Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Татьяна Владимировна Бутузова

Консультация для родителей (законных представителей), в которой можно узнать, чем сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика отличается от традиционной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensorno-integrativnaya_art_gimnastika.docx13.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика и правила её выполнения

Для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки речи, движения его артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти) должны быть четкими и скоординированными. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Исправлением дефектов звукопроизношения у детей занимается учитель-логопед. Но проведение артикуляционной гимнастики, закрепление в домашних условиях занятий логопеда, могут осуществлять взрослые, находящиеся рядом с ребенком.

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.                                                                

Правила проведения артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно в медленном темпе по 5-10 минут под счёт 1-10 сидя перед зеркалом.

2.Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, показывает выполнение упражнения.

3.Упражнения делает ребенок, взрослый контролирует выполнение, если у ребенка не получается, ему необходима помочь.

4.При выполнении упражнений необходимо руководствоваться принципом «от простого к сложному».

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика необходимая составляющая любого логопедического занятия.

Артикуляционная гимнастика решает несколько задач: формирование артикуляционных укладов звуков речи, развитие мышечной силы органов артикуляции, для детей с нарушенным звукопроизношением и развития артикуляционных возможностей, улучшения дикции для детей не имеющим речевых нарушений.

Чем отличается сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика от традиционной?

Автором идеи сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики является Отечественный логопед и психотерапевт Лынская М.И., которая адаптировала теорию «Сенсорной интеграции», разработанную западным психологом Джин Айрес.

В сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастике упражнения направлены на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности.

Игровой материал, для выполнения сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики представлен в виде «сенсорного подноса», использование которого позволяет развивать разные виды восприятия детей.

 Опора на базовые виды чувствительности

Важнейшим принципом проведения артикуляционной гимнастики является опора на «базовые» виды чувствительности, а не на зрительный анализатор (упражнения перед зеркалом), как в традиционной системе.

За счет подключения обоняния, вкуса, тактильной и вестибулярной чувствительности мы обеспечиваем дополнительную обратную связь.

Использование специй в качестве материалов способствует более длительному сохранению проприорецептивных ощущений, возникающих во время упражнений.

                                                        

Основываясь на принципах сенсорной интеграции, для развития вестибулярной чувствительности артикуляционные упражнения рекомендуется проводить: сидя на большом мяче(фитболе);

Стоя на балансировочном диске.

Ритмизировать деятельность детей, так как регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий и помогает настроится на занятие.

 Использование игрового материала

Сенсорно-интегративную артикуляционную гимнастику рекомендуется проводить с использованием игрового материала, что обеспечивает интерактивное взаимодействие с игровым материалом и коммуникацию между участниками занятий;

Развивать разные виды восприятия детей, поскольку игры на подносе являются активными.

Растягивается подъязычная складка («уздечка») языка;

Активизируется небно-глоточное смыкание;

Повышается качество обратной связи от артикуляционных органов;

Дифференцируется носовой и ротовой выдохи, что положительно влияет на длину и силу выдоха;

Улучшаются показатели координации, точности, темпо-ритмические характеристики артикуляционных движений, что способствует четкости произношения.

Необходимо соблюдать важные условия:

Весь материал для проведения занятий индивидуален и соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.

Предлагаемые комплексы упражнений не заменяют традиционные, необходимые на подготовительном этапе перед постановкой, нарушенных звуков.

Работа по постановке звуков должна включать в себя традиционные комплексы, содержание которых зависит от конкретного звука.

Источники:

Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей. Москва.: ПАРАДИГМА, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Сенсорно - интегративная артикуляционная гимнастика"

Сенсорно – интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной с...

Буклет для родителей. "Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика."

Материал для ознакомления родителей с методом сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики  по методу М.И Лынской. Особенно актуален для детей с тяжелыми нарушениями речи, детей раннего возр...

Буклет "Сенсорно - интегративная артикуляционная гимнастика"

Сенсорно – интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной с...

Сенсорно - интегративная артикуляционная гимнастика

Артикуляционная моторикаАртикуляционные упражнения...

Буклет играем с ребенком! «сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика»

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой....

Проект "Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики для преодоления артикуляционной апраксии у неговорящих детей"

Этапы работы развития артикуляционной моторики с использованием сенсорных эталонов с безречевыми детьми....

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией че...