Конспект индивидуального занятия учителя логопеда по дифференциации звуков [с] - [ш] (старшая группа).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Захарова Анастасия Александровна

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (старшая группа).

Цель: Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.

Задачи:

1. Коррекционные:

  • закрепить знания о звуках с-ш.
  • продолжать учить детей дифференцировать звуки с-ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2. Развивающие:

  • развивать фонематический слух. умение формулировать ответ на вопрос, развивать внимание, память, мышление, восприятие.

3. Воспитательные

  • воспитывать самоконтроль, желание активно работать на занятии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya_.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия учителя логопеда   по дифференциации звуков

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (старшая группа).

Цель: Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.

Задачи:

1. Коррекционные:

  • закрепить знания о звуках с-ш.
  • продолжать учить детей дифференцировать звуки с-ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.

2. Развивающие:

  • развивать фонематический слух. умение формулировать ответ на вопрос, развивать внимание, память, мышление, восприятие.

3. Воспитательные

  • воспитывать самоконтроль, желание активно работать на занятии.

Оборудование:

  1. Картинки обозначающие артикуляционную гимнастику.
  2. Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
  3. Мячик.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Логопед: Доброе утро!

Логопед: Имя , посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам(а) себе: «У меня все получится!»

Логопед: Не забывай наше правило красивой речи:

Каждый день, всегда, везде –

На занятиях, в игре –

Громко, четко говорим,

Никогда мы не спешим.

2. Объявление темы занятия. Различия артикуляции звуков С и Ш.              Сейчас я тебе загадаю загадку, а ты мне скажи ее отгадку.

Лёгкий и воздушный,

Ветерку послушный.

В облаках летает,

А куда — не знает. (Шар)

Какой первый звук в слове шар?

Одеяло белое, не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (снег)

Какой первый звук в слове снег?

 - Какие звуки ты выделил в своих словах отгадках?

- Звук [с] и звук [ш].

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и вспомним как правильно их произносить.

3. Артикуляционная гимнастика  с использованием обозначающих картинок:

  • Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка»,
  • Картинки упражнений: «Лопаточка», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Приклей конфетку», «Змейка», «Покусывание языка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка» .

4.    Актуализация имеющихся знаний у детей.

- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?

- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

- А при произнесении звука [ш]?

- Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.

- Что мы можем сказать про эти звуки?

- Они согласные, глухие, твердые.

- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.

  1. Дифференциация звуков [с - ш] в открытых слогах 

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

- Я буду  называть слоги, а ты будешь мне их называть наоборот. Я подарю тебе слог со звуком [с], а ты должен вернуть мне его со звуком [ш].

са – ша             со – шо                ас – аш          

са–ша               ша–са                   ос -ош                          

Игра : «Речевая зарядка»

Повтори за мной

Ша – ша- ша – сама моет малыша

Су – су- су- воздушный шарик я несу

Ши – ши- ши- спать ложаться малыши

Шу –шу- шу -я письмо пишу

Со –со- со -миша катит колесо

Су -су –су- мишку видели в лесу

Аш- аш -аш -под сосной стоит шалаш

Ос- ос -ос -над кустами много ос

Ош- ош- ош и над вишней много ос

ша- са- ша- наша Маша хороша

ши- сы- ши наши ушки хороши

сы -ши -сы у осы усы

6. Дифференциация звуков [с - ш] в закрытых слогах 

Я буду говорить, а ты повторяйт

Саш – шас                   сош - шос

Суш - шус                   сыш - шис

7. Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах

Я буду говорить, а ты повторяй.

 аса – аша          оса – оша         уса – уша        ысо – ышо

 асо – ашо          осо – ошо        усо – ушо        ысу – ышу

 асу – ашу          осу – ошу        усу – ушу        ысы – ышы

 асы – аши         осы – ошы       усы – уши      

 ыст – ышт         ыск – ышк       ыса – ыша

8. Пальчиковая гимнастика.

- Ты наверное устал. Давай с тобой поиграем. Игра называется «Две сороконожки».

Две сороконожки

Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)

Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)

Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз)

(Ладошки разжались)

Насилу расстались – (Разжать ладошки)

И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)

9. Дифференциация звуков [с - ш] в словах

  Дидактическое упражнение «Измени слово».

- А сейчас мы с тобой поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давай попробуем.

Сутки – шутки                              каска – кашка

Марс – марш                                миска – мишка

Басня – башня                              маска – Машка

Дидактическая игра «корзинки»

На одной из корзинок изображен шарик на другой салют

Посмотри какие красивые у нас корзинки, что на них нарисовано?

Логопед выделяет звуки Ш и С. Детям предлагаются карточки в которых есть звук с или ш. Необходимо назвать карточку вслух и положить в правильную корзину.

10. Дифференциация на фонематический слух

Дидактическая игра «Поймай звук».

- Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду говорить тебе слоги, а ты, когда услышишь звук [с] один раз хлопни в ладоши, а когда услышь звук [ш] – два раза хлопни в ладоши.

ша, са, со, шо, аш, ас.

- А теперь давай также поиграем, только со словами.

вишня, лягушка, салют, оса, овес, шуба.

Игра «Выбери звук».

Логопед бросает ребенку мяч и произносит слово, не называя последний звук. Ребенок возвращает мяч, заканчивая слово подходящим звуком «С» или «Ш»:  ду...(ш), коко...(с), малы...(ш), фин и...(ш), матро...(с), крепы...(ш), реди...(с), коло...(с), выигры...(ш).

Игра «Отыщи слова».

Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:

- Послушай рассказ. Когда услышишь слова, в которых встречаются оба «хитрых» звука «С» и «Ш», хлопни в ладоши над головой и повтор  эти слова.

Кошка Лушка.

У Саши есть кошка Лушка. У Лушки есть усы и ушки. Усами шевелит Лушка. Ушками внимательно слушает. У кошки пушистый хвост. Когда Лушка сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Лушке сметану и кашу.

11.  Итог занятия. - Какие звуки мы проговаривали и различали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей старшей группы с ОВЗ «Весенняя сказка»

Здоровьесберегающие технологи, используемые в процессе занятия,  помогают детям закреплять знания о характерных признаках весны и проявлять творческие способности....

Конспект индивидуального занятия учителя - логопеда в старшей группе.

Автоматизации звука [р] в слогах в процессе речевой деятельности ребенка .                ...

Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда с ребенком средней группы с ОНР на тему «Фрукты»

Данный конспект занятия направлен на обогащение словарь существительными, обозначающими название фруктов; на обучение употреблению в речи обобщающего слова «фрукты»; образовыванию множеств...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения : дифференциация звуков [Л] - [Р] в словосочетаниях и предложениях «Расскажем Кларе о зиме».

Цель: дифференциация звуков  [Л] - [Р] в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-обучающие:дифференцировать звуки  [Л] - [Р] в слогах и словах, словосочетаниях и предложениях;2...

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....

Конспект индивидуального занятия учителя логопеда по автоматизации звука [ш]

Тема занятия: автоматизация звука [ш] в слогах и словах. «Прогулка Язычка».Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах.Задачи:1. образовательные:закрепление знаний о механизме образова...