биоэнергопластика в работе логопеда
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
В последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной этиологии.
Наиболее типичным для дошкольников является неправильное произношение звуков речи. Одной из важных задач логопедического воздействия на дошкольников с нарушениями речи, является развитие у детей мелкой и артикуляционной моторики, так как исследования физиологов доказали связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Если стимулировать тонкую моторику и активизировать тем самым соответствующие отделы мозга, то активизируются и соседние зоны, которые отвечают за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется, например, когда человек, который затрудняется в выборе подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: ребенок, который сосредоточенно рисует или пишет непроизвольно высовывает язык. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.(слад пальч. гимн) . Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы.
За правильную, четкую речь отвечает подвижность и точность артикуляционного аппарата.
Известно, что при произнесении звуков органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков. Для формирования необходимых артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика (слайд), которая укрепляет мышцы речевого аппарата.
Однако, ежедневные, стандартные занятия гимнастикой снижают интерес детей к занятиям. Поэтому я обратилась к необычному, нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики - биоэнергопластике, которая является здоровьесберегающей технологией. И помогает длительно удерживать интерес детей к занятиям, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога.
Биоэнергопластика включает в себя 3 базовых понятия:
Био- человек как биологический объект;
Энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий;
Пластика- плавное движение рук.
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений совместно с ритмичными движениями кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Коррекционная работа с применением биоэнергопластики предполагает следующие этапы:
Этап | Содержание работы |
Диагностический | Обследование звукопроизношения, строения и подвижности органов артикуляции. Обследование общей и мелкой моторики, выявление ведущей руки. |
Подготовительный | Знакомство с артикуляционным аппаратом, с помощью дидактического пособия «Веселый язычок». Выполнение артикуляционных упражнений по стандартной методике перед зеркалом по подражанию. Активная работа по развитию мелкой моторики. |
Основной | Сопровождение артикуляционных упражнений движениями сначала одной ведущей руки, затем обеих рук перед зеркалом по подражанию и инструкции. В работе использую пособие «Веселый язычок», перчатки, . Разучивание основных упражнений. |
Заключительный | Выполнение артикуляционных упражнений с сопряженным движением рук без зеркала по инструкции, опираясь на кинестетические ощущения. Выполнение детьми самостоятельно или в роли ведущего выступают дети поочередно. |
Применение биоэнергопластики в работе логопеда способствует:
- Укреплению мышцы языка, губ.
- Усилению импульсов, идущих к коре головного мозга от языка, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
- Активизации интеллектуальной деятельности.
- способствует развитию произвольного внимания и повышению самоконтроля, что в дальнейшем вызывает положительный эффект на этапе автоматизации поставленных звуков.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребенка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятиям.
Поддерживает положительный эмоциональный настрой логопеда и ребенка.
Биоэнергопластика- одно из эффективных средств коррекции речи, ппомогающих в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста с ОВЗ и ТНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биоэнергопластика в работе логопеда
Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляции. Использование биоэнергопластики в логопедической работеБиоэнергопластика как фундамент развития артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-292154-1378743387.jpg)
Биоэнергопластика в работе логопеда
В результате использования метода биоэнергопластики происходит синхронизация работы речевой и мелкой моторики, что сокращает время занятий и усиливает их результативность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/15/picture-738985-1460744110.jpg)
Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-850565-1479496455.jpg)
Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Биоэнергопластика- соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук...
«Биоэнергопластика в работе логопеда»
данный материал содержит информацию о тм что такое биоэнергопластика, как она применяется в работе логопеда....
Использование биоэнергопластики в работе логопеда
Использование биоэнергопластики в работе логопеда Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:- усиливают кровообращение,- укрепляют мышцы языка, губ,- разви...