Конспект занятия по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста на тему:"Путешествие зайчонка Кузи"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Терентьева Оля Фёдоровна

<?xml:namespace prefix = o /??>

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.

               

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 Познакомить с буквой «Ш» ( видим  и  пишем) и  звуком «Ш». (согласный, твёрдый, шипящий);

 Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных;

 Развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания;

  Развитие зрительно – двигательной координации;

   Совершенствовать  деятельность высших психических функций слуховой и зрительной памяти;

 Развитие артикуляционного аппарата;

 Вызвать  чувство симпатии, сопереживания  к персонажу и желание оказать ему помощь.

Оборудование: предметные картинки: шуба, кошка, лягушка, колобок, солнце, шишка, поезд;  камыш, шапка, малыш, душ, петушок, мешок, шарф, машина, чашка, лошадка, кошка, лягушка, шуба;

 проектор, экран, магнитная доска, конверты; шарики с картинками.

  1. Слайд

 

Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: ум­ный, добрый и внимательный.

Здравствуйте ребята. Посмотрите на мой  «сарик» мне его «Маса» подарила.

Ребята как вы думаете, что  хотел сказать нам зайчонок ?

Но вот беда, Кузя очень плохо гово­рит и никак не может произнести какой-то звук . Какой звук, как вы думаете?      [ш].

Хочет зайчонок сказать «Шарик», а получается «сарик», хочет произнести «Маша», а слышно «Маса». Что делать?

3. Слайд

Пошёл Кузя к самой умной и грамотной в лесу сове. Не расстраивайся, малыш. Я тебе обязательно помогу.  Каждый день, мы с тобой будем делать волшебную зарядку для язычка, и очень скоро ты научишься шипеть, как настоящая змея.

 

На следующее утро тетушка Сова пришла к зайчонку и пригла­сила его на прогулку для занятий. Давайте и мы пойдём на прогулку вместе с ними. Шли мы шли и вдруг увидели кораблик, плывущий по речке.

  1. Слайд

Сказала сова. — Посмотрите, какой красивый парус у этого кораблика. Давай превратим наш язычок в парус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc144.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5»

Конспект занятия по развитию речи

«Приключение зайчонка Кузи»

(старшая группа)

Учитель-логопед:

Терентьева О.Ф.

Югорск 2010г.

Тема:  ПРИКЛЮЧЕНИЯ  ЗАЙЧОНКА  КУЗИ.

               

Цель: Развитие фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить с буквой «Ш» ( видим  и  пишем) и  звуком «Ш». (согласный, твёрдый, шипящий);
  • Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных;
  • Развитие фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания;
  •  Развитие зрительно – двигательной координации;
  •   Совершенствовать  деятельность высших психических функций слуховой и зрительной памяти;
  • Развитие артикуляционного аппарата;
  • Вызвать  чувство симпатии, сопереживания  к персонажу и желание оказать ему помощь.

Оборудование: предметные картинки: шуба, кошка, лягушка, колобок, солнце, шишка, поезд;  камыш, шапка, малыш, душ, петушок, мешок, шарф, машина, чашка, лошадка, кошка, лягушка, шуба;

 проектор, экран, магнитная доска, конверты; шарики с картинками.

  1. Слайд

Жил-был зайчонок Кузя. Это был очень славный зайчонок: ум ный, добрый и внимательный.

Здравствуйте ребята. Посмотрите на мой  «сарик» мне его «Маса» подарила.

Ребята как вы думаете, что  хотел сказать нам зайчонок ?

Но вот беда, Кузя очень плохо гово рит и никак не может произнести какой-то звук . Какой звук, как вы думаете?      [ш].

Хочет зайчонок сказать «Шарик», а получается «сарик», хочет произнести «Маша», а слышно «Маса». Что делать? 

3. Слайд

Пошёл Кузя к самой умной и грамотной в лесу сове. Не расстраивайся, малыш. Я тебе обязательно помогу. Каждый день, мы с тобой будем делать волшебную зарядку для язычка, и очень скоро ты научишься шипеть, как настоящая змея.

На следующее утро тетушка Сова пришла к зайчонку и пригла сила его на прогулку для занятий. Давайте и мы пойдём на прогулку вместе с ними. Шли мы шли и вдруг увидели кораблик, плывущий по речке.

  1. Слайд

Сказала сова. — Посмотрите, какой красивый парус у этого кораблика. Давай превратим наш язычок в парус.

 Игра «Парус»

 Улыбнуться.

Приоткрыть рот.

Прижать кончик языка к нёбу.

  1. Слайд

Идут дальше, видят: индюк гор до шагает по дороге.

Игра «Индюк

Приоткрыть рот.

Поднять язык кончик языка стоит за верхними зубами.

Язычок «бегает» вперед-назад, при этом получается: бл-бл-бл.

6.Слайд

Дальше идут, видят: лошадка скачет, цок-цок, цок-цок.

— А теперь наш язычок в лошадку превратится, — сказала тетушка Сова.

Игра «Лошадка»

Открыть рот и поцокать языком.

Цокать медленно и сильно, тя нуть подъязычную связку.

Нижняя челюсть не двигается, работает только язык.

7.Слайд

Вдруг Сова заметила, что Кузя стал какой-то грустный. Ой! Проголодался, маленький! — воскликнула Сова. — Пой дем скорее, нам нужно пообедать.

Пришли друзья в кафе, а там еды видимо-невидимо.

   Задание для детей:

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

На столе лежат картинки с продуктами питания. Отберите те картинки, которые вам  нравятся.                  

Как вы думаете, что будет кушать Кузя? (ответы детей)

8.слайд

Поел зайчик капусту, выпил морковный сок и сказал:

Задание для детей: Кузя спрашивает, а что вы любите назовите.

  • Сова, а какие еще игры для язычка есть?
  • А вот какие.

9. Слайд

Игра «Чашечка»

Широко открыть рот.

Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Приподнять края языка, не касаясь верх них зубов.

Игра «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот.

Широким передним краем языка «слизать варенье» с верхней губы сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Спрятать язык.

Губы и нижняя челюсть не двигаются.

10.Слайд

Игра «Маляр»

Открыть рот.

Широким кончиком языка, как ки сточкой, водить по нёбу вперед-на зад, не отрываясь.

Нижняя челюсть не двигается.

Каждый день играл зайчонок Кузя вместе с Совой в эти игры и очень скоро научился шипеть.

  • Ш-ш-ш, ш-ш, — зашипел Кузя.
  • Сова, я шипеть научился! — обрадовался зайчонок.
  • Молодец! — похвалила Кузю тетушка Сова.

 — А теперь этот звук надо закрепить. А если не закреплять, то этот звук может убежать.

Давайте повторим с зайчонком Кузей этот звук.

        11. Слайд

Послушай, как шипит змея и повтори за ней: ш-ш-ш .(встать наклониться и вытянуть шею вперёд)

12. Слайд

Послушай, как дует ветер, и повтори: ш-ш-ш.(поднять руки и сделать наклоны в стороны)

13. Слайд

Повтори, как шуршат листочки ш-ш-ш.

Сова говорит: «ш» тихий, «Ш-Ш-Ш»- это песенка ветра её нельзя произнести громко и никогда он не произносится мягко.

-Как называются звуки , которые мы произносим с помощью зубов, губ, языка, во рту встречается преграда? (правильно это согласный, шипящий, твёрдый)

14. Слайд.

Звук мы слышим и говорим.

15.Слайд.

А букву мы видим и пишем .

Задание:

У вас на столах конверты. Откройте и посмотрите в них портрет буквы

Давайте покажем Кузе, как мы с помощью полосок  выложим букву, или по другому можно сказать нарисуем портрет буквы.

Эта буква похожа на забор:

Три палочки и внизу ещё одна.

Физкультминутка: 

«Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч когда услышите звук «Э»:

А-Э-У-Ы-Э-А-У-О-А-Э-Ы-Э.

16.  Слайд

А теперь мы будем надувать воздушные шарики. Чтобы наши шарики не лопнули, надо обязательно прочитать. Что на них написано. Я буду читать, а вы повторяйте, в случае правильного произношения, шарик раскрашивается. Слоговой ряд: ша, иш, ош, аша, уш, ашу, аш, шо, уш.

17.  Слайд

На следующий день зайчик и сова снова пошли на прогулку. Вдруг они увидели ёжика колючку, который  никак не мог сорвать яблоки с деревьев. Надо помочь ёжику, если вы правильно будете произносить слова со звуком «ш» яблоки сами будут падать в корзинку.

Слова: шов, шапка, шуба, шах, шампунь, шёлк, шина, шуметь, шайба, шило, шахта.

—Молодцы! — похвалила Кузю Сова. — У вас очень хорошо
получается.
 Большое спасибо, — сказал ежик Колючка. — Вы мне очень
помогли.

18.  Слайд

Кузя и Сова пошли домой.

Но что такое? Нам встретилась  большая-большая улитка.

Не пущу вас  пока вы не пройдёте путь от моего хвоста до моих рожек.

Называйте все слова по порядку.

Слова:  камыш, шапка, малыш, душ, петушок, мешок, шарф, машина, чашка, лошадка, кошка, лягушка, шуба.

—Молодцы, теперь путь свободен.

        19. Слайд

Кузя и Сова пошли домой. Но вдруг услышали, что кто-то пла чет. Кузя обернулся и увидел Поросенка.

  • Что случилось? Чем мы можем помочь тебе?
  • У меня улетели все шарики, а чтобы их вернуть, нужно произнести слова со звуком «ш» и найти место звука в слове, а я не знаю,

где спрятался звук в  начале, середине или в конце слова. Помогите мне пожалуйста.

Задание на столе :шарики на которых картинки со звуком «Ш»

        20. Слайд

Ребёнок называет слово и место звука в слове, в случае правильного ответа у поросёнка прилетает шарик.

        21.  Слайд

Сова и зайчонок Кузя сели  на полянке поужинать. Вдруг Сова взмахнула крылом и на небе появились какие-то странные изобра жения.

-А давайте  поиграем? Я загадаю вам загадки, а вы попробуете отгадать, о каком изображении идет речь.

Но помните на загадки надо давать полные ответы.

Что надевают зимой?

Домашнее животное, пушистое и ласковое, которое очень любит мо локо?

Она живет на болоте, является лакомством для цапли?

Хлебобулочное изделие, которое обмануло зайца и волка, а от лисы не убежало?

Что светит днем на небе?

Что падает с сосны?

Кто ведет поезд?

Ответы: шуба, кошка, лягушка, колобок, солнце, шишка, машинист.

22. Слайд

-Спасибо тебе, тетушка Сова и вам ребята, теперь я хорошо говорю, — гор до сказал зайчонок.

В следующий раз мы с тобой отправимся в новое
приключение и будем учить твой язычок другим звукам.

  • До скорой встречи, тетушка Сова и Кузя.
  • До свиданья, мой милый зайчик, мы обязательно с тобой еще
    увидимся, — сказала Сова и, взмахнув волшебным крылом, уле тела к себе домой...

Итог занятия.

С каким звуком и буквой мы с вами и зайчонком Кузей  познакомились?

Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «ш»? В царстве гласных или согласных звуков? ( звук «ш» - согласный).

 Ребята, звук «ш» умеет «шипеть» или «свистеть»?» (это шипящий звук.)

 А где в слове может находиться (прятаться) звук «ш»

( в  начале, в середине, в конце слова).

Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали!

Поэтому в награду я вам дарю медали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

В статье раскрывается значение фонематического слуха на развитие речи, понятие фонематического слуха. Описываются признаки нарушения фонематического слуха, раскрываются этапы его формирования....

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп....

Особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Особенности формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста...

Приемы формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста фонематический слух необходимо формировать, начиная  с раннего детства. Для успешного овладения ребёнком навыками фонематическгого анализа и синтеза в старшем дошколь...

«Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

laquo;Формирование фонематического слуха  у детей дошкольного возраста»...