Занятие по формированию фонематического слуха и звукопроизношения. Тема: Звук [И]. Буква "И".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гринь Светлана Витальевна

На занятии дети знакомятся со звком [И] и буквой "И" на материале лексической темы "Осень. Осенние месяцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuk_i_konechnyy_1.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Формирование звукопроизношения и фонематического слуха

Тема: Звук [И]. Буква «Ии».

На материале лексической темы: «Осень Осенние месяцы».

Цель: Знакомство со звуком [И], буквой «И»

Задачи:

Обучающие

- познакомить со звуком [И], научить правильно его произносить изолированно

- научить правильно интонировать букву «И» при чтении

- познакомить с графическим обозначением звука [И], соотносить звук с буквой

Развивающие

-развивать артикуляторную, мелкую и общую моторику

-развивать длительный плавный выдох

- развивать фонематический слух и восприятие, умение выделять звук [И] из ряда звуков, слогов и слов

-развивать слуховое  внимание и слуховую память

-закреплять умение давать характеристику звука и артикуляционную гимнастику по опорной схеме

-активизировать словарь по теме «Осень. Осенние месяцы»

Воспитательные

-воспитывать интерес к содержанию занятия

-воспитывать умение слушать речь логопеда и сверстников

-воспитывать у детей самоконтроль за собственной речью

Коррекционные

-исправлять неправильный артикуляционный уклад звука [И] в изолированном виде, в словах, в предложениях

- преодоление речевого негативизма

Оборудование: зеркала индивидуальные, карточки для индивидуальной работы, красные карандаши на каждого ребенка, вертушки (листочки) для дыхания, картинка лошадки Искорки, снопы большие и маленькие для оценивания, схемы анализа артикуляции и характеристики звука, графическая схема  звук-буква, компьютер, палочка с кленовым листочком для глазодвигательной гимнастики, карточки с буквой и знаками . ! ?  

Ход занятия:

  1. Орг. момент

 -Доброе утро! Я спешила к вам. На улице холодно,  и я сильно замерзла. А вы? Почему так холодно?

-Ребята, какое время года?  (осень)  Какие приметы осени? (Дети называют)

- Теперь я понимаю, почему мне так холодно.

- Помогите мне согреться! Встаньте в круг.

 Логопед вместе с детьми проговаривает четверостишие:

  Встали дети, встали в круг.

  Ты мой друг и я твой друг.

  Дружно за руки возьмемся

  И друг другу улыбнемся.

- Улыбка друга всегда согреет! И она нам еще поможет при произнесении одного звука.  

МОТИВАЦИЯ

-По дороге в детский сад я встретила лошадку, зовут ее  Искорка. Скоро наступит зима,  ляжет снег и укроет всю траву, Искорке нечем будет питаться. Лошадка может остаться голодной. Лошадка очень расстроена.  Как мы можем ей помочь? (Заготовить сено) Сегодня на занятии мы заготовим для нее сено.  Чтобы помочь лошадке и заготовить много сена, каждый из вас должен  выполнить много разных и интересных заданий со звуком, с которого начинается имя лошадки.

        2.   Введение в тему

Вспомните, как зовут нашу лошадку? Какой первый звук в слове Искорка? (Звук [И])

- Ребята,  кто назовет тему занятия?

(Правильно, тема занятия -  звук [И], буква «И»)

ЦЕЛЬ:

- Подумайте, какая цель нашего занятия?

- Цель нашего занятия: Знакомство со звуком [И], буквой «И».

ЗАДАЧИ:

- А чтобы выполнить цель занятия, послушайте задачи:

*  Научиться правильно произносить звук [И].

*  Узнавать и выделять  его среди других звуков.

*  Запомнить и научиться  узнавать букву «И».

*  Научиться читать букву.  

А  решить эти задачи  поможет план занятия.

Подойдите к плану, посмотрите, как будем  работать (обратите внимание на обозначения): все вместе, парами и по-одному.

Расскажите, что нам предстоит делать?
Дети:
-все вместе мы будем выполнять  артикуляционную гимнастику,   произносить, слушать и выделять звук среди других звуков;

-парами - мы будем работать с карточками: находить места звука в слове;

- по-одному, - отвечать на вопросы: рассказывать об артикуляции звука, давать его характеристику.

- Сегодня вы познакомитесь со звуком [И], буквой «И». Букву вы выучите,  научитесь её узнавать и дома сможете познакомить с этой буквой своих  братьев и сестер.

  ОЦЕНКА

- Чтобы помочь лошадке Искорке, нужно правильно выполнять задания. И если вы постараетесь, то лошадка не останется голодной.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивать  вы себя будете  большими, средними и маленькими стогами сена, которые лежат у вас на столах. Большой стог  вы возьмете, если задание  выполните самостоятельно и правильно: будете правильно произносить звук и узнавать, выделять его среди других звуков, правильно читать букву «И». Средний стог - если задание  выполните с ошибками и с чьей-нибудь помощью. Маленький стог - если совсем ничего не получиться. Но такого, я надеюсь, не будет.

В конце занятия мы посчитаем количество стогов.

Кто  получит 5 и больше  больших стогов, тот молодец, отлично справился с заданиями и больше всех собрал сена для Искорки.

Кто получит 4 больших стога и меньше,  тот старался, но допускал ошибки. И в следующий раз постарается таких ошибок не делать.

Для того  чтобы быть успешным, нужно что?

Дети:

- быть внимательным

- слушать друг друга

- отвечать полными предложениями.

- контролировать свою речь 

Чтобы занятие было интересным, я приготовила компьютер, картинки, схемы и все, что есть у вас на столах.

3. Повторение

- На прошлом занятии мы учились различать какие звуки? (Дети: [А – У]).

- Сегодня мы познакомимся со звуком [И] и буквой «И», а на следующем занятии будем делать звуко-буквенный анализ слова и работать с кассой букв.

4. Новый материал.

Искорка пришла не только попросить помощи у вас, но и научить произносить правильно звук [И].

- Чтобы правильно, четко произносить звук [И], нам нужно выполнить дыхательную и артикуляционную гимнастики.

Задание № 1

Дыхательная гимнастика «Листопад»

Осенью дуют ветры, падают листья,  и мы сейчас устроим  листопад.

Возьмите по-одному листочку, положите  на правую ладонь, сделайте вдох носом, вытяните губы трубочкой, выдохните. Следите, чтобы щеки не надувались.

Вы все старались. Но очень точно выполнил упражнение Кирилл. Не совсем точно выполняли упражнение Таня и Соня.

-Давайте соберем осенние листочки. Обратите внимание, на обратной стороне листа изображены артикуляционные упражнения.   

-Сейчас  вы по-очереди  будете показывать свою картинку, а мы все вместе выполнять эти упражнения.

Артикуляционная гимнастика

- Улыбка - натяните уголки губ, покажите верхние и нижние зубы,  

                   удерживайте под счет до 5.

- Блинчик - положите широкий плоский язык на нижнюю губу, удерживайте  

                     под счет  до 5.                  

- Чистим нижние зубки - улыбнитесь, натяните уголки губ, язык внизу,

                                           выполняем движения языком слева направо.

- Кошечка выгибает спину - спрятать кончик языка за нижние зубы и

                                              удерживать его в таком положении под счет до 5.

Молодцы! Все хорошо выполняли упражнения. Но Саша выполнил правильно, поэтому получает большой листочек. Не совсем точно получилось у Кати, Гриши, они получат маленькие листочки.

Задание выполнено.

- Сядут сначала девочки, а потом – мальчики.

Дети садятся на свои места.

Задание № 2

- Вспомним, как кричит лошадка. Посмотрим в зеркало, спойте песенку лошадки.  А теперь нужно правильно по схеме рассказать об артикуляции звука [И] и дать характеристику. Рассказывать будете по цепочке.

Артикуляция звука [И]: губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка лежит за нижними зубами, воздушная струя не встречает преграду.

Характеристика звука [И]: гласный звук (обозначается красной фишкой)

-А  теперь оцените себя, покажите свои листочки.  

Даша, почему ты взяла большой стог? Егор, какой ты взял стог?

Задание выполнено.

Задание № 3

-  А теперь Искорка хочет знать, сможете ли вы услышать звук [И] среди других звуков, в слогах и в словах и предлагает поиграть в игру «Ловишки».

Если вы не сделаете ни одной ошибки, то получите большой стог. Для этого

слушайте внимательно, когда услышите звук [И], хлопните в ладоши.

Выделение на слух звука [И]: (Рот прикрыть экраном).

- из ряда гласных: И-А-У-И-А-А-У-И-А-И

- из слогов: АХ-УХ-ИХ-ИМ-АМ-УТ-ИТ-УМ-ИМ

- из слов: лист, лужа,  тучи, облака, листопад

-А  теперь оцените себя, покажите свои листочки.

Внимательно слушал и правильно выполнял задание  Кирилл.

Это задание  тоже выполнено.

Задание № 4

Звуки, как и вы, любят играть в прятки.

Сейчас вы будете работать с карточками. В этом  задании нужно найти звук [И] в словах. Чтобы получить большой стог, нужно найти и обвести карандашом те предметы, в названиях которых есть звук [И].  

Карточки разные, картинки не повторяются, количество картинок тоже разное, поэтому все должны справиться с заданием.

В конце проверите выполнение задания друг у друга.

А теперь обменяйтесь карточками и проверьте задание друг у друга.

Ребята, вы нашли ошибки у своих товарищей? Какие ошибки?

-А  теперь оцените себя. Кто сделал все правильно, тот берет большой стог.

Упражнение № 5

- Где в слове может стоять звук [И]?

- Звук [И] может встать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

В следующем задании нужно правильно определить  место звука  [И] в словах, тогда вы получите большой стог.

-  Посмотрите, внизу каждой картинки есть схема. Если звук [И] находится вначале слова, то вы закрашиваете красным цветом первый квадрат, если в середине, то второй квадрат, если в конце - третий квадрат.

Приступайте к работе.

- Назовите слова, в которых звук [И] в начале слова (в конце слова)

-А  теперь оцените себя.  

Дети:

Я правильно нашел место звука [И] в словах, не сделав ни одной ошибки, поэтому взял большой стог.

Искорка предлагает отдохнуть.

(Прилетел кленовый листочек, ветер его закружил-закружил, следите за ним одними глазами, не поворачивая головы)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

ГЛАЗОДВИГАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ФИЗМИНУТКА

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ

- Со звуком [И]  мы познакомились. А теперь мы познакомимся …с чем?

(С буквой)

- Искорка спрашивает, что такое звук, что такое буква.

- Давайте вспомним правило:

- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.

- Звук [И] можно записать с помощью буквы «И».

(Показ буквы «И»)

- Вот большая буква «И», а вот маленькая буква и.

- Они похожи?

- Чем отличаются? (размером)

- Сколько элементов у буквы «И»?

 Напишите букву «И» в воздухе пальцем (ведем пальцем сверху вниз, по наклонной вверх-вниз), носом, на спине друг друга. Тот, кто сидит справа, поворачивается спиной к товарищу. А теперь поменяйтесь.

ЧТЕНИЕ.

-А теперь прочитаем букву «И» с разной интонацией, а помогут в этом нам знаки препинания.

Если стоит . , то читаете ровным голосом.

Если стоит !, то читаете громко.

Если стоит  ?, то читаете так, как-будто о чем то спрашиваете.

ИИИИ.

ИИИИИ!

ИИИИИ?

Упражнение № 6

- Искорка принесла карточки, где буква «И» сделана из рябиновых листочков, но налетел ветер,  разбросал листья и  сломал букву. Нужно починить букву, приклеить недостающие элементы.

Оцените себя.

 И с этим заданием вы справились. Особенно аккуратно получилось у Даши, Леши.

Задание выполнено.

5. Итог

- Теперь у Искорки есть сено на зиму. Молодцы! Вы все вместе помогли лошадке.

И самое главное, чему вы научились?

Дети:

- Я научился правильно произносить звук [И], находить место звука в слове, слушать и выделять звук [И] среди звуков, в слогах, в словах; узнавать и читать букву «И».

6. Оценка

Вы все старались, молодцы! А теперь посчитайте стога и оцените свою работу. У кого 5 и  больше больших  стогов,  поднимите руку.

Дети:

- Я-молодец! Старался! У меня 6 стогов, значит я отлично справился со всеми заданиями, так как выполнял их самостоятельно и правильно.

 Вы отлично справились с заданием. Даша, Гриша, Арсений больше всех собрали сена.

У кого 4  и меньше больших стогов?

Дети:

Я старался! Но у меня 4 больших стогов, потому что я допускал некоторые ошибки и иногда пользовался помощью.

Да, Егор ты собрал меньше стогов, чем твои товарищи, но ты старался. Нужно лишь еще поработать и у тебя все получится.

Я тоже считаю, что наше занятие прошло успешно.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

- Послушайте стихотворение, которое вам дарит лошадка Искорка.

Выучите стихотворение и найдите в нем слова со звуком [И].

Осень, осень приходи!

Мы наденем сапоги.

Искорку мы позовем.

И потом гулять пойдем.

Занятие окончено.

Анализ работы детей на занятии

Данное подгрупповое  занятие  проведено с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи. Цель и задачи  занятия   доведены  до детей в понятной им форме, приняты ими и успешно выполнены в дальнейшей совместной деятельности с педагогом.  Задания были доступны,  дети  быстро, охотно их выполняли. Правильно выполненные действия формировали у детей уверенность в преодолении имеющихся трудностей. На протяжении всего занятия у детей сохранялся интерес. Речь воспитанников была достаточно эмоциональной, дети стремились четко проговаривать слова, контролировать произношение.

Занятие  выстроено с учётом психофизиологических индивидуальных особенностей детей и методик Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», Филичевой Т. Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада»

На занятии были использованы упражнение на развитие речевого выдоха, на развитие общей,  мелкой и  артикуляционной моторики, на развитие мимики,  а также звуковой, звукобуквенный анализ,  упражнения на развитие  эмоционально-волевой сферы и силы голоса.

В занятие были включены  информационно-компьютерные технологии, мнемотехники, схемо-знаковые  модели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.                 Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у де...

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]».

Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения  и фонематического слуха на этапе автоматизации звука на тему «Звук [р]»....

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе автоматизации звука. Тема занятия: «Звук Л. Одежда»

Цель занятия: осуществление работы по автоматизации звука Л в обратных слогах и в конце слов, активизация словарного запаса по лексической теме «Одежда»....

Конспект индивидуального занятия По формированию фонематического слуха «Различие звуков» в подготовительной к школе группе

Индивидуальное занятие направлено на развитие сенсорных способностей детей по методики М.Монтессори с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте - ОНР - 2 год обучения

конспект занятия по формированию фонематического слуха и подготовке к обучению грамоте. Тема занятия: Звук и буква Аа....