Методическая разработка образовательной деятельности (подгрупповое логопедическое занятие) «День Рождения звука [ш]».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Ирина Николаевна Мельникова

 

Непосредственно-образовательная деятельность с подгруппой воспитанников подготовительной группы.

 

Тема: «День Рождения звука [ш]».

 

Цель: Закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать верное произношение звука [ш] в активной речи воспитанников;

- формировать навык артикуляции звука [ш] и самоконтроля в произношении;

- продолжать учить воспитанников выделять заданный звук в слове, находить его место в слове;

- формировать умение дифференцировать звуки [с]=[ш] в словах;

- формировать умение образовывать имена существительные в Родительном падеже от имен существительных Именительного падежа.

 

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать фонематический слух;

- развивать длительный выдох;

- развивать внимание, восприятие, понимание обращенной речи.

 

Коррекционно-воспитательные:

- формировать доброжелательные отношения друг к другу;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать аккуратность в обращении с дидактическим материалом.

 

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

 

Предварительная работа: Первый этап – диагностика речи воспитанников (сентябрь 2022). Второй этап – формирование умений выполнять все упражнения артикуляционной гимнастики. Третий этап – постановка звука [ш].

 

Оборудование: мультимедийный проектор, флэш-носитель «Логомер - 2», зеркала на подставке -  4 шт., пластиковые тарелочки - 4 шт., пластиковые трубочки - 4 шт., манная крупа, картинки, колпачки на голову – 5 шт., контейнер с прищепками,  разрезные картинки, схемы к словам, мольберт, поднос, большие и маленькие медальки, 4 воздушных шара на подставке.

Ход НОД.

Логопед: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:

Скажем «Здравствуйте» руками,

Скажем «Здравствуйте» глазами,

Скажем «Здравствуйте» мы ртом

Станет весело кругом.

Логопед: Давайте возьмем зеркала в руки и выполним артикуляционную гимнастику. Смотрим на экран и при выполнении упражнений в зеркало, контролируем четкость выполнения движений. (Логомер 2 – Артикуляционная гимнастика) («вкусное варенье», «гармошка», «гриб»,  «маляр», «качели», «лошадка», «часики», «чашечка», «чистим верхние зубы»,).

Логопед: Ребята, а сейчас я попрошу вас поставить зеркала и подойти к столу с тарелочками. Сейчас вы попробуете самостоятельно определить, произношение какого звука  мы сегодня будем закреплять на занятии. Для этого нужно выполнить следующее задание: становитесь вокруг стола, у каждого из вас есть трубочка и тарелочка, в центре которой прячется картинка, подуйте и увидите изображение. Саша, что увидел ты?

Дети: груша, шахматы, душ, шарф.

Логопед: Скажите, какой звук встречается во всех этих словах?

Дети: Звук [ш].

Логопед: Верно, звук [ш]. Давайте вспомним, когда мы произносим этот звук, что делают наши губы, язычок? Какая воздушная струя?

Дети: Вытягиваем губы трубочкой, язычок удерживаем «Чашечкой». Воздушная струя - тёплая.

Логопед: Давайте дадим характеристику этому звуку. Звук [ш] какой?

Дети: Согласный, твердый, глухой.

Логопед: Ребята, у меня отличная новость: сегодня звук [ш] празднует День Рождения! Он приглашает нас с ним поиграть. Надевайте колпачки и отправляемся за праздничные столы звука [ш].

 Логопед:  Посмотрите, каждый стол  и окружающие нас предметы обозначены порядковыми номерами: 1-2-3-4-5. Давайте будем подходить поочередно от номера к номеру. Первый стол – номер 1. Игра «Слоги». Сейчас вам нужно будет произнести слог столько раз, сколько шариков я подниму вверх. Не забываем четко произносить звук [ш].

Дети: ша, ош, ушу, шка, што.

Логопед: Молодцы! Подходим к столу с номером 2. Веселая игра «Подели слово на части». Ребята, перед вами картинки с изображением предметов и прищепки. Определите, количество частей в названии вашей картинки, и прикрепите к ней  такое же количество прищепок.

Логопед: Готово? Отлично! Проговариваем полным предложением:  «Слово  … состоит из … частей».

Слова (картинки): чашка, лягушка, мишка, подушка.

Логопед: Отлично! Ребята, ищем следующий ориентир! Это цифра 3 на экране. Сегодня в гости к звуку [ш] пожаловал его лучший друг  попугай Дормедонт. Нужно угостить гостя?

Дети: Да!

Логопед: Смотрим на экран. (Логомер 2 – Игра по звукопроизношению) Ребята, но чтобы нам накормить попугая нужно повторять верно слова со звуком [ш], будьте внимательны.

Логопед: Верно справились с заданием! И попугай Дормедонт сказал вам спасибо за каждое зернышко, которое попало в его тарелку. Итак, стол номер 4 нас ждет. Игра «Где спрятался звук [ш]». Перед Вами разрезные картинки и схемы слов. Ваша задача собрать картинку и  определить, где спрятался звук [ш]: в начале слова, середине или в конце, и к картинке нужно будет подобрать соответствующую схему.

Слова (картинки): камыш, шкаф, машина, шапка.

Логопед: Молодцы! Ну что ребята, а мы ищем новый ориентир. Какой следующий порядковый номер? Это номер 5. Верно. Подходите к мольберту. Игра «Четвертый лишний». Посмотрите на предметы, изображенные на картинках. Давайте их назовем. Как вы думаете, какой предмет здесь будет четвертым лишним и почему? Нужно объяснить свой ответ.

Слова (картинки): Шляпа, нож[ш], совок, шайба.

Карандаш, сапоги, бабушка, дедушка.

Бусы, мошка, избушка, башня.

 

Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите, без чего не обходится ни один День Рождения?

Дети: Без подарков!

Логопед: Верно! Я предлагаю Вам вытянуть по три картинки и составить предложение: «Я подарю звуку [ш] …и…».

Слова (картинки): кошка, мышка, Петрушка, шашки, пушка, катушка, петушок, шары, книжка, мишка, шишка, мартышка.

 Логопед: Ребята, давайте поздравим звук [ш] с Днем Рождения и подарим ему красивое стихотворение, а помогут нам эти же картинки.  Только не забывайте правильно и четко произносить звук [ш] в словах. Смотрим на экран и произносим все вместе:

(Слайд). По дорожке мы пошли и подарки принесли:

Кошку, мышку и Петрушку,

Кашку, клюшку и подушку,

Петушка, шары и книжку,

Мишку, шишку и мартышку.

Логопед: Молодцы, ребята! У каждого из Вас теперь есть свой звук [ш] и сегодня мы с ним поиграли, вместе отметили его день рождения. Я уверена все на свете звуки [ш] остались довольны таким замечательным подарком.

Логопед: Скажите, на каком празднике мы сегодня побывали?

Логопед: Произношение какого звука мы сегодня закрепляли?

Логопед: А какие игры приготовил для нас звук [ш]?

Логопед: Ребята, если занятие вам очень понравилось, предлагаю Вам взять медальки большого размер в качестве напоминания о Дне Рождении и верном произношении звука [ш]. И если занятие вам не понравилось или вам было скучно, но так же как и напоминание о верном произношении звука [ш] в речи, возьмите маленькие медальки.

Логопед: Отлично! Теперь, я надеюсь, что вы всегда будете дружить со звуком [ш] и никогда не забудете произносить его верно в своей речи. Ребята, еще  в память о нашем занятии, возьмите себе по воздушному шарику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_zvuka_sh.docx30.84 КБ
Файл kartinki.docx1.04 МБ
Файл medali.docx1 МБ
Файл nomera_stolov.docx2.56 МБ
Файл shemy_slov.docx13.9 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx416.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 11 (МДОАУ д/с № 11) города Зеи

Методическая разработка образовательной деятельности

(подгрупповое логопедическое занятие)

тема: «День Рождения звука [ш]»

для воспитанников подготовительной группы.

Подготовила и провела

учитель-логопед: Мельникова И.Н.

г. Зея

Непосредственно-образовательная деятельность с подгруппой воспитанников подготовительной группы.

Тема: «День Рождения звука [ш]».

Цель: Закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать верное произношение звука [ш] в активной речи воспитанников;

- формировать навык артикуляции звука [ш] и самоконтроля в произношении;

- продолжать учить воспитанников выделять заданный звук в слове, находить его место в слове;

- формировать умение дифференцировать звуки [с]=[ш] в словах;

- формировать умение образовывать имена существительные в Родительном падеже от имен существительных Именительного падежа.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развивать фонематический слух;

- развивать длительный выдох;

- развивать внимание, восприятие, понимание обращенной речи.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать доброжелательные отношения друг к другу;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать аккуратность в обращении с дидактическим материалом.

Интеграция образовательных областей:

- речевое развитие;

- познавательное развитие;

- социально-коммуникативное развитие.

 

Предварительная работа: Первый этап – диагностика речи воспитанников (сентябрь 2022). Второй этап – формирование умений выполнять все упражнения артикуляционной гимнастики. Третий этап – постановка звука [ш].

Оборудование: мультимедийный проектор, флэш-носитель «Логомер - 2», зеркала на подставке -  4 шт., пластиковые тарелочки - 4 шт., пластиковые трубочки - 4 шт., манная крупа, картинки, колпачки на голову – 5 шт., контейнер с прищепками,  разрезные картинки, схемы к словам, мольберт, поднос, большие и маленькие медальки, 4 воздушных шара на подставке.

Ход НОД.

Логопед: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей:

Скажем «Здравствуйте» руками,

Скажем «Здравствуйте» глазами,

Скажем «Здравствуйте» мы ртом

Станет весело кругом.

Логопед: Давайте возьмем зеркала в руки и выполним артикуляционную гимнастику. Смотрим на экран и при выполнении упражнений в зеркало, контролируем четкость выполнения движений. (Логомер 2 – Артикуляционная гимнастика) («вкусное варенье», «гармошка», «гриб»,  «маляр», «качели», «лошадка», «часики», «чашечка», «чистим верхние зубы»,).

Логопед: Ребята, а сейчас я попрошу вас поставить зеркала и подойти к столу с тарелочками. Сейчас вы попробуете самостоятельно определить, произношение какого звука  мы сегодня будем закреплять на занятии. Для этого нужно выполнить следующее задание: становитесь вокруг стола, у каждого из вас есть трубочка и тарелочка, в центре которой прячется картинка, подуйте и увидите изображение. Саша, что увидел ты?

Дети: груша, шахматы, душ, шарф.

Логопед: Скажите, какой звук встречается во всех этих словах?

Дети: Звук [ш].

Логопед: Верно, звук [ш]. Давайте вспомним, когда мы произносим этот звук, что делают наши губы, язычок? Какая воздушная струя?

Дети: Вытягиваем губы трубочкой, язычок удерживаем «Чашечкой». Воздушная струя - тёплая.

Логопед: Давайте дадим характеристику этому звуку. Звук [ш] какой?

Дети: Согласный, твердый, глухой.

Логопед: Ребята, у меня отличная новость: сегодня звук [ш] празднует День Рождения! Он приглашает нас с ним поиграть. Надевайте колпачки и отправляемся за праздничные столы звука [ш].

 Логопед:  Посмотрите, каждый стол  и окружающие нас предметы обозначены порядковыми номерами: 1-2-3-4-5. Давайте будем подходить поочередно от номера к номеру. Первый стол – номер 1. Игра «Слоги». Сейчас вам нужно будет произнести слог столько раз, сколько шариков я подниму вверх. Не забываем четко произносить звук [ш].

Дети: ша, ош, ушу, шка, што.

Логопед: Молодцы! Подходим к столу с номером 2. Веселая игра «Подели слово на части». Ребята, перед вами картинки с изображением предметов и прищепки. Определите, количество частей в названии вашей картинки, и прикрепите к ней  такое же количество прищепок.

Логопед: Готово? Отлично! Проговариваем полным предложением:  «Слово  … состоит из … частей».

Слова (картинки): чашка, лягушка, мишка, подушка.

Логопед: Отлично! Ребята, ищем следующий ориентир! Это цифра 3 на экране. Сегодня в гости к звуку [ш] пожаловал его лучший друг  попугай Дормедонт. Нужно угостить гостя?

Дети: Да!

Логопед: Смотрим на экран. (Логомер 2 – Игра по звукопроизношению) Ребята, но чтобы нам накормить попугая нужно повторять верно слова со звуком [ш], будьте внимательны.

Логопед: Верно справились с заданием! И попугай Дормедонт сказал вам спасибо за каждое зернышко, которое попало в его тарелку. Итак, стол номер 4 нас ждет. Игра «Где спрятался звук [ш]». Перед Вами разрезные картинки и схемы слов. Ваша задача собрать картинку и  определить, где спрятался звук [ш]: в начале слова, середине или в конце, и к картинке нужно будет подобрать соответствующую схему.

Слова (картинки): камыш, шкаф, машина, шапка.

Логопед: Молодцы! Ну что ребята, а мы ищем новый ориентир. Какой следующий порядковый номер? Это номер 5. Верно. Подходите к мольберту. Игра «Четвертый лишний». Посмотрите на предметы, изображенные на картинках. Давайте их назовем. Как вы думаете, какой предмет здесь будет четвертым лишним и почему? Нужно объяснить свой ответ.

Слова (картинки): Шляпа, нож[ш], совок, шайба.

Карандаш, сапоги, бабушка, дедушка.

Бусы, мошка, избушка, башня.

Логопед: Молодцы! Ребята, а скажите, без чего не обходится ни один День Рождения?

Дети: Без подарков!

Логопед: Верно! Я предлагаю Вам вытянуть по три картинки и составить предложение: «Я подарю звуку [ш] …и…».

Слова (картинки): кошка, мышка, Петрушка, шашки, пушка, катушка, петушок, шары, книжка, мишка, шишка, мартышка.

 Логопед: Ребята, давайте поздравим звук [ш] с Днем Рождения и подарим ему красивое стихотворение, а помогут нам эти же картинки.  Только не забывайте правильно и четко произносить звук [ш] в словах. Смотрим на экран и произносим все вместе:

(Слайд). По дорожке мы пошли и подарки принесли:

Кошку, мышку и Петрушку,

Кашку, клюшку и подушку,

Петушка, шары и книжку,

Мишку, шишку и мартышку.

Логопед: Молодцы, ребята! У каждого из Вас теперь есть свой звук [ш] и сегодня мы с ним поиграли, вместе отметили его день рождения. Я уверена все на свете звуки [ш] остались довольны таким замечательным подарком.

Логопед: Скажите, на каком празднике мы сегодня побывали?

Логопед: Произношение какого звука мы сегодня закрепляли?

Логопед: А какие игры приготовил для нас звук [ш]?

Логопед: Ребята, если занятие вам очень понравилось, предлагаю Вам взять медальки большого размер в качестве напоминания о Дне Рождении и верном произношении звука [ш]. И если занятие вам не понравилось или вам было скучно, но так же как и напоминание о верном произношении звука [ш] в речи, возьмите маленькие медальки.

Логопед: Отлично! Теперь, я надеюсь, что вы всегда будете дружить со звуком [ш] и никогда не забудете произносить его верно в своей речи. Ребята, еще  в память о нашем занятии, возьмите себе по воздушному шарику.

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности с подгруппой воспитанников подготовительной группы.

Вы посмотрели непосредственно-образовательную деятельность по автоматизации звука [ш] с подгруппой воспитанников подготовительной группы, имеющих общее недоразвитием речи 3 уровня, по теме: «День Рождения звука [ш]» с интеграцией образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Организация осуществлялась с подгруппой воспитанников, что необходимо для качественного выполнения практической деятельности заданий, а так же позволило использовать индивидуальные приемы взаимодействия с ними.

Тема образовательной деятельности была выбрана  в соответствии с рабочей программой и с учетом индивидуальных планов коррекционно-логопедической работы на каждого воспитанника.

На занятии использовала современную технологию – программно-дидактический комплекс «Логомер - 2». Комплекс «Логомер -2» является принципиально новым коррекционно-логопедическим продуктом дошкольного образования. Отвечает требованиям времени, федеральному государственному образовательному стандарту. Данная технология:

  • Является элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
  • Требует совместной деятельности и участия взрослого, что более сближает педагога и воспитанников;
  • Несет новое грамотное эстетическое оформление и наполнение на занятиях, что способствует максимальной вовлеченности воспитанников в коррекционный процесс;
  • Формирует у воспитанников навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
  • Создает ситуацию успеха и достижения цели;
  • Стимулирует познавательное развитие воспитанников.

НОД состояла из нескольких частей, в ходе которых воспитанники поэтапно выполняли различные действия. На занятии обучение строила с использованием игровой технологии.

Цель занятия соответствовала его содержанию. Выбранные методы и приемы, соответствовали возрасту воспитанников и были подобранны с  учетом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение  наглядных опор (картинок). Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

На протяжении всего занятия у воспитанников поддерживался интерес. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления). Был создан благоприятный эмоциональный фон, так как создание положительной мотивации к выполнению заданий, поощрение правильно выполненных действий, формирует у воспитанников уверенность в возможностях преодоления имеющихся  трудностей и способствует переносу способов действия в другие условия.

Каждая игра решала определенную задачу в формировании верного произношения звука [ш]  и способствовала устойчивому закреплению умения. Артикуляционная гимнастика способствовала развитию подвижности органов речи, притоку крови к ним  и насыщению мышечной ткани кислородом. Элемент дыхательной гимнастики позволил отработать  длительный верный выдох, что характерно и важно при произношении шипящих звуков. Игра «Слоги» являлась подготовительным этапом к произношению слов с изучаемым звуком и математическим элементом – произнеси слог столько раз, сколько шариков подниму вверх. Игра «Подели слово на части» формирует умение воспитанников делить слова на слоги, определять последовательность звучания слогов в слове, определять количество слогов в слове, что в дальнейшем будет способствовать успешному обучению воспитанников в школе. Игра «Где спрятался звук» направлена на развитие фонематического слуха воспитанников, что совершенствует навык звукового анализа слова. Игра «Четвертый лишний» направлена на умение различать и дифференцировать схожие и взаимозаменяемые в речи воспитанников звуки [с]=[ш], что предупреждает возникновение дисграфии при обучении письму.

Таким образом, поставленные передо мной цель и задачи занятия были достигнуты, но остаются открытыми, так как умение верно произносить поставленный звук в спонтанной речи сформирован не до конца, будут проводиться еще занятия по автоматизации звука [ш] с данной подгруппой воспитанников. Ведь навык формируется постепенно благодаря активному и пристальному наблюдению учителем-логопедом, родителями и воспитателями групп за верным произношением поставленного звука в речи воспитанников.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".

Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обу...

Методическая разработка образовательной деятельности "День Рождения звука Ш"

Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука Ш в активной речи детей....

Методическая разработка - Комплексная мультимедийная подборка логопедических заданий на автоматизацию звука [Р] для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи «День рожденье Пятачка».

Методическая разработка представляет собой анимационную презентацию в программе Power Point и подробное описание игровых упражнений и заданий, которые позволят педагогам эффективно применять данную ра...

Методическая разработка образовательной деятельности (подгрупповое логопедическое занятие) тема: «Цирковое представление».

Непосредственно-образовательная деятельность с подгруппой воспитанников подготовительной группы. Тема: «Цирк». Цель: Закрепить правильное произношение звука [р] в слогах, словах,...