Речевая карта
рабочие листы по логопедии

Речевая карта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_karta_.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая карта.

Ф.И.ребенка_____________________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________________

Дата поступления_________________________________________________________________________

Контакт (в контакт не вступает, контакт избирательный, формальный, легко и быстро устанавливает контакт)_________________________________________________________________________________

Исследование неречевых психических функций.

Анатомическое строение и подвижность артикуляционного аппарата

  • Губы (толстые, тонкие, неполное смыкание губ, расщелина, шрамы)_______________________
  • Зубы (мелкие, крупные передние, отсутствие, вне челюстной дуги)_________________________
  • Прикус (прогения, прогнатия, открытый, открытый боковой, открытый передний, перекрестный,)_____________________________________________
  • Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_________________________________________________
  • Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ______________________________________________________
  • Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ______________________________________________________
  • Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___________________________________
  • Переключаемость_______________________________________

Состояние голосовых функций.

  • Степень разборчивости_________________________________________________
  • Голос (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)____________________________
  • Тембр (носовой оттенок, монотонный голос)_______________________________

Просодика.

  • Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_____________________________
  • Ритм (норма, аритмия)__________________________________________________
  • Дыхание______________________________________________________________

Мимическая мускулатура и оральный праксис.

Движения

Замена, объем, точность, активность/заторможенность, мышечный тонус, синкенезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носогубной складки, гипо-, геперметрия.

4 лет

5 лет

6 лет

Поднять брови

Нахмуриться

Закрыть правый глаз

Закрыть левый глаз

«Толстячок»

«Худышка»

«Улыбочка»

«Трубочка»

«Толстячок» / «Худышка»

«Лопаточка»

«Иголочка»

«Чашечка»

«Лопаточка» / «Иголочка»

Общая моторика._______________________________________________________________________

Мелкая моторика.

Ведущая рука___________________________________________________________________________

4 года

Кинестетическая основа движений

Сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке

5 лет

Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук

6 лет

Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой

Кинетическая основа движений

4 года

Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот

5 лет

Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой

6 лет

Упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой

Навыки работы с карандашом

4 года

Умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги

5 лет

Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека

6 лет

Рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека

Манипуляции с предметами

4 года

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую

5 лет

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

6 лет

Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата

II. Исследование фонетической стороны речи.

Звукопроизношение

Звуки

с

с

з

з

ц

ш

ж

ч

щ

р

р

л

л

j

м

н

б

д

д

в

в

Изолировано

Отражено

В слогах

В словах

Самостоятельная речь

Звуки

к

к

г

г

х

х

Изолировано

Отражено

В слогах

В словах

Самостоятельная речь

Слоговая структура слова.

Упрощение, перестановка, уподобление (антиципация), усложнение ( интерация)

4 года

5 лет

6 лет

Кот

Самолет

Тротуар

Вода

Скворечник

Градусник

Мост

Фотограф

Фотоаппарат

Спина

Микстура

Виолончелист

Банка

Парашютист

Регулировщик

Фантик

Погремушка

Инструменты

Лекарство

Комбинезон

Сковорода

Парикмахер

4 года

Ребята слепили снеговика. _________________________________________________________________

Мотоциклист ездит на мотоцикле.___________________________________________________________

5 лет

Водопроводчик чинит водопровод___________________________________________________________

Волосы подстригают в парикмахерской______________________________________________________

6 лет

Регулировщик стоит на перекрёстке_________________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию___________________________________________________________

III. Исследование фонематической стороны речи.

  • Фонематическое восприятие.
  • Повторение слогов с оппозиционными звуками.

4 года ба-па __________ па-ба____________ га-ка____________ ка-га____________

да-та___________ та-да____________ ма-ба___________ ба-ма____________

5 лет ба-ба-па__________ та-да-та___________ га-ка-га__________ ба-бя-ба__________

са-ша-са__________ жа-за-за__________ ча-ща-ча__________ за-са-за__________

6 лет са-ша-са_________ ша-са-ша__________ жа-ша-жа__________ ша-жа-ша________

са-ца-са_________ ца-са-ца___________ ча-тя-ча___________ тя-ча-тя__________

  • Показать картинки с заданным звуком________________________________________________
  • Услышать слово с заданным звуком__________________________________________________
  • Подобрать пары картинок к словам паронимам (слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу.) _________________________________________________________

  • Фонематический анализ и синтез.

4 года Если ли звук Р в слове?(бобы, горох, капуста, помидор)_________________________________

5 лет Назвать первый звук в словах: облако, иглы, аист, удочка._______________________________

6 лет Какой первый звук в слове: мак, дом, ночь, кошка._____________________________________

Назвать все звуки в слове МАК_____________________________________________________

Сколько звуков в слове СУП?_______________________________________________________

Составить слово из звуков Д, О, М__________________________________________________

  • Фонематические представления.

6 лет Придумай название любой ягоды, которое бы начиналось на букву М________________________

Одежды на звук К_________________________________________________________________________

IV. Словарный запас

  • Пассивный словарь
  • Название реальных предметов по картинкам___________________________________________
  • Понимание обобщающих слов

4 года Игрушки, одежда, обувь, посуда ______________________________________________________

5 лет Игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы___________________________

6 лет Игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы,

дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт______________________________________

  • Понимание действий

4 года Девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует

5 лет Птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет

6 лет Строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает

  • Понимание простого сюжета

4 года Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.____________________________

5 лет Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой. _________________________________

6 лет Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который

еще не распустился._______________________________________________________________________

  • Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами

4 года (в, на, у)___________________________________________________________________________

5 лет (в, на, у, под, за, по)__________________________________________________________________

6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)_____________________________________________

  • Активный словарь
  • Название предметов по картинкам.___________________________________________________
  • Название группы предметов одним словом.

4 года Мяч, кукла, машинка ___________________Рубашка, платье, шорты _______________________

Тапки, туфли, ботинки ______________________________________________________________

5 лет Стул, стол, шкаф _____________________Огурец, помидор, морковь______________________ Яблоко, банан, апельсин _________________Воробей, голубь, сова ________________________

6 лет Клубника, смородина, черника_______________Муха, комар, бабочка______________________

Кошка, собака, корова______________________Самолет, автобус, машина__________________

  • Название предметов по обобщенному слову (4-5 слов)

4 года Игрушки____________________________ Одежда______________________________________

Обувь_______________________________ Посуда_______________________________________

5 лет Мебель_____________________________ Овощи_______________________________________

Фрукты _____________________________ Птицы_______________________________________

6 лет Ягоды_______________________________ Насекомые___________________________________

Домашние птицы _____________________ Дикие птицы_________________________________

Домашние животные__________________ Дикие звери__________________________________

Транспорт____________________________

  • Подбор определений к предмету

4 года Красный _________________________________Синий___________________________________

Зеленый___________________________________Желтый_________________________________

Белый ____________________________________Черный _________________________________

Мяч какой? (Круглый)_______________________Платок какой? (Квадратный)_______________

5 лет Оранжевый_______________________________ Голубой _________________________________

Солнце какое? (Круглое) ___________________Печенье какое? (Квадратное)________________

Косынка какая? (Треугольная)_______________Огурец какой? (Овальный) _________________

6 лет Фиолетовый_______________________________Розовый__________________________________

Серый____________________________________Коричневый ______________________________

Руль какой? (Круглый) ____________________ Окно какое? (Квадратное)___________________

Слива какая? (Овальная) ___________________ Флажок какой? (Треугольный)_______________

Одеяло какое? (Прямоугольное) ______________________________________________________

  • Подбор антонимов

4 года Хороший_________________ Большой________________Худой__________________

5 лет Широкий_________________Свет ___________________Подниматься_____________

Далеко___________________Высоко_________________Умный__________________

6 лет Весёлый_________________ Доброта_________________Здороваться______________

Чисто____________________Сухо___________________Терять___________________

  • Называние действий по предъявленной картинке.

4 года Что делает мальчик? (Ест)__________________Что делает девочка? (Спит) _________________

Что делают дети? (Играют) _________________Что делает птица? (Летит) __________________

Что делают рыбки? (Плавают)_______________Что делают машины? (Едут) ________________

5 лет Как передвигаются птицы? (Летают) __________________________________________________

Как передвигаются рыбы? (Плавают)__________________________________________________

Как передвигается змея? (Ползает) ___________________________________________________

Как передвигается лягушка? (Прыгает)________________________________________________

Как передвигается человек? (Ходит) __________________________________________________

Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)____________________________________________

А как подает голос корова? (Мычит) __________________________________________________

А как подает голос петух? (Кукарекает)________________________________________________

6 лет Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)___________________________________

А как подает голос волк? (Воет) ______________________________________________________

А как подает голос лошадь? (Ржет) ___________________________________________________

А как подает голос овца? (Блеет) _____________________________________________________

Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)______________________________________________

А что делает продавец? (Продает) ____________________________________________________

А что делает маляр? (Красит) ________________________________________________________

А что делает швея? (Шьет) __________________________________________________________

  • Употребление предлогов____________________________________________________________

4 года (в, на, над, под)_____________________________________________________________________

5 лет (за, с, к, из)_________________________________________________________________________

6 лет ( перед, около, из-за, из-под)__________________________________________________________

V. Грамматический строй речи.

  • Понимание обращенной речи.

5 лет Покажи где: кот идет к дому____________________________________________________

Кот в доме _____________________________Кот перед домом_______________________

Кот за домом__________________________ Кот на крыше___________________________

6 лет Понимание предложений с причинно-следственной связью.

Петя ударил Вову. Кому было больно?_______________________________________

Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?_________________________________________________________________

  • Словообразование
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом

4 года Стол — столик ______________________Чашка — чашечка ________________________

Сумка — сумочка ___________________ Ведро — ведерочко _______________________

5 лет Забор — заборчик___________________ Носок — носочек _________________________

Лента — ленточка _________________ Окно — окошечко_________________________

6 лет Палец — пальчик ___________________ Изба — избушка __________________________

Крыльцо — крылечко________________ Кресло — креслице________________________

  • Образование прилагательных от существительных.

6 лет Из чего сделано? Из дерево - деревянный, из бумаги______________________________

Из железа ______________________ Из глины____________________________________

Из снега ________________________Из стекла____________________________________

Хвост волка - волчий, ухо волка_____________________ лапа волка_________________

  • Образование названий детенышей животных

4 года у кошки — котенок ______________________ у лисы__________________________________

у утки _________________________________ у слонихи_______________________________

5 лет у зайца___________ у белки ______________ у медведя_______________________________

6 лет у коровы___________ улошади_____________ у собаки_________________________________

  • Префиксальное словообразование (с 6 лет)

Во-, вы-, за-, пере-, подо-, ото- (шел)_____________________________________________

  • Словоизменение.
  • Согласование падежных окончаний.

Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

4 года Стол — столы______________Кот________________________Дом_______________________

Кукла____________________ Рука_____________________ Окно________________________

5 лет Рот — рты _________________Лев_______________________ Река________________________

Ухо_______________________ Кольцо __________________________

6 лет Глаз — глаза________________Лист______________________Стул________________________

Дерево _____________________Пень _____________________Воробей ______________________

  • Употребление имен существительных в косвенных падежах:

4 года Что есть у мальчика? (Мяч)_____________Чего нет у мальчика? (Мяча)____________________

Кому мальчик дает мяч? (Девочке)_______Что ты видишь на картинке? (Машину)__________

Чем рисует девочка? (Карандашом) ___________О ком думает кошка? (О мышке) ___________

  • Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Много чего?»

5 лет Шаров ____________ Ключей_____________ Берез____________

Ложек ___________ Окон__________________________________

6 лет Карандашей _____________Листьев _______________

Книг_________________Вилок______________Ведер____________________

  • Употребление числительных 2 и 5 с существительными:

4 года Оди кот __________________два кота_______________ пять котов ________________________

Одна машина _____________две машины ____________пять машин_______________________

Одна утка_____________ две утки_______________ пять уток_________________________

Один дом___________ два дома ________________ пять домов________________________

5 лет Один мяч_____________ два мяча ________________ пять мячей________________________

Одна роза_____________ две розы ________________ пять роз___________________________

Одно окно_____________ два окна ________________ пять окон _________________________

6 лет Один пень____________ два пня __________________пять пней_________________________

Один воробей___________ два воробья______________ пять воробьев _____________________

Одно ведро_____________ два ведра________________ пять ведер_________________________

  • Употребление предложно-падежных конструкций

4 года Где стоит ваза? (На столе) ______________Где лежат фрукты? (В корзине) __________________

У кого мячик? (У мальчика) ___________________________________________________________

5 лет Где сидит снегирь? (На дереве) ________________Где стоит машина? (В гараже)______________

У кого кукла? (У девочки) ____________________Где стоит коза? (За забором) _______________

Где едет машина? (По дороге) _________________________________________________

6 лет Где лежит мяч? (Под столом) __________________Где летает бабочка? (Над цветком) _________

Откуда вылетает птичка? (Из клетки)___________________________________________________

Откуда прыгает котенок? (С кресла)____________________________________________________

  • Согласование прилагательных с существительными единственного числа

4 года Красный мяч ______________________Синяя шапка____________________________________

Желтое ведро ______________________________________________________________________

5 лет Оранжевый апельсин ____________________Голубая бабочка _____________________________

Белое блюдце______________________________________________________________________

6 лет Фиолетовый колокольчик _______________________Серая ворона _________________________

Розовое платье_____________________________________________________________________

V I. Связная речь

  • Разговорно-описательная речь________________________________________________________

Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет? _____________Где ты живешь?_________________

Как зовут твою маму?_____________________Как зовут твоего папу?_____________________________

Где работают папа, мама?___________________________________________________________________

Есть ли у тебя брат/ сестра/ бабушка? Кто старше/младше?_______________________________________

Куда ты ездил летом? Что ты там видел?______________________________________________________

Какое сейчас время года? Как ты догадался?___________________________________________________

  • Составление простых предложений по картинке (4 года)_________________________________
  • Пересказ текста из нескольких предложений:

4 года КОТЕНОК

У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5 лет РЫБАЛКА

Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху._______________________________________________________________________

5 - 6 лет

  • Составление рассказа по сюжетной картинке _________________________________________
  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок__________________________________________________________________________
  • Творческий пересказ_________________________________________________________________

Оценка состояния связной речи:
1. Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)

2. Характеристика предложение (простые нераспространенные, простые распространённые, сложные предложения).

3. Количество предложений в рассказе.

Заключение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.

Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической  группы....

"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина

В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...

Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)

Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....

Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)

Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)

Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...