Особенности работы учителя логопеда (специалиста по коммуникации) в "Службе ранней помощи".
статья по логопедии

Петрушенко София Васильевна

В данном матеиале расскрываютя особенности работы учителя-логопеда в "Службе ранней пощи" с детьми от 0 до 4 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности работы

учителя-логопеда (специалиста по коммуникации)

в Службе ранней помощи».

Материал подготоаила:

Учитель-логопел (специалист по коммуникации)

Петрушенко София Васильевна

ГДОУ ТО «Новомосковский детский сад для детей с ОВЗ.

Вопросы ранней диагностики и абилитации младенцев, форм и методов работы с детьми раннего возраста в настоящее время становятся особенно актуальными.

В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы - до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми.

В системе образования специализированная помощь оказывается 68% детей с патологией речи ближе к 5 годам, когда речевой дефект уже закрепился.

Так как число новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии увеличивается с каждым годом, то социально-психологическая и коррекционно-логопедическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной.

Служба ранней помощи в ГДОУ ТО «Новомосковский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья» - это междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте до 4 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

Службу ранней помощи посещают семьи с детьми до 4 лет, не посещающие дошкольные образовательные учреждения, которые:

- имеют подтвержденное по нормированным шкалам отставание в развитии;

- имеют медицинские диагнозы, с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;

- проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию.

Цель Службы ранней помощи – предоставление междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку для содействия его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

Задачи Службы ранней помощи:

1. Методическое обеспечение выявления детей раннего возраста с отставанием в коммуникативном, двигательном, когнитивном и социально-эмоциональном развитии, с подозрением на нарушение слуха, зрения, а также детей, входящих в группы социального и биологического риска возникновения перечисленных нарушений.

2. Междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического здоровья ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями (законными представителями) и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи.

3. Ранняя помощь ребенку и семье:

- создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;

- междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;

- отслеживание эффективности ранней помощи и, в случае необходимости, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.

4. Информационная и социально-психологическая поддержка родителей (законных представителей) и семьи:

- раннее сопровождение и поддержка родителей (законных представителей) и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями;

- консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;

Задачи речевого развития в раннем возрасте:

1. Развитие понимания обращенной к ребенку речи.

2. Формирование собственной речевой активности, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2–3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза с лексико-грамматическими недостатками).

3. Поэтапное развитие лексико-грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха.

4. Развитие потребности в речевом общении, формирование невербальных и вербальных средств коммуникации (жестовых, мимических, голосовых, звукопроизносительных, речевых).

5. Овладение речью как средством общения.

Факторы, влияющие на эффективность логопедической работы

- сложность структуры дефекта и степень выраженности нарушений;

- принятие и понимание родителями проблем ребенка и осознание себя в данной проблемной ситуации, мотивированность на помощь своему ребенку;

- систематичность посещения ребенком занятий, а родителями – психолого-педагогических консультаций;

- ответственное отношение родителей к развивающему процессу и активная работа с ребенком на специальных занятиях и в домашних условиях.

Цель работы логопеда (специалиста по коммуникации) в ранней помощи:

- развитие коммуникативных способностей ребенка;

- становление вербальных (речь) и невербальных (жесты, мимика, телодвижения, интонации) средств общения;

- помощь в освоении дополнительных (альтернативных) или поддерживающих (аугментативных) средств коммуникации (картинки, пиктограммы, символы).

- логопед работает с детьми с нарушениями коммуникации, вызванными различными причинами.

Формы работы логопеда:

1. индивидуальные занятия с парой «мама-ребенок»;

2. групповые занятия,

3. индивидуальное и групповое консультирование родителей;

4. консультирование специалистов служб ранней помощи, педагогов ДОУ, медицинских работников по проблемам ребенка.

5. Участие логопеда в общекомандных процедурах.

6. При обсуждении первичных приемов логопеда вместе с другими членами команды он анализирует сведения о семье и ребенке, полученные на первичном приеме, участвует в коллективном принятии решения о том, нуждается ли ребенок в программе раннего вмешательства, выносит свое экспертное мнение о том, необходима ли ребенку помощь логопеда.

7. Логопед оказывает помощь членам команды на разных этапах осуществления ИПРП, обеспечивая возможность специалиста общаться с ребенком.

8. При проведении супервизии вместе с другими членами команды отслеживает соблюдение стандартов оказания услуг ранней помощи в работе специалистов.

9. Участвует в оценке эффективности деятельности команды, планировании общекомандных мероприятий, принимает участие в решении общих вопросов.

10. Работает над повышением собственной квалификации, участвует в повышении квалификации специалистов службы, готовя для них сообщения об особенностях развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста, об особенностях коммуникации детей с различными нарушениями развития.

Работа специалиста по коммуникации с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Используются различные приговорушки, ладушки, потешки, стишки на звукоподражания. Важно установить тесный контакт с детьми, поднять их эмоциональное состояние.

Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках, учатся выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится в игровой форме по подражанию. Работа над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом. Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри», «Сдуй листик с грибка», «Задуй свечу» и т. д.

Самое большое место в логопедической работе с детьми занимает работа по стимуляции речевой активности. Привлекая внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряя его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Создаем игровую ситуацию и побуждаем малыша к произнесению звукоподражаний и слов. Постепенно усложняем игру. Используя сюрпризный момент из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой.

Проводится с детьми артикуляционная гимнастика, как в пассивной, так и в активной форме. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка», «Лопаточка», «Хобот слоненка».

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка - пальчиковая гимнастика. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка», «Этот пальчик в лес пошел» и др. Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», складывание матрешек. Мнем руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.

На примере простых упражнений на развитие общей моторики - движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища можно научить малыша выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит», «Вова топать, как умеет», «Большие ноги шли по дороге». Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения - как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Большое внимание в своей работе специалистом по коммуникации уделяется массажу пальчиков и кистей рук, Су-Джок терапия. Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

Игры с мячом сопровождаются стихотворным текстом - игра становится эмоциональной и доставляет огромное удовольствие ребенку. В ранний период жизни ведущим видом деятельности ребенка является предметная деятельность. Дети учатся конструировать, устойчиво ставить кубики, кирпичики, учатся играть с постройкой, понимать слова «кубик», «кирпичик», «поставь», «построить». Учатся делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы», «диванчик для мишки», «стол», «стул» и т. д. Используем различные виды «вкладышей». «Вынуть»- «вложить», «открыть»- «закрыть» коробку, крышку, «снять»- «надеть» колечки пирамидки. «Покатать машинку, мяч», «Покачать куклу», собирать мелкие предметы двумя пальчиками, брать всей кистью крупные предметы, игрушки. Так происходит накопление опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

С ребенком проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Упражнения с музыкальными инструментами - бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?». Игры со «звуковыми коробочками», наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью, сахарным песком и т. д.).

Формирование представлений о схеме тела и лица: упражнения «Водичка, водичка!», «Покажи у куклы (мишки, зайки)», упражнения у зеркала «Посмотри, потрогай глазки, лоб, нос, ушки», «Покажи, где у меня глаза, нос, лоб». Эти же упражнения проводятся на кукле, мишке, картинке.

Полезно собирать пирамидки с ребенком, акцентируя внимание на цвете, форме и размере. Кубики разного цвета, «Разноцветные домики», палочки, шарики, геометрические фигуры, бусинки, карточки из цветной бумаги. Используются предметы одинакового цвета, но разной формы - ребенок должен разложить предметы в разные коробки. Упражнения: разложить предметы одного цвета и формы, но разные по величине, в три коробки в зависимости от размера, «Большому зайке - большую морковку, а маленькому?», «Это яблоко большое, а это поменьше» и т. д.

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь ребенка поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыш может выполнять простые инструкции, понимает слово, пользуется указательным жестом. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представление о самом себе, о своем теле, навыки общения (умения устанавливать зрительный, эмоциональный, речевой контакт, быть понятым, ориентироваться в социальных ситуациях).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему: "Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС в ДО"

Особенности работы учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС  в ДО. Изменений в работе логопеда мало, но есть....

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Процесс социализации детей требует системного, ...

Особенности работы учителя-логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, как одно из условий успешной адаптации к школьному обучению.

Развитие речи у детей – дошкольников является  необходимым условием полноценного развития личности, возможности полноценной коммуникации.Проблема эта чрезвычайно актуальна, так как если детям сво...

Некоторые особенности работы учителя - логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Консультация для педагогов об особенностях коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ для детей с нарушением зрения....

"Особенности работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ".

Особенности работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ....

Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

в статье описана актуальность проблемы, дана характеристика детей с ОВЗ, краткий план построения коррекционной работы с ними....

Работа учителя – логопеда специалиста БОС

Занятия  по коррекции речи методом ДАС-БОС посещают дети с различной речевой патологией.n 1.Общее недоразвитие речи(II- III уровень) с псевдобульбарной дизартрией.n2. Общее недоразвитие речи(II- ...