Конспект индивидуального занятия учителя логопеда по дифференциации звуков [с] - [ш] (старшая группа).
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (старшая группа).
Цель: Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
Задачи:
1. Коррекционные:
- закрепить знания о звуках с-ш.
- продолжать учить детей дифференцировать звуки с-ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.
2. Развивающие:
- развивать фонематический слух. умение формулировать ответ на вопрос, развивать внимание, память, мышление, восприятие.
3. Воспитательные
- воспитывать самоконтроль, желание активно работать на занятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya_.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия учителя логопеда по дифференциации звуков
Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (старшая группа).
Цель: Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
Задачи:
1. Коррекционные:
- закрепить знания о звуках с-ш.
- продолжать учить детей дифференцировать звуки с-ш изолированно, в слогах, словах, предложениях.
2. Развивающие:
- развивать фонематический слух. умение формулировать ответ на вопрос, развивать внимание, память, мышление, восприятие.
3. Воспитательные
- воспитывать самоконтроль, желание активно работать на занятии.
Оборудование:
- Картинки обозначающие артикуляционную гимнастику.
- Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
- Мячик.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Приветствие.
Логопед: Доброе утро!
Логопед: Имя , посмотри на себя в зеркало, улыбнись и скажи сам(а) себе: «У меня все получится!»
Логопед: Не забывай наше правило красивой речи:
Каждый день, всегда, везде –
На занятиях, в игре –
Громко, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
2. Объявление темы занятия. Различия артикуляции звуков С и Ш. Сейчас я тебе загадаю загадку, а ты мне скажи ее отгадку.
Лёгкий и воздушный,
Ветерку послушный.
В облаках летает,
А куда — не знает. (Шар)
Какой первый звук в слове шар?
Одеяло белое, не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (снег)
Какой первый звук в слове снег?
- Какие звуки ты выделил в своих словах отгадках?
- Звук [с] и звук [ш].
- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и вспомним как правильно их произносить.
3. Артикуляционная гимнастика с использованием обозначающих картинок:
- Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка»,
- Картинки упражнений: «Лопаточка», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Маляр», «Приклей конфетку», «Змейка», «Покусывание языка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка» .
4. Актуализация имеющихся знаний у детей.
- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?
- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.
- А при произнесении звука [ш]?
- Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.
- Что мы можем сказать про эти звуки?
- Они согласные, глухие, твердые.
- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.
- Дифференциация звуков [с - ш] в открытых слогах
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
- Я буду называть слоги, а ты будешь мне их называть наоборот. Я подарю тебе слог со звуком [с], а ты должен вернуть мне его со звуком [ш].
са – ша со – шо ас – аш
са–ша ша–са ос -ош
Игра : «Речевая зарядка»
Повтори за мной
Ша – ша- ша – сама моет малыша
Су – су- су- воздушный шарик я несу
Ши – ши- ши- спать ложаться малыши
Шу –шу- шу -я письмо пишу
Со –со- со -миша катит колесо
Су -су –су- мишку видели в лесу
Аш- аш -аш -под сосной стоит шалаш
Ос- ос -ос -над кустами много ос
Ош- ош- ош и над вишней много ос
ша- са- ша- наша Маша хороша
ши- сы- ши наши ушки хороши
сы -ши -сы у осы усы
6. Дифференциация звуков [с - ш] в закрытых слогах
Я буду говорить, а ты повторяйт
Саш – шас сош - шос
Суш - шус сыш - шис
7. Дифференциация звуков [с - ш] в интервокальных слогах
Я буду говорить, а ты повторяй.
аса – аша оса – оша уса – уша ысо – ышо
асо – ашо осо – ошо усо – ушо ысу – ышу
асу – ашу осу – ошу усу – ушу ысы – ышы
асы – аши осы – ошы усы – уши
ыст – ышт ыск – ышк ыса – ыша
8. Пальчиковая гимнастика.
- Ты наверное устал. Давай с тобой поиграем. Игра называется «Две сороконожки».
Две сороконожки
Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут навстречу друг другу)
Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)
Обнялись, (пожать одной рукой другую несколько раз)
(Ладошки разжались)
Насилу расстались – (Разжать ладошки)
И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)
9. Дифференциация звуков [с - ш] в словах
Дидактическое упражнение «Измени слово».
- А сейчас мы с тобой поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давай попробуем.
Сутки – шутки каска – кашка
Марс – марш миска – мишка
Басня – башня маска – Машка
Дидактическая игра «корзинки»
На одной из корзинок изображен шарик на другой салют
Посмотри какие красивые у нас корзинки, что на них нарисовано?
Логопед выделяет звуки Ш и С. Детям предлагаются карточки в которых есть звук с или ш. Необходимо назвать карточку вслух и положить в правильную корзину.
10. Дифференциация на фонематический слух
Дидактическая игра «Поймай звук».
- Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду говорить тебе слоги, а ты, когда услышишь звук [с] один раз хлопни в ладоши, а когда услышь звук [ш] – два раза хлопни в ладоши.
ша, са, со, шо, аш, ас.
- А теперь давай также поиграем, только со словами.
вишня, лягушка, салют, оса, овес, шуба.
Игра «Выбери звук».
Логопед бросает ребенку мяч и произносит слово, не называя последний звук. Ребенок возвращает мяч, заканчивая слово подходящим звуком «С» или «Ш»: ду...(ш), коко...(с), малы...(ш), фин и...(ш), матро...(с), крепы...(ш), реди...(с), коло...(с), выигры...(ш).
Игра «Отыщи слова».
Логопед предлагает ребенку послушать небольшой рассказ и выполнить следующие задания:
- Послушай рассказ. Когда услышишь слова, в которых встречаются оба «хитрых» звука «С» и «Ш», хлопни в ладоши над головой и повтор эти слова.
Кошка Лушка.
У Саши есть кошка Лушка. У Лушки есть усы и ушки. Усами шевелит Лушка. Ушками внимательно слушает. У кошки пушистый хвост. Когда Лушка сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Лушке сметану и кашу.
11. Итог занятия. - Какие звуки мы проговаривали и различали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для детей старшей группы с ОВЗ «Весенняя сказка»
Здоровьесберегающие технологи, используемые в процессе занятия, помогают детям закреплять знания о характерных признаках весны и проявлять творческие способности....
Конспект индивидуального занятия учителя - логопеда в старшей группе.
Автоматизации звука [р] в слогах в процессе речевой деятельности ребенка . ...
Конспект индивидуального занятия учителя-логопеда с ребенком средней группы с ОНР на тему «Фрукты»
Данный конспект занятия направлен на обогащение словарь существительными, обозначающими название фруктов; на обучение употреблению в речи обобщающего слова «фрукты»; образовыванию множеств...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»
Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....
Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения : дифференциация звуков [Л] - [Р] в словосочетаниях и предложениях «Расскажем Кларе о зиме».
Цель: дифференциация звуков [Л] - [Р] в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1. Коррекционно-обучающие:дифференцировать звуки [Л] - [Р] в слогах и словах, словосочетаниях и предложениях;2...
Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»
В конспекте представлены игры и упражнения для закрепления знаний детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....
Конспект индивидуального занятия учителя логопеда по автоматизации звука [ш]
Тема занятия: автоматизация звука [ш] в слогах и словах. «Прогулка Язычка».Цель: автоматизация звука [ш] в слогах и словах.Задачи:1. образовательные:закрепление знаний о механизме образова...