Работа учителя-логопеда в Службе ранней помощи (СРП)
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)
В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, социально-психологическая и коррекционно-логопедическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной.
Служба ранней помощи в Муниципальном дошкольном бюджетном образовательном учреждении «Детском саду № 6 «Колосок» - это междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.
Клиентами Службы ранней помощи являются дети до 3 лет, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, которые:
- имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;
- имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
- проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию.
Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Задачами Службы ранней помощи являются:
1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.
2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями (законными представителями) и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.
3. Ранняя помощь ребенку и семье:
- создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
- междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
- отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.
4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей (законных представителей) и семьи, а именно:
- раннее сопровождение и поддержка родителей (законных представителей) и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;
- консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
Задачами речевого развития в раннем возрасте являются:
1. Развитие понимания обращенной к ребенку речи.
2. Формирование собственной речевой активности, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2–3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза с
лексико-грамматическими недостатками).
3. Поэтапное развитие лексико-грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
4. Развитие потребности в речевом общении, формирование невербальных и вербальных средств коммуникации (жестовых, мимических, голосовых, звукопроизносительных, речевых).
5. Овладение речью как средством общения.
Факторы, влияющие на эффективность логопедической работы
- сложность структуры дефекта и степень выраженности нарушений;
- принятие и понимание родителями проблем ребенка и осознание себя в данной проблемной ситуации, мотивированность на помощь своему ребенку;
- систематичность посещения ребенком занятий, а родителями – психолого-педагогических консультаций;
- ответственное отношение родителей к коррекционно - развивающему процессу и активная работа с ребенком, как на специальных занятиях, так и в домашних условиях.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является:
• нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата,
• развитие тактильных ощущений,
• мимики,
• выработка ритмичности дыхания и движений ребенка,
• стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь,
• вызов положительного эмоционального отношения к занятиям,
• выработка памяти, внимания, мышления.
Коррекционно - логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние.
Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и т. д.
Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка, У-У-У (гудит паровоз, И-И-И (ржет лошадь, О-О-О (рычит мишка) и т. п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети, УА (плачет малыш, ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси, ТУ -ТУ (едет поезд, потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.
Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.
При отсутствии речи у ребенка логопед использует методику Т. Н. Новиковой-Иванцовой.
А так же проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Лопаточка», «Хобот слоненка».
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа учителя-логопеда в СРП
В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, социально-психологическая и коррекционно-логопедическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной.
Служба ранней помощи в Муниципальном дошкольном бюджетном образовательном учреждении «Детском саду № 6 «Колосок» - это междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.
Клиентами Службы ранней помощи являются дети до 3 лет, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, которые:
- имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;
- имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
- проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию.
Целью Службы ранней помощи является предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.
Задачами Службы ранней помощи являются:
1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.
2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями (законными представителями) и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.
3. Ранняя помощь ребенку и семье:
- создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
- междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
- отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.
4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей (законных представителей) и семьи, а именно:
- раннее сопровождение и поддержка родителей (законных представителей) и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;
- консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
Задачами речевого развития в раннем возрасте являются:
1. Развитие понимания обращенной к ребенку речи.
2. Формирование собственной речевой активности, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2–3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза с
лексико-грамматическими недостатками).
3. Поэтапное развитие лексико-грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.
4. Развитие потребности в речевом общении, формирование невербальных и вербальных средств коммуникации (жестовых, мимических, голосовых, звукопроизносительных, речевых).
5. Овладение речью как средством общения.
Факторы, влияющие на эффективность логопедической работы
- сложность структуры дефекта и степень выраженности нарушений;
- принятие и понимание родителями проблем ребенка и осознание себя в данной проблемной ситуации, мотивированность на помощь своему ребенку;
- систематичность посещения ребенком занятий, а родителями – психолого-педагогических консультаций;
- ответственное отношение родителей к коррекционно - развивающему процессу и активная работа с ребенком, как на специальных занятиях, так и в домашних условиях.
Основными направлениями коррекционно-логопедической работы является:
• нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата,
• развитие тактильных ощущений,
• мимики,
• выработка ритмичности дыхания и движений ребенка,
• стимуляция лепета, лепетных слов, перевода слова из пассивного в активный словарь,
• вызов положительного эмоционального отношения к занятиям,
• выработка памяти, внимания, мышления.
Коррекционно - логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние.
Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и т. д.
Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используются речевые подражания: А-А-А (плачет девочка, У-У-У (гудит паровоз, И-И-И (ржет лошадь, О-О-О (рычит мишка) и т. п. Продолжая работу над речевым дыханием, используем слияние гласных: АУ (кричат дети, УА (плачет малыш, ИА (кричит ослик). Затем переходим к работе над слогами, сначала отрабатываем открытые слоги- звукоподражания: ГА - ГА (кричат гуси, ТУ -ТУ (едет поезд, потом закрытые: АМ-АМ, ТОП-ТОП, потом слоги со стечением согласных: КВА-КВА. Подражание голосам животных: МЯУ, МУ, КВА, ПИ-ПИ, КО-КО. Подражание звукам, издаваемым транспортом и различными бытовыми предметами: БИ-БИ, ДИНЬ-ДИНЬ, ТУК-ТУК, ТИК-ТАК. Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.
Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал?», «Что пропало?», «У нас в гостях» создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.
При отсутствии речи у ребенка логопед использует методику Т. Н. Новиковой-Иванцовой.
А так же проводим с детьми артикуляционную гимнастику, как в пассивной, так и в активной форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Лопаточка», «Хобот слоненка».
В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)
Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

План работы с родителями в Службе ранней помощи 15-16 уч.год
В плане отражена работа с родителями на учебный год. Темы консультаций, темы оформления портфолио на каждый месяц....

Взаимодействие специалистов в работе с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ в Службе ранней помощи.
В статье представлен опыт работы в Службе ранней помощи....

ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА И СЛУЖБЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ В ДОУ
Аннотация. В статье раскрываются дистанционные формы работы с детьми, не посещающими детский сад в практике работы.Ключевые слова: дистанционные формы взаимодействия, взаимодействие с...

Справка "О работе Максимовой Татьяны Михайловны, учителя-логопеда МАДОУ " Детский сад№3 "Ромашка" в "Службы ранней помощи"
Справка "О работе Максимовой Татьяны Михайловны, учителя-логопеда МАДОУ " Детский сад№3 "Ромашка" в "Службы ранней помощи"...

О службе ранней помощи ( опыт учителя-логопеда)
В данной призентации кратко описаны история создания СРП в России, основные моменты, которые должен знать логопед или дефектолог для работы с детьми в данном подразделении дет.сада. Презентация будет ...

Особенности работы учителя логопеда (специалиста по коммуникации) в "Службе ранней помощи".
В данном матеиале расскрываютя особенности работы учителя-логопеда в "Службе ранней пощи" с детьми от 0 до 4 лет....