Проект "Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики для преодоления артикуляционной апраксии у неговорящих детей"
проект по логопедии

Дацкевич Татьяна Николаевна

Этапы работы развития артикуляционной моторики с использованием сенсорных эталонов с безречевыми детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики для преодоления артикуляционной апраксии у неговорящих детей

Автор-составитель:

Пильникова Наталья Александровна,

учитель-логопед,

Дацкевич Татьяна Николаевна,

учитель-логопед

г. Югорск, 2021

Место реализации практики и целевая аудитория

Полное наименование

организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Юридический адрес

628260, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, г. Югорск, ул. Мира, 85

Ф.И.О. должность, телефон

Пильникова Наталья Александровна, учитель-логопед, 89044780667

Дацкевич Татьяна Николаевна, учитель-логопед, 89044512716

е-mail лица

na.pilnikova@mail.ru

tany_da_isav@mail.ru 

С кем реализовывалась практика

Воспитанники дошкольных групп от 3 до 7 лет

Актуальность практики

В настоящее время количество детей с речевой патологией имеет тенденцию возрастания. Число детей со сложной речевой патологией, в частности неговорящих, увеличивается. Они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними.

Изучение особенностей речевого развития детей с речевой патологией, представлено в работах таких авторов, как Г.В. Бабина, Гриншпун, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, Р.Е. Левина, Е.Ф. Соботович, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина, Н.Н. Трауготт, и другие.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования процесса обучения и развития детей в различных образовательных условиях. Для детей с отсутствием речи  с помощью артикуляционных упражнений решаются задачи по преодолению апраксии. Апраксия – это нарушение праксиса, нарушение способности воспроизводить действия.  С помощью артикуляционных упражнений ребенок обучается произвольным движениям. Это положительно влияет на способность к отраженному и сопряженному повторению первых звуков, слогов и слов; становлению слогового ритма.

Проблема заключается в том, что в работе с неговорящими детьми не редки случаи, когда, несмотря на правильно подобранный вид артикуляционных упражнений, дети не желают, либо не могут выполнить их, проявляя характерные особенности, так как нет интереса и мотивации. Тогда на помощь приходит особый вид артикуляционных упражнений – сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика.

 Использование метода сенсорной интеграции обеспечивает развитие сенсорных, моторных, речевых возможностей у  неговорящих детей.

Данный опыт работы отражает эффективный подход по запуску речи у неговорящих детей через сенсорно-интегративную артикуляционную гимнастику и может быть рекомендован  к использованию логопедам и дефектологам в работе с неговорящими детьми.

Инновационный характер практики

Новизна, нестандартность, оригинальность данной работы заключается в использовании метода логосенсорной интеграции. Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Работа проходит в игровой форме с опорой на базовые виды чувствительности: обонятельные, вкусовые, тактильные.

Значение сенсорики для развития артикуляционного праксиса:

- сенсорные стимулы оказывают большее влияние на мотивацию к речи у неговорящих детей;

- развитие понимания речи у неговорящих детей возможно лишь при наличии у ребенка сенсорного опыта;

- нейрофизиологической основой речевого развития является образование ассоциативных связей в условиях богатого сенсорного опыта;

- основой моторной организации речи является кинетическое и кинестетическое восприятие.

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой. В этих упражнениях задействованы не только органы артикуляции, но и сенсорные системы нашего организма.

Использование сенсорно-интегративного метода в развитии артикуляционного праксиса у детей с отсутствием речи,  помогает активизировать речевое развитие, получить новый необходимый сенсорный опыт. Работа строится на интересах и возможностях детей,  в непринужденной обстановке и зависит от эмоционального состояния ребенка.

Цель и задачи, которые решались в рамках реализации практики.

Основной целью работы по развитию артикуляционного праксиса у неговорящих детей является – развитие произвольных движений органов артикуляции и речевого дыхания с опорой на базовые виды чувствительности (тактильные, вкусовые, обонятельные, осязательные).

Задачи:

 - развивать мотивацию к занятиям;

- развивать различные виды восприятия у неговорящих детей;

-развитие носового и ротового вдоха и выдоха;

- устранение гипер и гипотонуса артикуляционных мышц.

        Содержание практики

Практика представляет систему увлекательных игр и упражнений на развитие произвольных движений артикуляционного аппарата, речевого дыхания с опорой на базовые виды чувствительности.

В нашем детском саду три группы комбинированного вида, которые посещают дети с тяжелыми речевыми нарушениями, в том числе и безречевые.  Таким детям сложно удерживать внимание на задачах обучения, часто отсутствует мотивация к выполнению действий. Перед нами стояла задача поиска эффективных методов работы с детьми с ТНР. С 2020-2021 учебного года и по сегодняшний день мы применяем в работе элементы сенсорной интеграции при выполнении артикуляционной гимнастики.  Основой стала апробация метода сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики М. И. Лынской. На одном занятии стимулируем сразу нескольких видов восприятия. Обязательным условием является – включение в работу всех сохранных анализаторов ребенка.

Для выполнения артикуляционной гимнастики с использованием сенсорных стимулов, мы применяем: сенсорные коробки с различным наполнителем (крупы, орехи, гидрогель, вода, песок), балансир, фрукты, овощи, кондитерские изделия (баранки, печенье, мармелад), природный материал (шишки, камни, веточки, ракушки, деревянные спилы, листья, перья), ватные палочки, пластиковые трубочки, граберы. Многообразие материалов позволяет активизировать ощущения, восприятие, зрительно-моторную координацию. Использование элементов сенсорной интеграции на занятии вызывает у детей эмоциональный подъем,  даже малоактивных.

Средства и способы реализации практики

Логопедическая работа с неговорящими детьми состоит из двух этапов:

I этап. Формирование предпосылок речевой деятельности:

а) аффективно-мотивационные;

б) перцептивный (процесс обработки сенсорной информации);

в) когнитивный.

Формирование данных предпосылок происходит одновременно с вызыванием  речевой активности.

У детей с нарушением коммуникации мы можем наблюдать низкую познавательную активность или отсутствие познавательной деятельности, как следствие, речевая инициатива также отсутствует, поэтому мы стараемся таким детям предлагать коммуникативные и высокомотивационные игры. Большинство из них основаны на эффекте неожиданности. Также каждая игра, представленная ниже, подразумевает возможность давать невербальную инструкцию на случай нарушения понимания речи у ребёнка.

 Практический материал для работы на первом этапе.

  •  Ребёнок дует в стакан, наполненный рваной бумагой или фольгой. После того, как кусочки разлетелись, на дне стакана становится видна фигурка с нужным словом.
  •  Ребёнок лопает шарик, внутри которого фигурка или иллюстрация нужного слова. Подготавливая подобное задание ребёнка необходимо хорошо знать, чтобы не довести до инфаркта.
  • Ребёнок опускает стакан дном вниз в контейнер с подкрашенной водой и водит по дну контейнера, под которым лежат картинки. В ходе вышеописанных манипуляций картинки становятся видны.
  • Ребёнок дует на муку, которая покрывает картинки, лежащие на подносе.
  • Специалист заранее замораживает лёд, внутри которого лежат картинки или фигурки. Ребёнок льёт тёплую воду на лёд, размораживая его.
  • Ребёнок капает лимоном на соду, которая насыпана на картинках. В ходе вышеописанных манипуляций сода растворяется.
  • Ребёнок тянет за веревку, к которой привязаны фигурки. Фигурки можно закапывать в сыпучий материал или прятать под стакан, который будет падать.
  • Ребёнок смывает водой пену/краску с заламинированного листа с картинками.
  • Ребёнок может искать картинки или фигурки в гидрогеле или сыпучем материале.
  • Специалист закрепляет полоску широкого скотча липкой стороной вперёд между ножек стола или другими предметами. Ребёнку необходимо кидать/снимать со скотча фигурки.

II этап. Формирование системы родного языка.

 Данный этап предполагает проведение логопедической работы, задачей которой является развитие произносительной стороны:

- преодолении апроксии;

- развитие артикуляционной моторики;

- фонационного дыхания.

Практический материал для работы на втором этапе

Техника выполнения артикуляционной гимнастики:

- проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно;

- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;

- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;

- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;

- артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор, пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки;

- гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

* В сенсорной коробке с гидрогелем спрятаны игрушки животных: бегемот (звук А – открыть широко рот), слон (звук У – тянуть губы вперед), лягушка (звук И – широкая улыбка), крокодил – стучать зубами).

* В сенсорной коробке с любым наполнителем (гидрогель, крупы) спрятать артикуляционные картинки. Ребенок рукой, либо пинцетом достает картинки и выполняет упражнения.

* на поднос выкладываются картинки, соответствующие определенному артикуляционному упражнению (гриб, кошка, бегемот, лягушка и др.) и посыпаются мукой. Ребенок находит картинку и выполняет упражнения.

* Понадобятся перо и ложка. Дается инструкция – если потрогаю мягким предметом, то выполняешь «чашечку», если твердым предметом – «лошадку».

* На щеку приклеиваем наклейку и тянем язык в сторону, клеем на нос – тянем вверх.

* На столовую ложку намазать мед (при отсутствии аллергии) и попросить ребенка слизывать снизу вверх.

* Перед ребенком лежат фрукты, например, киви и яблоко. Киви откладываем в правую сторону и язык тянем вправо, яблоко откладываем в левую сторону и тянем язык влево.

* На подносе просеянная мука. Рисуем пальцем круги и делаем вращательные движения языком.

* В яблоко втыкаем спички (серой во внутрь), просим ребенка вытаскивать спички губами, зубами и плевать.

* В таз налить воды, на края таза прищепками прикрепляем «артикуляционные позы». В воду кидаем кусочек пенопласта (кораблик) и ребенок дует. К какой картинке приплывет «кораблик», такое упражнение ребенок выполняет.

* На кончик языка кладем кофейное зерно и сплевываем со звуком «Т».

* Между губ держать ватную палочку и сплевывать со звуком «П».

* Облизывать кружок апельсина по кругу, снизу вверх, сверху вниз.

* Перекатывание винограда от одной щеки к другой.

* Ребенок кладет между ладонями круглый фрукт и выполняет круговые движения  одновременно с языком.

* Ребенок кладет грецкий орех между ладонями, выполняет движение вперед-назад и одновременно выполняет упражнение языком.

* ребенок стоит на балансире, раскачиваясь из стороны в сторону, выполняет упражнение «часики», «качели», «маляр».

* Ребенок удерживает губами веточку укропа, языком прижимает к верхней губе.

* Ребенок пересыпает песок (крупу) из одной руки в другу и выполняет упражнение, заданное логопедом.

 Перед проведением такой гимнастики, необходимо убедиться, что у детей нет аллергии на тот или иной продукт.

Условия реализации практики

Дети в возрасте 3 – 7 лет, посещающие дошкольную организацию.

Занятия проходят индивидуально 2-3 раза в неделю с 3 недели сентября по вторую неделю мая. Для артикуляционной гимнастики с элементами сенсорной интеграции  на занятии отводится от 10 до 15 минут. Это может быть как самостоятельное занятие (для младшего возраста) и как этап занятия.

Форма организации детей: индивидуальная.

Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям

дошкольника.

Методические рекомендации

        На начальном этапе дети выполняют упражнения по показу взрослого, опираясь на зрительный анализатор. Далее без показа, но с помощью взрослого (при необходимости). По мере усвоения комплекса, дети переходят к самостоятельному выполнению упражнений. Комплекс состоит из 8 упражнений. На первом занятии ребенку дается три упражнения из комплекса, на последующих занятиях дополнительно вводятся  по два новых упражнения. Продолжительность выполнения артикуляционного комплекса зависит от его усвоения ребенком. Тематика комплекса зависит от лексической темы, указанной в основной адаптированной образовательной программе для детей с ТНР.

Перед началом занятия весь материал для проведения артикуляционной гимнастики обрабатывается специальным средством («Аламинол»).

Методическое обеспечение

Материальное оснащение: сенсорные коробки, балансир, ноутбук, интерактивная доска.

Методическое оснащение: Лынская М.И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика. Методическое пособие. — М.: Парадигма, 2016.

- Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988.

- https://sensoricinru.wordpress.com/2013/ Сенсорная интеграция и мы. Ассоциация специалистов сенсорной интеграции.

Данные о результативности

В начале 2020-2021 учебного года нами была проведена диагностика детей.

Таблица 1

Уровневые показатели исследования моторики артикуляционного

 аппарата (в баллах, %)

№, п/п

Имя, фамилия

Результаты выполнения заданий

в баллах

Исследование двигательной функции

Итого

губ

челюсти

языка

неба

1

Дима А.

2

2

2

4

10 (50%)

2

Алена М.

2

3

3

3

11 (55%)

3

Анжела М.

2

2

2

3

9 (45%)

4

Полина П.

2

3

2

3

10 (50%)

5

Слава З.

2

3

2

2

9 (45%)

6

Витя Ш.

3

3

3

4

13 (65%)

7

Дима Б.

1

2

2

3

8 (40%)

8

Катя Б.

2

3

3

2

10 (50%)

9

Рома Ш.

3

3

2

3

11 (55%)

10

Вероника З.

2

3

3

3

11 (55%)

Итого

21

(42%)

27

(54%)

24

(48%)

30

(60%)

102

(51%)

Таким образом, из таблицы 3 мы видим, что у всех детей страдает двигательная функция языка, губ, неба и челюсти.

Таблица 2

Уровневые показатели исследования динамической организации движений органов артикуляционного аппарата (в баллах, %)

№, п/п

Имя, фамилия

Результаты выполнения заданий в баллах

Итого

1

2

3

4

1

Дима А.

1

3

3

4

11 (55%)

2

Алена М.

4

3

3

3

13 (65%)

3

Анжела М.

1

3

3

1

8 (40%)

4

Полина П.

4

3

3

4

14 (70%)

5

Слава З.

4

3

3

3

13 (65%)

6

Витя Ш.

4

3

3

4

14 (70%)

7

Дима Б.

3

3

3

4

13 (65%)

8

Катя Б.

1

3

1

1

6 (30%)

9

Рома Ш.

3

3

3

3

12 (60%)

10

Вероника З.

4

3

3

4

14 (70%)

Итого

29

(58%)

30

(60%)

28

(56%)

31

(62%)

118

(59%)

Таким образом, из таблицы 2 мы видим, что ни один ребенок не выполнил задания в полном объеме. Наиболее трудным оказалось упражнение «чашечка», при выполнении которого ни один ребенок не набрал высокого балла. Общее количество баллов, которое набрали дети – 118, что составляет 59% от возможного количества баллов.

В конце учебного года с целью выявления эффективности коррекционно-развивающего обучения было проведено итоговое обследование по методике констатирующего эксперимента. В течение года дети обучались по методу логосенсорной интеграции.

Таблица 3

Уровневые показатели исследования моторики артикуляционного

аппарата (в баллах, %)

№, п/п

Имя, фамилия

Результаты выполнения заданий

в баллах

Исследование двигательной функции

Итого

губ

челюсти

языка

неба

1

Дима А.

3

4

3

5

15 (75%)

2

Алена М.

4

5

5

4

18 (90%)

3

Анжела М.

4

3

3

4

14 (70%)

4

Полина П.

4

3

3

4

14 (70%)

5

Слава З.

3

3

3

4

13 (65%)

6

Витя Ш.

5

4

4

5

18 (90%)

7

Дима Б.

3

3

3

4

13 (65%)

8

Катя Б.

4

4

4

4

16 (80%)

9

Рома Ш.

5

4

3

4

16 (80%)

10

Вероника З.

3

4

4

4

15 (75%)

Итого

38 (76%)

37 (74%)

35 (68%)

42 (84%)

152   (76%)

Диаграмма 1

Сравнительные показатели обследования моторики артикуляционного аппарата до и после обучения

Таким образом, из таблицы 3 и диаграммы 1 мы видим, что результаты после обучения у всех детей повысились. 

Таблица 4

Уровневые показатели исследования динамической организации

движений органов артикуляционного аппарата в баллах

№, п/п

Имя, фамилия

Результаты выполнения заданий в баллах

Итого

1

2

3

4

1

Дима А.

3

5

3

5

16 (80%)

2

Алена М.

4

4

5

4

17 (85%)

3

Анжела М.

3

4

4

3

14 (70%)

4

Полина П.

4

4

4

4

16 (80%)

5

Слава З.

4

4

5

3

16 (80%)

6

Витя Ш.

5

5

5

5

20 (100%)

7

Дима Б.

4

4

4

5

17 (85%)

8

Катя Б.

4

3

3

3

13 (65%)

9

Рома Ш.

5

4

4

4

17 (85%)

10

Вероника З.

5

3

4

4

16 (80%)

Итого

41(82%)

38(80%)

41 (82%)

40 (80%)

162 (81%)

Диаграмма 2

Сравнительные показатели обследования динамической организации движений органов артикуляционного аппарата до и после обучения 

Таким образом, из таблицы 4 и диаграммы 2 мы видим положительную динамику в организации движений органов артикуляционного аппарата после обучения.

Данные результативности представлены на сайте:

  1. https://nsportal.ru/albom/2016/04/18/datskevich-tatyana-nikolaevna/innovatsionnye-tehnologii 
  2. https://nsportal.ru/albom/2015/12/05/pilnikova-natalya-aleksandrovna/logopedicheskie-tehnologii 
  3. https://www.yugschool2.ru/component/content/article/105-uchitelskaya/portfolio-uchitelej/716-dackevich.html?Itemid=464 

Возможность использования представленного материала

Предложенная методика имеет универсальный характер и может быть использована в других образовательных организациях учителями-логопедами и дефектологами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Сенсорно - интегративная артикуляционная гимнастика"

Сенсорно – интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной с...

Буклет для родителей. "Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика."

Материал для ознакомления родителей с методом сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики  по методу М.И Лынской. Особенно актуален для детей с тяжелыми нарушениями речи, детей раннего возр...

Логопедическая разминка с применением сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики.

Можно применять в детском саду общего типа, возможно применение в специализированном детском саду, а также в частныхгрупповых и индивидуальных занятиях. Очень помогает удерживать мотивацию к занятиям ...

Буклет "Сенсорно - интегративная артикуляционная гимнастика"

Сенсорно – интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной с...

Сенсорно - интегративная артикуляционная гимнастика

Артикуляционная моторикаАртикуляционные упражнения...

Буклет играем с ребенком! «сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика»

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика дарит ребенку новые чувственные ощущения, происходит балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов центральной нервной системой....

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика

Логосенсорная интеграция – это использование элементов сенсорной интеграции и параллельное решение речевых задач. Логопед занимается не сенсорной интеграцией, а логопедией че...