Речевая карта
рабочие листы по логопедии
Предварительный просмотр:
Речевая карта.
Ф.И.ребенка_____________________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________________________
Дата поступления_________________________________________________________________________
Контакт (в контакт не вступает, контакт избирательный, формальный, легко и быстро устанавливает контакт)_________________________________________________________________________________
Исследование неречевых психических функций.
Анатомическое строение и подвижность артикуляционного аппарата
- Губы (толстые, тонкие, неполное смыкание губ, расщелина, шрамы)_______________________
- Зубы (мелкие, крупные передние, отсутствие, вне челюстной дуги)_________________________
- Прикус (прогения, прогнатия, открытый, открытый боковой, открытый передний, перекрестный,)_____________________________________________
- Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_________________________________________________
- Твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ______________________________________________________
- Мягкое нёбо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) ______________________________________________________
- Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)___________________________________
- Переключаемость_______________________________________
Состояние голосовых функций.
- Степень разборчивости_________________________________________________
- Голос (нормальный, громкий, чрезмерно тихий)____________________________
- Тембр (носовой оттенок, монотонный голос)_______________________________
Просодика.
- Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)_____________________________
- Ритм (норма, аритмия)__________________________________________________
- Дыхание______________________________________________________________
Мимическая мускулатура и оральный праксис.
Движения | Замена, объем, точность, активность/заторможенность, мышечный тонус, синкенезии, тремор, девиация, саливация, переключаемость, истощаемость, неправильное воспроизведение, состояние носогубной складки, гипо-, геперметрия. | ||
4 лет | 5 лет | 6 лет | |
Поднять брови | |||
Нахмуриться | |||
Закрыть правый глаз | |||
Закрыть левый глаз | |||
«Толстячок» | |||
«Худышка» | |||
«Улыбочка» | |||
«Трубочка» | |||
«Толстячок» / «Худышка» | |||
«Лопаточка» | |||
«Иголочка» | |||
«Чашечка» | |||
«Лопаточка» / «Иголочка» |
Общая моторика._______________________________________________________________________
Мелкая моторика.
Ведущая рука___________________________________________________________________________
4 года | Кинестетическая основа движений | |
Сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала на правой руке, потом — на левой руке | ||
5 лет | Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук | |
6 лет | Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на правой руке, потом — на левой | |
Кинетическая основа движений | ||
4 года | Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот | |
5 лет | Упражнение «Игра на рояле» ведущей рукой, проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой | |
6 лет | Упражнение «Игра на рояле», проба «кулак — ребро — ладонь» правой рукой, левой рукой | |
Навыки работы с карандашом | ||
4 года | Умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги | |
5 лет | Умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека | |
6 лет | Рисовать прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии, человека | |
Манипуляции с предметами | ||
4 года | Умение застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую, из одной емкости в другую | |
5 лет | Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки | |
6 лет | Умение застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, выполнять ножницами прямой разрез, косой разрез, вырезать круг из квадрата |
II. Исследование фонетической стороны речи.
Звукопроизношение
Звуки | с | с | з | з | ц | ш | ж | ч | щ | р | р | л | л | j | м | н | б | д | д | в | в |
Изолировано | |||||||||||||||||||||
Отражено | |||||||||||||||||||||
В слогах | |||||||||||||||||||||
В словах | |||||||||||||||||||||
Самостоятельная речь |
Звуки | к | к | г | г | х | х | |||||||||||||||
Изолировано | |||||||||||||||||||||
Отражено | |||||||||||||||||||||
В слогах | |||||||||||||||||||||
В словах | |||||||||||||||||||||
Самостоятельная речь |
Слоговая структура слова.
Упрощение, перестановка, уподобление (антиципация), усложнение ( интерация)
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
Кот | Самолет | Тротуар | |||
Вода | Скворечник | Градусник | |||
Мост | Фотограф | Фотоаппарат | |||
Спина | Микстура | Виолончелист | |||
Банка | Парашютист | Регулировщик | |||
Фантик | Погремушка | Инструменты | |||
Лекарство | Комбинезон | ||||
Сковорода | Парикмахер |
4 года
Ребята слепили снеговика. _________________________________________________________________
Мотоциклист ездит на мотоцикле.___________________________________________________________
5 лет
Водопроводчик чинит водопровод___________________________________________________________
Волосы подстригают в парикмахерской______________________________________________________
6 лет
Регулировщик стоит на перекрёстке_________________________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию___________________________________________________________
III. Исследование фонематической стороны речи.
- Фонематическое восприятие.
- Повторение слогов с оппозиционными звуками.
4 года ба-па __________ па-ба____________ га-ка____________ ка-га____________
да-та___________ та-да____________ ма-ба___________ ба-ма____________
5 лет ба-ба-па__________ та-да-та___________ га-ка-га__________ ба-бя-ба__________
са-ша-са__________ жа-за-за__________ ча-ща-ча__________ за-са-за__________
6 лет са-ша-са_________ ша-са-ша__________ жа-ша-жа__________ ша-жа-ша________
са-ца-са_________ ца-са-ца___________ ча-тя-ча___________ тя-ча-тя__________
- Показать картинки с заданным звуком________________________________________________
- Услышать слово с заданным звуком__________________________________________________
- Подобрать пары картинок к словам паронимам (слова, сходные по звучанию, но различающиеся по смыслу.) _________________________________________________________
- Фонематический анализ и синтез.
4 года Если ли звук Р в слове?(бобы, горох, капуста, помидор)_________________________________
5 лет Назвать первый звук в словах: облако, иглы, аист, удочка._______________________________
6 лет Какой первый звук в слове: мак, дом, ночь, кошка._____________________________________
Назвать все звуки в слове МАК_____________________________________________________
Сколько звуков в слове СУП?_______________________________________________________
Составить слово из звуков Д, О, М__________________________________________________
- Фонематические представления.
6 лет Придумай название любой ягоды, которое бы начиналось на букву М________________________
Одежды на звук К_________________________________________________________________________
IV. Словарный запас
- Пассивный словарь
- Название реальных предметов по картинкам___________________________________________
- Понимание обобщающих слов
4 года Игрушки, одежда, обувь, посуда ______________________________________________________
5 лет Игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы___________________________
6 лет Игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, домашние птицы,
дикие птицы, домашние животные, дикие звери, транспорт______________________________________
- Понимание действий
4 года Девочка сидит, стоит, лежит, идет; мальчик ест, пьет, читает, рисует
5 лет Птица летит, рыба плывет, слон идет, лягушка прыгает, змея ползет
6 лет Строитель строит, уборщица убирает, продавец продает, покупатель покупает
- Понимание простого сюжета
4 года Мальчик поздравляет девочку. Девочка поздравляет мальчика.____________________________
5 лет Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой. _________________________________
6 лет Бабочка сидит на цветке, который уже распустился. Бабочка сидит на цветке, который
еще не распустился._______________________________________________________________________
- Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами
4 года (в, на, у)___________________________________________________________________________
5 лет (в, на, у, под, за, по)__________________________________________________________________
6 лет (в, на, у, под, над, за, по, с, из, из-за, из-под)_____________________________________________
- Активный словарь
- Название предметов по картинкам.___________________________________________________
- Название группы предметов одним словом.
4 года Мяч, кукла, машинка ___________________Рубашка, платье, шорты _______________________
Тапки, туфли, ботинки ______________________________________________________________
5 лет Стул, стол, шкаф _____________________Огурец, помидор, морковь______________________ Яблоко, банан, апельсин _________________Воробей, голубь, сова ________________________
6 лет Клубника, смородина, черника_______________Муха, комар, бабочка______________________
Кошка, собака, корова______________________Самолет, автобус, машина__________________
- Название предметов по обобщенному слову (4-5 слов)
4 года Игрушки____________________________ Одежда______________________________________
Обувь_______________________________ Посуда_______________________________________
5 лет Мебель_____________________________ Овощи_______________________________________
Фрукты _____________________________ Птицы_______________________________________
6 лет Ягоды_______________________________ Насекомые___________________________________
Домашние птицы _____________________ Дикие птицы_________________________________
Домашние животные__________________ Дикие звери__________________________________
Транспорт____________________________
- Подбор определений к предмету
4 года Красный _________________________________Синий___________________________________
Зеленый___________________________________Желтый_________________________________
Белый ____________________________________Черный _________________________________
Мяч какой? (Круглый)_______________________Платок какой? (Квадратный)_______________
5 лет Оранжевый_______________________________ Голубой _________________________________
Солнце какое? (Круглое) ___________________Печенье какое? (Квадратное)________________
Косынка какая? (Треугольная)_______________Огурец какой? (Овальный) _________________
6 лет Фиолетовый_______________________________Розовый__________________________________
Серый____________________________________Коричневый ______________________________
Руль какой? (Круглый) ____________________ Окно какое? (Квадратное)___________________
Слива какая? (Овальная) ___________________ Флажок какой? (Треугольный)_______________
Одеяло какое? (Прямоугольное) ______________________________________________________
- Подбор антонимов
4 года Хороший_________________ Большой________________Худой__________________
5 лет Широкий_________________Свет ___________________Подниматься_____________
Далеко___________________Высоко_________________Умный__________________
6 лет Весёлый_________________ Доброта_________________Здороваться______________
Чисто____________________Сухо___________________Терять___________________
- Называние действий по предъявленной картинке.
4 года Что делает мальчик? (Ест)__________________Что делает девочка? (Спит) _________________
Что делают дети? (Играют) _________________Что делает птица? (Летит) __________________
Что делают рыбки? (Плавают)_______________Что делают машины? (Едут) ________________
5 лет Как передвигаются птицы? (Летают) __________________________________________________
Как передвигаются рыбы? (Плавают)__________________________________________________
Как передвигается змея? (Ползает) ___________________________________________________
Как передвигается лягушка? (Прыгает)________________________________________________
Как передвигается человек? (Ходит) __________________________________________________
Кошка мяукает. А собака что делает? (Лает)____________________________________________
А как подает голос корова? (Мычит) __________________________________________________
А как подает голос петух? (Кукарекает)________________________________________________
6 лет Ворона каркает. А как подает голос кукушка? (Кукует)___________________________________
А как подает голос волк? (Воет) ______________________________________________________
А как подает голос лошадь? (Ржет) ___________________________________________________
А как подает голос овца? (Блеет) _____________________________________________________
Врач лечит. А что делает учитель? (Учит)______________________________________________
А что делает продавец? (Продает) ____________________________________________________
А что делает маляр? (Красит) ________________________________________________________
А что делает швея? (Шьет) __________________________________________________________
- Употребление предлогов____________________________________________________________
4 года (в, на, над, под)_____________________________________________________________________
5 лет (за, с, к, из)_________________________________________________________________________
6 лет ( перед, около, из-за, из-под)__________________________________________________________
V. Грамматический строй речи.
- Понимание обращенной речи.
5 лет Покажи где: кот идет к дому____________________________________________________
Кот в доме _____________________________Кот перед домом_______________________
Кот за домом__________________________ Кот на крыше___________________________
6 лет Понимание предложений с причинно-следственной связью.
Петя ударил Вову. Кому было больно?_______________________________________
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?_________________________________________________________________
- Словообразование
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом
4 года Стол — столик ______________________Чашка — чашечка ________________________
Сумка — сумочка ___________________ Ведро — ведерочко _______________________
5 лет Забор — заборчик___________________ Носок — носочек _________________________
Лента — ленточка _________________ Окно — окошечко_________________________
6 лет Палец — пальчик ___________________ Изба — избушка __________________________
Крыльцо — крылечко________________ Кресло — креслице________________________
- Образование прилагательных от существительных.
6 лет Из чего сделано? Из дерево - деревянный, из бумаги______________________________
Из железа ______________________ Из глины____________________________________
Из снега ________________________Из стекла____________________________________
Хвост волка - волчий, ухо волка_____________________ лапа волка_________________
- Образование названий детенышей животных
4 года у кошки — котенок ______________________ у лисы__________________________________
у утки _________________________________ у слонихи_______________________________
5 лет у зайца___________ у белки ______________ у медведя_______________________________
6 лет у коровы___________ улошади_____________ у собаки_________________________________
- Префиксальное словообразование (с 6 лет)
Во-, вы-, за-, пере-, подо-, ото- (шел)_____________________________________________
- Словоизменение.
- Согласование падежных окончаний.
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа
4 года Стол — столы______________Кот________________________Дом_______________________
Кукла____________________ Рука_____________________ Окно________________________
5 лет Рот — рты _________________Лев_______________________ Река________________________
Ухо_______________________ Кольцо __________________________
6 лет Глаз — глаза________________Лист______________________Стул________________________
Дерево _____________________Пень _____________________Воробей ______________________
- Употребление имен существительных в косвенных падежах:
4 года Что есть у мальчика? (Мяч)_____________Чего нет у мальчика? (Мяча)____________________
Кому мальчик дает мяч? (Девочке)_______Что ты видишь на картинке? (Машину)__________
Чем рисует девочка? (Карандашом) ___________О ком думает кошка? (О мышке) ___________
- Образование существительных множественного числа в родительном падеже «Много чего?»
5 лет Шаров ____________ Ключей_____________ Берез____________
Ложек ___________ Окон__________________________________
6 лет Карандашей _____________Листьев _______________
Книг_________________Вилок______________Ведер____________________
- Употребление числительных 2 и 5 с существительными:
4 года Оди кот __________________два кота_______________ пять котов ________________________
Одна машина _____________две машины ____________пять машин_______________________
Одна утка_____________ две утки_______________ пять уток_________________________
Один дом___________ два дома ________________ пять домов________________________
5 лет Один мяч_____________ два мяча ________________ пять мячей________________________
Одна роза_____________ две розы ________________ пять роз___________________________
Одно окно_____________ два окна ________________ пять окон _________________________
6 лет Один пень____________ два пня __________________пять пней_________________________
Один воробей___________ два воробья______________ пять воробьев _____________________
Одно ведро_____________ два ведра________________ пять ведер_________________________
- Употребление предложно-падежных конструкций
4 года Где стоит ваза? (На столе) ______________Где лежат фрукты? (В корзине) __________________
У кого мячик? (У мальчика) ___________________________________________________________
5 лет Где сидит снегирь? (На дереве) ________________Где стоит машина? (В гараже)______________
У кого кукла? (У девочки) ____________________Где стоит коза? (За забором) _______________
Где едет машина? (По дороге) _________________________________________________
6 лет Где лежит мяч? (Под столом) __________________Где летает бабочка? (Над цветком) _________
Откуда вылетает птичка? (Из клетки)___________________________________________________
Откуда прыгает котенок? (С кресла)____________________________________________________
- Согласование прилагательных с существительными единственного числа
4 года Красный мяч ______________________Синяя шапка____________________________________
Желтое ведро ______________________________________________________________________
5 лет Оранжевый апельсин ____________________Голубая бабочка _____________________________
Белое блюдце______________________________________________________________________
6 лет Фиолетовый колокольчик _______________________Серая ворона _________________________
Розовое платье_____________________________________________________________________
V I. Связная речь
- Разговорно-описательная речь________________________________________________________
Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет? _____________Где ты живешь?_________________
Как зовут твою маму?_____________________Как зовут твоего папу?_____________________________
Где работают папа, мама?___________________________________________________________________
Есть ли у тебя брат/ сестра/ бабушка? Кто старше/младше?_______________________________________
Куда ты ездил летом? Что ты там видел?______________________________________________________
Какое сейчас время года? Как ты догадался?___________________________________________________
- Составление простых предложений по картинке (4 года)_________________________________
- Пересказ текста из нескольких предложений:
4 года КОТЕНОК
У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5 лет РЫБАЛКА
Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху._______________________________________________________________________
5 - 6 лет
- Составление рассказа по сюжетной картинке _________________________________________
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок__________________________________________________________________________
- Творческий пересказ_________________________________________________________________
Оценка состояния связной речи:
1. Самостоятельность (самостоятельно без помощи логопеда, по наводящим вопросам, отсутствие самостоятельного рассказа)
2. Характеристика предложение (простые нераспространенные, простые распространённые, сложные предложения).
3. Количество предложений в рассказе.
Заключение:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
"Мониторинг динамики речевого развития детей с ТНР. Электронное приложение к речевой карте " Автор: Т.В. Капустина
В статье представлено универсальное электронное приложение к речевой карте – мониторинг динамики речевого развития детей, позволяющий наглядно, в балла...
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...