Методическая разработка образовательной деятельности (подгрупповое логопедическое занятие) «День Рождения звука [ш]».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Непосредственно-образовательная деятельность с подгруппой воспитанников подготовительной группы.
Тема: «День Рождения звука [ш]».
Цель: Закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать верное произношение звука [ш] в активной речи воспитанников;
- формировать навык артикуляции звука [ш] и самоконтроля в произношении;
- продолжать учить воспитанников выделять заданный звук в слове, находить его место в слове;
- формировать умение дифференцировать звуки [с]=[ш] в словах;
- формировать умение образовывать имена существительные в Родительном падеже от имен существительных Именительного падежа.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать длительный выдох;
- развивать внимание, восприятие, понимание обращенной речи.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать доброжелательные отношения друг к другу;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать аккуратность в обращении с дидактическим материалом.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Первый этап – диагностика речи воспитанников (сентябрь 2022). Второй этап – формирование умений выполнять все упражнения артикуляционной гимнастики. Третий этап – постановка звука [ш].
Оборудование: мультимедийный проектор, флэш-носитель «Логомер - 2», зеркала на подставке - 4 шт., пластиковые тарелочки - 4 шт., пластиковые трубочки - 4 шт., манная крупа, картинки, колпачки на голову – 5 шт., контейнер с прищепками, разрезные картинки, схемы к словам, мольберт, поднос, большие и маленькие медальки, 4 воздушных шара на подставке.
Ход НОД.
Логопед: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:
Скажем «Здравствуйте» руками,
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет весело кругом.
Логопед: Давайте возьмем зеркала в руки и выполним артикуляционную гимнастику. Смотрим на экран и при выполнении упражнений в зеркало, контролируем четкость выполнения движений. (Логомер 2 – Артикуляционная гимнастика) («вкусное варенье», «гармошка», «гриб», «маляр», «качели», «лошадка», «часики», «чашечка», «чистим верхние зубы»,).
Логопед: Ребята, а сейчас я попрошу вас поставить зеркала и подойти к столу с тарелочками. Сейчас вы попробуете самостоятельно определить, произношение какого звука мы сегодня будем закреплять на занятии. Для этого нужно выполнить следующее задание: становитесь вокруг стола, у каждого из вас есть трубочка и тарелочка, в центре которой прячется картинка, подуйте и увидите изображение. Саша, что увидел ты?
Дети: груша, шахматы, душ, шарф.
Логопед: Скажите, какой звук встречается во всех этих словах?
Дети: Звук [ш].
Логопед: Верно, звук [ш]. Давайте вспомним, когда мы произносим этот звук, что делают наши губы, язычок? Какая воздушная струя?
Дети: Вытягиваем губы трубочкой, язычок удерживаем «Чашечкой». Воздушная струя - тёплая.
Логопед: Давайте дадим характеристику этому звуку. Звук [ш] какой?
Дети: Согласный, твердый, глухой.
Логопед: Ребята, у меня отличная новость: сегодня звук [ш] празднует День Рождения! Он приглашает нас с ним поиграть. Надевайте колпачки и отправляемся за праздничные столы звука [ш].
Логопед: Посмотрите, каждый стол и окружающие нас предметы обозначены порядковыми номерами: 1-2-3-4-5. Давайте будем подходить поочередно от номера к номеру. Первый стол – номер 1. Игра «Слоги». Сейчас вам нужно будет произнести слог столько раз, сколько шариков я подниму вверх. Не забываем четко произносить звук [ш].
Дети: ша, ош, ушу, шка, што.
Логопед: Молодцы! Подходим к столу с номером 2. Веселая игра «Подели слово на части». Ребята, перед вами картинки с изображением предметов и прищепки. Определите, количество частей в названии вашей картинки, и прикрепите к ней такое же количество прищепок.
Логопед: Готово? Отлично! Проговариваем полным предложением: «Слово … состоит из … частей».
Слова (картинки): чашка, лягушка, мишка, подушка.
Логопед: Отлично! Ребята, ищем следующий ориентир! Это цифра 3 на экране. Сегодня в гости к звуку [ш] пожаловал его лучший друг попугай Дормедонт. Нужно угостить гостя?
Дети: Да!
Логопед: Смотрим на экран. (Логомер 2 – Игра по звукопроизношению) Ребята, но чтобы нам накормить попугая нужно повторять верно слова со звуком [ш], будьте внимательны.
Логопед: Верно справились с заданием! И попугай Дормедонт сказал вам спасибо за каждое зернышко, которое попало в его тарелку. Итак, стол номер 4 нас ждет. Игра «Где спрятался звук [ш]». Перед Вами разрезные картинки и схемы слов. Ваша задача собрать картинку и определить, где спрятался звук [ш]: в начале слова, середине или в конце, и к картинке нужно будет подобрать соответствующую схему.
Слова (картинки): камыш, шкаф, машина, шапка.
Логопед: Молодцы! Ну что ребята, а мы ищем новый ориентир. Какой следующий порядковый номер? Это номер 5. Верно. Подходите к мольберту. Игра «Четвертый лишний». Посмотрите на предметы, изображенные на картинках. Давайте их назовем. Как вы думаете, какой предмет здесь будет четвертым лишним и почему? Нужно объяснить свой ответ.
Слова (картинки): Шляпа, нож[ш], совок, шайба.
Карандаш, сапоги, бабушка, дедушка.
Бусы, мошка, избушка, башня.
Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите, без чего не обходится ни один День Рождения?
Дети: Без подарков!
Логопед: Верно! Я предлагаю Вам вытянуть по три картинки и составить предложение: «Я подарю звуку [ш] …и…».
Слова (картинки): кошка, мышка, Петрушка, шашки, пушка, катушка, петушок, шары, книжка, мишка, шишка, мартышка.
Логопед: Ребята, давайте поздравим звук [ш] с Днем Рождения и подарим ему красивое стихотворение, а помогут нам эти же картинки. Только не забывайте правильно и четко произносить звук [ш] в словах. Смотрим на экран и произносим все вместе:
(Слайд). По дорожке мы пошли и подарки принесли:
Кошку, мышку и Петрушку,
Кашку, клюшку и подушку,
Петушка, шары и книжку,
Мишку, шишку и мартышку.
Логопед: Молодцы, ребята! У каждого из Вас теперь есть свой звук [ш] и сегодня мы с ним поиграли, вместе отметили его день рождения. Я уверена все на свете звуки [ш] остались довольны таким замечательным подарком.
Логопед: Скажите, на каком празднике мы сегодня побывали?
Логопед: Произношение какого звука мы сегодня закрепляли?
Логопед: А какие игры приготовил для нас звук [ш]?
Логопед: Ребята, если занятие вам очень понравилось, предлагаю Вам взять медальки большого размер в качестве напоминания о Дне Рождении и верном произношении звука [ш]. И если занятие вам не понравилось или вам было скучно, но так же как и напоминание о верном произношении звука [ш] в речи, возьмите маленькие медальки.
Логопед: Отлично! Теперь, я надеюсь, что вы всегда будете дружить со звуком [ш] и никогда не забудете произносить его верно в своей речи. Ребята, еще в память о нашем занятии, возьмите себе по воздушному шарику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_rozhdeniya_zvuka_sh.docx | 30.84 КБ |
kartinki.docx | 1.04 МБ |
medali.docx | 1 МБ |
nomera_stolov.docx | 2.56 МБ |
shemy_slov.docx | 13.9 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 416.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад № 11 (МДОАУ д/с № 11) города Зеи
Методическая разработка образовательной деятельности
(подгрупповое логопедическое занятие)
тема: «День Рождения звука [ш]»
для воспитанников подготовительной группы.
Подготовила и провела
учитель-логопед: Мельникова И.Н.
г. Зея
Непосредственно-образовательная деятельность с подгруппой воспитанников подготовительной группы.
Тема: «День Рождения звука [ш]».
Цель: Закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать верное произношение звука [ш] в активной речи воспитанников;
- формировать навык артикуляции звука [ш] и самоконтроля в произношении;
- продолжать учить воспитанников выделять заданный звук в слове, находить его место в слове;
- формировать умение дифференцировать звуки [с]=[ш] в словах;
- формировать умение образовывать имена существительные в Родительном падеже от имен существительных Именительного падежа.
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух;
- развивать длительный выдох;
- развивать внимание, восприятие, понимание обращенной речи.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать доброжелательные отношения друг к другу;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать аккуратность в обращении с дидактическим материалом.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: Первый этап – диагностика речи воспитанников (сентябрь 2022). Второй этап – формирование умений выполнять все упражнения артикуляционной гимнастики. Третий этап – постановка звука [ш].
Оборудование: мультимедийный проектор, флэш-носитель «Логомер - 2», зеркала на подставке - 4 шт., пластиковые тарелочки - 4 шт., пластиковые трубочки - 4 шт., манная крупа, картинки, колпачки на голову – 5 шт., контейнер с прищепками, разрезные картинки, схемы к словам, мольберт, поднос, большие и маленькие медальки, 4 воздушных шара на подставке.
Ход НОД.
Логопед: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:
Скажем «Здравствуйте» руками,
Скажем «Здравствуйте» глазами,
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет весело кругом.
Логопед: Давайте возьмем зеркала в руки и выполним артикуляционную гимнастику. Смотрим на экран и при выполнении упражнений в зеркало, контролируем четкость выполнения движений. (Логомер 2 – Артикуляционная гимнастика) («вкусное варенье», «гармошка», «гриб», «маляр», «качели», «лошадка», «часики», «чашечка», «чистим верхние зубы»,).
Логопед: Ребята, а сейчас я попрошу вас поставить зеркала и подойти к столу с тарелочками. Сейчас вы попробуете самостоятельно определить, произношение какого звука мы сегодня будем закреплять на занятии. Для этого нужно выполнить следующее задание: становитесь вокруг стола, у каждого из вас есть трубочка и тарелочка, в центре которой прячется картинка, подуйте и увидите изображение. Саша, что увидел ты?
Дети: груша, шахматы, душ, шарф.
Логопед: Скажите, какой звук встречается во всех этих словах?
Дети: Звук [ш].
Логопед: Верно, звук [ш]. Давайте вспомним, когда мы произносим этот звук, что делают наши губы, язычок? Какая воздушная струя?
Дети: Вытягиваем губы трубочкой, язычок удерживаем «Чашечкой». Воздушная струя - тёплая.
Логопед: Давайте дадим характеристику этому звуку. Звук [ш] какой?
Дети: Согласный, твердый, глухой.
Логопед: Ребята, у меня отличная новость: сегодня звук [ш] празднует День Рождения! Он приглашает нас с ним поиграть. Надевайте колпачки и отправляемся за праздничные столы звука [ш].
Логопед: Посмотрите, каждый стол и окружающие нас предметы обозначены порядковыми номерами: 1-2-3-4-5. Давайте будем подходить поочередно от номера к номеру. Первый стол – номер 1. Игра «Слоги». Сейчас вам нужно будет произнести слог столько раз, сколько шариков я подниму вверх. Не забываем четко произносить звук [ш].
Дети: ша, ош, ушу, шка, што.
Логопед: Молодцы! Подходим к столу с номером 2. Веселая игра «Подели слово на части». Ребята, перед вами картинки с изображением предметов и прищепки. Определите, количество частей в названии вашей картинки, и прикрепите к ней такое же количество прищепок.
Логопед: Готово? Отлично! Проговариваем полным предложением: «Слово … состоит из … частей».
Слова (картинки): чашка, лягушка, мишка, подушка.
Логопед: Отлично! Ребята, ищем следующий ориентир! Это цифра 3 на экране. Сегодня в гости к звуку [ш] пожаловал его лучший друг попугай Дормедонт. Нужно угостить гостя?
Дети: Да!
Логопед: Смотрим на экран. (Логомер 2 – Игра по звукопроизношению) Ребята, но чтобы нам накормить попугая нужно повторять верно слова со звуком [ш], будьте внимательны.
Логопед: Верно справились с заданием! И попугай Дормедонт сказал вам спасибо за каждое зернышко, которое попало в его тарелку. Итак, стол номер 4 нас ждет. Игра «Где спрятался звук [ш]». Перед Вами разрезные картинки и схемы слов. Ваша задача собрать картинку и определить, где спрятался звук [ш]: в начале слова, середине или в конце, и к картинке нужно будет подобрать соответствующую схему.
Слова (картинки): камыш, шкаф, машина, шапка.
Логопед: Молодцы! Ну что ребята, а мы ищем новый ориентир. Какой следующий порядковый номер? Это номер 5. Верно. Подходите к мольберту. Игра «Четвертый лишний». Посмотрите на предметы, изображенные на картинках. Давайте их назовем. Как вы думаете, какой предмет здесь будет четвертым лишним и почему? Нужно объяснить свой ответ.
Слова (картинки): Шляпа, нож[ш], совок, шайба.
Карандаш, сапоги, бабушка, дедушка.
Бусы, мошка, избушка, башня.
Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите, без чего не обходится ни один День Рождения?
Дети: Без подарков!
Логопед: Верно! Я предлагаю Вам вытянуть по три картинки и составить предложение: «Я подарю звуку [ш] …и…».
Слова (картинки): кошка, мышка, Петрушка, шашки, пушка, катушка, петушок, шары, книжка, мишка, шишка, мартышка.
Логопед: Ребята, давайте поздравим звук [ш] с Днем Рождения и подарим ему красивое стихотворение, а помогут нам эти же картинки. Только не забывайте правильно и четко произносить звук [ш] в словах. Смотрим на экран и произносим все вместе:
(Слайд). По дорожке мы пошли и подарки принесли:
Кошку, мышку и Петрушку,
Кашку, клюшку и подушку,
Петушка, шары и книжку,
Мишку, шишку и мартышку.
Логопед: Молодцы, ребята! У каждого из Вас теперь есть свой звук [ш] и сегодня мы с ним поиграли, вместе отметили его день рождения. Я уверена все на свете звуки [ш] остались довольны таким замечательным подарком.
Логопед: Скажите, на каком празднике мы сегодня побывали?
Логопед: Произношение какого звука мы сегодня закрепляли?
Логопед: А какие игры приготовил для нас звук [ш]?
Логопед: Ребята, если занятие вам очень понравилось, предлагаю Вам взять медальки большого размер в качестве напоминания о Дне Рождении и верном произношении звука [ш]. И если занятие вам не понравилось или вам было скучно, но так же как и напоминание о верном произношении звука [ш] в речи, возьмите маленькие медальки.
Логопед: Отлично! Теперь, я надеюсь, что вы всегда будете дружить со звуком [ш] и никогда не забудете произносить его верно в своей речи. Ребята, еще в память о нашем занятии, возьмите себе по воздушному шарику.
Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой воспитанников подготовительной группы.
Вы посмотрели непосредственно-образовательную деятельность по автоматизации звука [ш] с подгруппой воспитанников подготовительной группы, имеющих общее недоразвитием речи 3 уровня, по теме: «День Рождения звука [ш]» с интеграцией образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Организация осуществлялась с подгруппой воспитанников, что необходимо для качественного выполнения практической деятельности заданий, а так же позволило использовать индивидуальные приемы взаимодействия с ними.
Тема образовательной деятельности была выбрана в соответствии с рабочей программой и с учетом индивидуальных планов коррекционно-логопедической работы на каждого воспитанника.
На занятии использовала современную технологию – программно-дидактический комплекс «Логомер - 2». Комплекс «Логомер -2» является принципиально новым коррекционно-логопедическим продуктом дошкольного образования. Отвечает требованиям времени, федеральному государственному образовательному стандарту. Данная технология:
- Является элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
- Требует совместной деятельности и участия взрослого, что более сближает педагога и воспитанников;
- Несет новое грамотное эстетическое оформление и наполнение на занятиях, что способствует максимальной вовлеченности воспитанников в коррекционный процесс;
- Формирует у воспитанников навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
- Создает ситуацию успеха и достижения цели;
- Стимулирует познавательное развитие воспитанников.
НОД состояла из нескольких частей, в ходе которых воспитанники поэтапно выполняли различные действия. На занятии обучение строила с использованием игровой технологии.
Цель занятия соответствовала его содержанию. Выбранные методы и приемы, соответствовали возрасту воспитанников и были подобранны с учетом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение наглядных опор (картинок). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
На протяжении всего занятия у воспитанников поддерживался интерес. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). Был создан благоприятный эмоциональный фон, так как создание положительной мотивации к выполнению заданий, поощрение правильно выполненных действий, формирует у воспитанников уверенность в возможностях преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.
Каждая игра решала определенную задачу в формировании верного произношения звука [ш] и способствовала устойчивому закреплению умения. Артикуляционная гимнастика способствовала развитию подвижности органов речи, притоку крови к ним и насыщению мышечной ткани кислородом. Элемент дыхательной гимнастики позволил отработать длительный верный выдох, что характерно и важно при произношении шипящих звуков. Игра «Слоги» являлась подготовительным этапом к произношению слов с изучаемым звуком и математическим элементом – произнеси слог столько раз, сколько шариков подниму вверх. Игра «Подели слово на части» формирует умение воспитанников делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов в слове, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению воспитанников в школе. Игра «Где спрятался звук» направлена на развитие фонематического слуха воспитанников, что совершенствует навык звукового анализа слова. Игра «Четвертый лишний» направлена на умение различать и дифференцировать схожие и взаимозаменяемые в речи воспитанников звуки [с]=[ш], что предупреждает возникновение дисграфии при обучении письму.
Таким образом, поставленные передо мной цель и задачи занятия были достигнуты, но остаются открытыми, так как умение верно произносить поставленный звук в спонтанной речи сформирован не до конца, будут проводиться еще занятия по автоматизации звука [ш] с данной подгруппой воспитанников. Ведь навык формируется постепенно благодаря активному и пристальному наблюдению учителем-логопедом, родителями и воспитателями групп за верным произношением поставленного звука в речи воспитанников.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".
Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обу...
Непосредственно образовательная деятельность Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Звук Р»
Закрепить правильного произношения звука [Р] в предложениях....
Непосредственно образовательная деятельность Подгрупповое логопедическое занятие на тему: «Звук Ш»
Закрепить правильного произношения звука [Ш] в предложениях....
Методическая разработка образовательной деятельности "День Рождения звука Ш"
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш в активной речи детей....
Методическая разработка - Комплексная мультимедийная подборка логопедических заданий на автоматизацию звука [Р] для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День рожденье Пятачка».
Методическая разработка представляет собой анимационную презентацию в программе Power Point и подробное описание игровых упражнений и заданий, которые позволят педагогам эффективно применять данную ра...
Методическая разработка образовательной деятельности по теме: « День рожденья Солнышка»
Методическая разработка образовательной деятельности...
Методическая разработка образовательной деятельности (подгрупповое логопедическое занятие) тема: «Цирковое представление».
Непосредственно-образовательная деятельность с подгруппой воспитанников подготовительной группы. Тема: «Цирк». Цель: Закрепить правильное произношение звука [р] в слогах, словах,...