Формирование читательской грамотности в дошкольном возрасте.
консультация по логопедии
Сейчас присутствует большое количество информации в различных источниках о том, что такое функциональная грамотность и хочется сказать, что это понятие достаточно обширное. Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретённые знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность делится на:
- Читательскую;
- Математическую;
- Естественно-научную;
- Компьютерную;
- Финансовую;
- Экологическую.
Каждое направление несет глобальное значение. И мне, как учителю-логопеду дошкольного учреждения, хочется тщательно рассмотреть понятие читательская грамотность.
Чтение – это отнюдь не такой примитивный человеческий навык, как может показаться на первый взгляд. От уровня развития нашего интеллекта, мышления, знаний и опыта зависит восприятие и понимание текста. Читательская грамотность – это не просто умение составлять из букв слова, а из них строить предложения. Читательская грамотность – это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Это так же способность анализировать извлеченную информацию, размышлять о ней критически, сопоставляя с ранее полученным знанием из жизни, извлекать новое, уметь читать между строк. Составляющие термина читательская грамотность – понимание, поиск информации в тексте, осмысление содержания, обнаружение противоречий.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. Для определения уровня читательской грамотности существует система тестирования, организованная ОЭСР. В неё входят два теста. Первый разработан для школьников 15 лет (проводится он в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — для людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC).
В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019–2024 годах в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего образования. В 2022 году общероссийская «Оценка по модели PISA» проводилась по технологии импортозамещения. При этом исследование по-прежнему позволяет получать данные по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической и естественно-научной грамотности. Национальным центром исследования «Оценка по модели PISA» является ФГБУ «ФИОКО» (https://fioco.ru).
Всего в 2022 году исследованием были охвачены 1664 образовательные организации (далее – ОО) в общероссийской и региональных выборках. Общероссийская выборка обучающихся является репрезентативной. Общероссийская оценка по модели PISA проводилась из числа 15-летних обучающихся в 265 ОО из 43 субъектов Российской Федерации.
В 2018 году Россия заняла 31 место из 70 стран мира, это на 5 позиций ниже, чем в 2015 году (26 место).
И казалось бы, в чем причина? В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Именно мы - родители воспитанников и сотрудники образовательных организаций, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя. Дошкольный возраст самый активный период для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".
На образовательных занятиях воспитанники получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности). В режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений используется художественное слово. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у воспитанников устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения воспитанников отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
В книжном уголке в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием рекомендовано размещать научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
Также необходимо предусматривать разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки малышки. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги.
Периодически в группе можно организовывать выставки книг, на тему «Моя самая любимая книга». Каждая тема выставки должна быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, чтобы дети могли в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Рекомендовано оформлять выставки детских рисунков по прочитанным произведениям.
Необходимо ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихотворений, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.
В течение всего учебного года рекомендовано организовать экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки. Проводятся литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.
Можно использовать на занятиях дидактические игры:
«Найди не существующее слово»
Цель: развивать умение у воспитанников выделять слова, не имеющие смысла.
Ход игры.
Воспитанникам зачитываем слова, среди них дети находят слово, не имеющее значения: например: кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.
«Смысловые несуразицы».
Цель: совершенствовать умение у обучающихся анализировать прочитанное и определять, что не является правдой.
Ход игры.
Прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.
«Письмо от зайца»
Цель: развивать умения воспитанников составлять рассказы по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.
Оборудование: серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».
Ход игры.
Педагог говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Воспитанникам предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.
«История щенка». (По сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»)
Цель: развивать умение рассказывать сказку, употребляя распространённые предложения.
Оборудование: карточки с сюжетами сказки «Кто сказал мяу».
Ход игры:
1 вариант – педагог рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде.
2 вариант – играют двое детей. Дети по очереди берут картинки, самостоятельно определяют их последовательность и пересказывают текст.
А также дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекают средства других видов искусства, в том числе музыкального: магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки.
Но работа образовательной организации будет неполной, если не приобщать к ней родителей. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что приводит к значительному снижению читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами. В беседах с родителями необходимо обращать внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности начинается с самого раннего дошкольного возраста и позволяет сформировать :
• эмоциональную отзывчивость;
• активность и объективность читательского воображения;
• умение пересказывать;
• аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
• осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.
А это те навыки, которые помогут воспитанникам социализироваться в обществе, расширить свой кругозор, улучшить свои навыки коммуникации, развивать критическое мышление и умело, а главное, легко общаться с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Сейчас присутствует большое количество информации в различных источниках о том, что такое функциональная грамотность и хочется сказать, что это понятие достаточно обширное. Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретённые знания, умения и навыки для решения широкого спектра жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функциональная грамотность делится на:
- Читательскую;
- Математическую;
- Естественно-научную;
- Компьютерную;
- Финансовую;
- Экологическую.
Каждое направление несет глобальное значение. И мне, как учителю-логопеду дошкольного учреждения, хочется тщательно рассмотреть понятие читательская грамотность.
Чтение – это отнюдь не такой примитивный человеческий навык, как может показаться на первый взгляд. От уровня развития нашего интеллекта, мышления, знаний и опыта зависит восприятие и понимание текста. Читательская грамотность – это не просто умение составлять из букв слова, а из них строить предложения. Читательская грамотность – это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Это так же способность анализировать извлеченную информацию, размышлять о ней критически, сопоставляя с ранее полученным знанием из жизни, извлекать новое, уметь читать между строк. Составляющие термина читательская грамотность – понимание, поиск информации в тексте, осмысление содержания, обнаружение противоречий.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 году. Для определения уровня читательской грамотности существует система тестирования, организованная ОЭСР. В неё входят два теста. Первый разработан для школьников 15 лет (проводится он в рамках Programme for International Student Assessment, сокращённо — PISA), второй — для людей от 16 до 65 лет (в рамках Programme for the International Assessment of Adult Competences, сокращённо — PIAAC).
В соответствии с паспортом национального проекта «Образование» в 2019–2024 годах в субъектах Российской Федерации проводится оценка качества общего образования. В 2022 году общероссийская «Оценка по модели PISA» проводилась по технологии импортозамещения. При этом исследование по-прежнему позволяет получать данные по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической и естественно-научной грамотности. Национальным центром исследования «Оценка по модели PISA» является ФГБУ «ФИОКО» (https://fioco.ru).
Всего в 2022 году исследованием были охвачены 1664 образовательные организации (далее – ОО) в общероссийской и региональных выборках. Общероссийская выборка обучающихся является репрезентативной. Общероссийская оценка по модели PISA проводилась из числа 15-летних обучающихся в 265 ОО из 43 субъектов Российской Федерации.
В 2018 году Россия заняла 31 место из 70 стран мира, это на 5 позиций ниже, чем в 2015 году (26 место).
И казалось бы, в чем причина? В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать. А, как известно, книга – источник важных знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, обогащают личность человека. Но, к сожалению, современные дети все чаще проводят свое время за компьютерными играми, просмотром телепередач и все реже читают книги и это понятно, ведь современный мир - это мир электроники, электронных игр и современных гаджетов.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Именно мы - родители воспитанников и сотрудники образовательных организаций, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
Но основы читательской грамотности закладываются как раз тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя. Дошкольный возраст самый активный период для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности. Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
- пассивного этапа, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые;
- активного этапа, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, а затем усваивает буквы, начинает читать сам.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования в отдельную образовательную область выделено «речевое развитие», которое включает в себя как приоритет: "Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы".
На образовательных занятиях воспитанники получают первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности). В режимных моментах, на прогулке, во время наблюдений используется художественное слово. В дошкольном возрасте ребенок живет чувствами и с их помощью воспринимает, открывает и понимает окружающий мир. Через искусство слова дети познают, осмысливают и обобщают красоту родной природы.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у воспитанников устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения воспитанников отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
В книжном уголке в соответствии с программой и комплексно-тематическим планированием рекомендовано размещать научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии.
Также необходимо предусматривать разные виды книг. Для развлечения и забавы детей: книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы, книжки малышки. Для знакомства дошкольников с книгой, как самоценным видом искусства — классический тип книги.
Периодически в группе можно организовывать выставки книг, на тему «Моя самая любимая книга». Каждая тема выставки должна быть отражена в книгах, иллюстрациях, развивающих играх, чтобы дети могли в свободное время более подробно рассмотреть материалы, представленные на занятиях. Рекомендовано оформлять выставки детских рисунков по прочитанным произведениям.
Необходимо ежедневное чтение художественной литературы: сказок, рассказов, стихотворений, былин, самостоятельное рассматривание книг и обсуждение иллюстраций.
В течение всего учебного года рекомендовано организовать экскурсии в библиотеку, где ребята знакомятся с самим понятием: «библиотека», для чего люди создают библиотеки. Проводятся литературные викторины, досуги, где дети с радостью берут на себя роли героев сказок.
Можно использовать на занятиях дидактические игры:
«Найди не существующее слово»
Цель: развивать умение у воспитанников выделять слова, не имеющие смысла.
Ход игры.
Воспитанникам зачитываем слова, среди них дети находят слово, не имеющее значения: например: кот, дома, пенал, каблук, коридор, банжикос, перемена.
«Смысловые несуразицы».
Цель: совершенствовать умение у обучающихся анализировать прочитанное и определять, что не является правдой.
Ход игры.
Прочитать предложения и найти смысловую ошибку: Ель – лиственное дерево. Зимой дети собирали в лесу ягоды. Над большим деревом была глубокая яма.
«Письмо от зайца»
Цель: развивать умения воспитанников составлять рассказы по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.
Оборудование: серия сюжетных картинок в конверте по сказке «Заюшкина избушка».
Ход игры.
Педагог говорит, что Колобок получил от Зайца письмо в картинках. Воспитанникам предлагается помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.
«История щенка». (По сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»)
Цель: развивать умение рассказывать сказку, употребляя распространённые предложения.
Оборудование: карточки с сюжетами сказки «Кто сказал мяу».
Ход игры:
1 вариант – педагог рассказывает сказку, используя картинки, затем переворачивает картинки. Дети берут картинку и рассказывают об изображённом на ней эпизоде.
2 вариант – играют двое детей. Дети по очереди берут картинки, самостоятельно определяют их последовательность и пересказывают текст.
А также дидактические игры: «Сочиняем сказку», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений.
Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекают средства других видов искусства, в том числе музыкального: магнитофон с различными музыкальными дисками; сборниками русских народных аудио сказок, в музыкальном уголке имеются детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки.
Но работа образовательной организации будет неполной, если не приобщать к ней родителей. Сегодня многие родители не читают своим детям книги, что приводит к значительному снижению читательской грамотности у детей, потере интереса к литературе. Именно книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, чтение развивает речь, память, мышление дошкольника. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Родители через семейное чтение должны помочь привить интерес детей к чтению. Результат работы может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнёрами. В беседах с родителями необходимо обращать внимание, что для всестороннего развития ребёнка, для более тесного общения с ребёнком, доверительных отношений как нельзя лучше подходит совместное чтение перед сном, рассматривание иллюстраций, обсуждение прочитанного.
Таким образом, целенаправленная работа по формированию читательской грамотности начинается с самого раннего дошкольного возраста и позволяет сформировать :
• эмоциональную отзывчивость;
• активность и объективность читательского воображения;
• умение пересказывать;
• аналитические умения (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев);
• осмысление художественной формы на уровне деталей и композиции.
А это те навыки, которые помогут воспитанникам социализироваться в обществе, расширить свой кругозор, улучшить свои навыки коммуникации, развивать критическое мышление и умело, а главное, легко общаться с окружающими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста
Описание опыта работы по формированию читательской грамотности и любви к книге детей старшего дошкольного возраста....
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Презентация "Развитие читательской грамотности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"...
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Выступление на тему "От формирования правильной речи до читательской грамотности для дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей"
Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.О необходимости приобще...
План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...
План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»
План по самообразованию «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через игры»...
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»
Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через практику «Лаборатория грамотности»...