«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
статья
Предварительный просмотр:
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты. Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер. У него формируется интерес к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности.
Приемы формирования читательской грамотности дошкольников.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
разучивание стихотворений;
чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
Памятка для родителей по формированию у детей читательской грамотности
1. Читайте вслух ребёнку не менее 15 минут в день.
2. До или во время чтения книги выясните значения трудных и незнакомых слов.
3. Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового он из неё узнал.
4. Попросите рассказать о главном герое, событии.
5. Какие слова или выражения запомнились ему?
6. чему учит эта книга?
8. Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Технологии по формированию читательской грамотности
Технология «Скрайбинг»
- Скрайбинг (от английского «scribe»- набрасывать эскизы или рисунки)- новейшая техника презентации.
- Искусство отображать свою речь в рисунках, процесс происходит в реальном времени параллельно с докладом говорящего
- Технология наглядного моделирования
- Мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др.
- Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить
так, чтобы нарисованное было понятно детям. - Технология «сторителлинг»
- Сторителлинг- термин «сторителлинг» возник от английского слова storytelling и в переводе означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
- «Кубики историй»- это уникальная настольная игра-пособие жанра storytelling, развивающая фантазию и речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста
laquo;Формирование и развитие функциональной грамотности детей дошкольного возраста путем ознакомления с художественной литературой, театрализацией и музыкой. Новые технологии в художественно &ndash...
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Игры на развитие смыслового чтения у детей старшего дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности
Смысловое чтение в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребёнка способности работать с текстовой информацией, воспринимать её на слух, обдумывать, анализировать, запом...
Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.
Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...
Презентация на тему "Дидактическая игра как средство формирования функциональной грамотности детей дошкольного возраста"
Презентация...
Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка детей ...
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлений дошкольников»
Мастер – класс на тему: «Формирование функциональной грамотности детей дошкольного возраста через экспериментирование, как один из методов обучения и развития естественнонаучных преставлен...