Развитие связного высказывания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
материал по логопедии (подготовительная группа)
У детей с ТНР фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий.
Для формирования высказывания в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznogo_vyskazyvaniya_doshkolnikov_s_tyazhyolymi_narusheniyami_rechi.docx | 711.25 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие связного высказывания дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи»
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения воспитанниками связной речью. Работа по формированию связной фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Связная речь ребенка помогает ему быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах, повышает самооценку, делает успешным.
Формирование связной речи у детей с ТНР осуществляется в процессе практической деятельности, при проведении различных игр на коррекционных занятиях с логопедом, в режимных моментах, на прогулке, при наблюдениях, в свободной деятельности, в играх-драматизациях. Связная речь предполагает развитие и монологической и диалогической речи.
Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Ценность использования фразового конструктора состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога.
У детей с ТНР фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Для формирования высказывания в логопедии используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.
«Фразовый конструктор» – это наглядная опора для высказывания. Опираясь на свой зрительный анализатор – ребенок формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов. Так у детей дошкольного возраста идет не заучивание слов и предложений, а направленное формирование фразы (фото № 1).
Фото № 1
Данное пособие, помогает выстраивать предложение и представляет собой набор схем с картинками, по которым ребенок учится проговаривать слова и целые фразы, а позднее выстраивать предложения). Опираясь на изображения, он находит нужные слова, чтобы грамотно и четко проговорить требуемое слово/фразу (фото №2,3).
Фото №2
Фото № 3
Главная особенность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.
При использовании данного конструктора мы можем не только составлять фразы или предложения, но и дополнять его различными играми и упражнениями для развития всех сторон речи. Это могут быть такие упражнения: «Счёт на 1,3,5» (фото № 4) – задаём определённый предмет, например, шкаф, а ребёнок выполняет счёт (можно использовать также для автоматизации звуков), игра «Кто что делает?» помогает расширить и активизировать словарь дошкольника. Мы обучаем детей при рассматривании картинки называть предметы, изображённые на ней, их качества и действия, а также развивает игровые навыки и интонационную выразительность речи.
Фото № 4
Результаты практики:
Благодаря использованию фразового конструктора занятия по развитию связной речи стали разнообразными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Наглядность предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным картинкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.
С помощью набора картинок формируется способность к планированию и проговариванию последовательности слов в предложении. Предметные картинки соответствуют многим лексическим темам, что сопутствует их дополнительному закреплению.
Использование фразового конструктора в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи – незаменимый помощник как для учителя-логопеда, так и для воспитателей!
Список методических материалов:
- Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 2006 – № 6. – с.62 – 76.
- Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Елкина. – М, 2004. – 107 с.
- Использование фразового конструктора в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда – URL https://infourok.ru/ispolzovanie-frazovogo-konstruktora-v-korrekcionno-razvivayushej-rabote-uchitelya-logopeda-5719651.html
- Ушакова, О. С. Струнина, Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
«Формирование связной монологической речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством использования приёмов мнемотехники»
Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образовани...
Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние фи...
Проект «Развитие познавательно-речевой активности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи через познавательно-исследовательскую деятельность»
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Педагоги и специалисты нашей дошкольной организации постоян...
Использование интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Особенности использования интерактивных игр на основе сказочного сюжета для развития связной речи дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи...
Программа по коррекции и развитию связной речи у старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи "Театральный логочас"
Программа составлена с целью коррекции и развития связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи средствами театральной деятельности...
Игрушка-перекидушка как средство развития речи у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)
Моторные навыки – это основа большинства видов деятельности. Именно они позволяют выполнять нам практически все – от ходьбы до письма.Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на о...