весной? Дети: Птицы прилетают с юга, чирикают, прыгают, летают, спят, вьют гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов, выискивают червяков, поют красиво песни.
Логопед: А как вы думаете, почему к нам весной возвращаются птицы?
Дети: Птицы к нам возвращаются, потому что становится тепло. Логопед: Правильно! Из щелей вылезают насекомые: мухи, комары, бабочки, гусеницы, червяки. Теперь птицы не останутся голодными. Логопед: Как называются птицы, которые улетают от нас осенью и прилетают к нам из теплых краев весной? Дети: Перелетные птицы.
Логопед: Назовём перелётных птиц. Это – кукушка, соловей, грач, лебедь, ласточка, гусь, аист, скворец. Ребята, посмотрите на этих птиц и скажите, что есть общего у всех птиц? Давайте назовем части тела птиц. Голова, глаза, клюв, туловище, перья, лапки, хвост, крылья. У птиц есть крылья – они умеют летать. Чем покрыто тело птиц? (Оно покрыто перьями)
Рядом с детьми разложены изображения перелетных птиц на липучках.
Логопед (указывая на птиц): Эти птицы хотят вернуться к нам. Поможем перелетным птицам вернуться из теплых краев? Давайте назовем, кто к нам вернется с юга и что будет делать.
На фланелеграф (без птиц) дети по очереди прикрепляют по птице и комментирует свои действия.
1 ребенок: Весной к нам вернется ласточка и будет вить гнездо.
2 ребенок: Весной к нам вернется грач и будет искать червяков.
3 ребенок: Весной к нам вернется гусь и будет щипать траву.
4 ребенок: Весной к нам вернется скворец и будет вить гнездо, высиживать яйца и выводить птенцов и т.д.
5 ребенок: Весной к нам вернется соловей и будет красиво петь песни.
Логопед: Посмотрите на оставшихся птиц, это какие птицы? Дети: Это зимующие птицы. Логопед: Почему эти птицы называются зимующими? Дети: Потому что они никуда не улетают, а остаются с нами зимовать.
3.Подвижная игра «Улетает-не улетает» (развитие слухового внимания, закрепление знаний о перелетных и зимующих птицах)
Логопед: Сейчас я буду называть вам птицу, а вы будете махать руками, как крыльями, если она улетает в теплые края, и приседать, если она остается зимовать.
Дети выполняют упражнение.
4. Игра «Какая птица прилетела?» (развитие зрительного внимания, совершенствование навыков употребления существительных в родит. падеж ед. и множ.числа )
На фланелеграфе изображения птиц (на липучках) в единственном числе, логопед поочередно добавляет птиц на фланеллеграф и комментирует свои действия.
Логопед: Птички сидели на ветках, а потом к ним еще стали прилетать птицы. Кого мы видим на ветке? Дети: На ветке мы видим скворца. Логопед: А потом к скворцу прилетел еще один скворец, их стало несколько, теперь кого мы видим? Дети: Мы видим на ветке скворцов.
Логопед: Кого вы видите в траве? Дети: В траве мы видим журавля. Логопед: Затем к журавлю прилетел еще один журавль и их стало несколько, кого мы теперь видим в траве? Дети: Мы видим в траве журавлей.
Игра заканчивается, когда все птицы на фланелеграфе будут названы.
Логопед: Ну вот, птицам стало веселее вместе и они хотят немного с вами поиграть.
5.Игра «Что забыл нарисовать художник?» (закрепление умения употреблять существительные в родительном падеже ед и множ числа, развитие зрительного внимания, графо-моторных навыков)
Логопед (раздает детям листки с контурным изображением птиц): Ребята, художник нарисовал портреты птиц, но он был слишком невнимательный и не нарисовал некоторые части тела у птиц. Догадайтесь, что забыл нарисовать художник у птиц.
Логопед: У воробья нет чего? Дети: У воробья нет клюва.
Логопед: У скворца нет чего? Дети: У скворца нет хвоста.
Логопед: У ласточки нет чего? Дети: У ласточки нет крыльев.
Логопед: У цапли нет чего? Дети: У цапли нет лапки.
Логопед: У кого нет клюва? У кого нет хвоста? У кого нет крыльев? У кого нет лапки?
Помогите художнику и дорисуйте части тела птиц. Какая птица здесь лишняя и почему? Дети: Воробей лишний, потому что это зимующая птица.
Логопед: Спасибо, ребята! Теперь птицам нравятся их портреты!
А теперь давайте немного отдохнем вместе с птицами.
6.Пальчиковая гимнастика «Перелетные птицы» (развитие мелкой моторики, координация речи с движением)
Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! | Скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Остановиться, поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица. |
7.Игра «Назови птенца» (развитие умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Логопед: Ребята, у птиц вылупились птенцы. Давайте с вами назовем, у кого кто птенец. У скворца птенец -скворчонок. Как называют птенца скворца? Дети: Скворчонок. Правильно, а когда птенцов несколько, мы скажем скворчата. Как мы скажем, когда птенцов несколько? Дети: Скворчата. Хорошо, а теперь я буду называть взрослую птицу, а вы назовете одного птенца и когда их несколько.
У аиста аистёнок – аистята
У стрижа – стрижонок – стрижата
У утки – утёнок – утята
У журавля – журавлёнок- журавлята
У гуся– гусёнок – гусята
У кукушки – кукушонок – кукушата
У лебедя – лебедёнок – лебедята
У грача – грачонок – грачата
8. Отгадывание загадки (развитие речевого слуха, мышления, фонематических функций)
Логопед: Птицы хотят загадать вам загадку, послушайте пожалуйста и попробуйте отгадать.
Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста? (ласточка)
Логопед: Молодцы.
Логопед: Ребята, назовите первый звук в слове ласточка.
Дети: Звук Л.
Логопед: Если язычок делает преграду, то звук какой? Дети: Согласный. Логопед: Если горлышко звенит, то звук какой? Дети: Если горлышко звенит, то звук звонкий. Логопед проговаривает с детьми характеристику звука: звук согласный, звонкий, твердый, обозначаем синим кружком на звуковой схеме.
9.Игра «Поймай звук Л» (развитие фонематических функций)
Логопед: Ласточка предлагает поиграть в игру.
Хлопните в ладоши, если услышите звук Л в слогах, словах: АЛ, ОЛ, УМ, ИП, ИЛ, УН, АВ, УЛ; ЛАСКА, ЛОЖКА, ПИЛА, КОШКА, СТОЛ, БАШНЯ, ПОЛКА, МАСКА, ЛАПА.
10.Упражнение «Составь схему» (развитие фонематических функций)
Логопед: Наша ласточка так заигралась с нами, что у нее заболела лапка. Давайте вылечим ей лапку, для этого возьмите свои звуковые пеналы и выложите звуковую схему слова ЛАПКА.
Дети называют звуки по порядку, дают характеристику каждому звуку, называют общее количество звуков в слове.
Логопед: Молодцы! Вы помогли ласточке!
11.Игра с мячом «Звук убежал» (развитие фонематических функций)
Логопед: Помогите ласточке закончить слова. Я вам бросаю мяч, вы заканчиваете слово звуком Л и кидаете мне мяч обратно. Какие слова получились?
СТО……(Л), СТУ……, ПО……, УКО……, ДА……., МА……. УСТА……., УЛЕТЕ……, ПИСА……, ПОДВА……, ОСЕ…….
Логопед: Молодцы! Помогли ласточке!
12.Подведение итогов занятия. (Оценка работы детей).
Логопед: Ребята, у перелетных птиц много дел, им пора лететь искать жуков, заботится о птенцах. Ну а наше занятие подошло к концу. О ком мы сегодня говорили? С каким звуком познакомились? Ответы детей. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР «Осень» ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Обитатели наших лесов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 10 «ДУБРАВУШКА» Конспект логопедического занятия в старшей группедля детей с ОНР Обитатели наших лесов ...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей сОНР. Обучение пересказу....
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР Развитие словообразовательных навыков. «Домашние животные».
тема Животные...
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ «ИДЁМ ВСТРЕЧАТЬ ВЕСНУ»...
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Весна"
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по теме "Весна"...