Использование биоэнергопластики в работе логопеда
статья по логопедии
Использование биоэнергопластики в работе логопеда
Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:
- усиливают кровообращение,
- укрепляют мышцы языка, губ,
- развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата,
Но ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, а это приводит к уменьшению эффективности от ее выполнения. Поэтому я использую биоэнергопластику. Метод биоэнергопластики объединяет в себе как элементы игры, так и целенаправленного логопедического воздействия.
Что такое биоэнергопластика?
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп.
Остановлюсь на некоторых упражнениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika.docx | 168.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование биоэнергопластики в работе логопеда
Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:
- усиливают кровообращение,
- укрепляют мышцы языка, губ,
- развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата,
Но ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, а это приводит к уменьшению эффективности от ее выполнения. Поэтому я использую биоэнергопластику. Метод биоэнергопластики объединяет в себе как элементы игры, так и целенаправленного логопедического воздействия.
Что такое биоэнергопластика?
«Биоэнергопластика» включает три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия — сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика активизирует и развивает внимание, мышление, чувство ритма, мелкую моторику, ориентировку в пространстве, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поза пальцев рук в данной гимнастике указывает на положение языка при выполнении артикуляционных упражнений, а счёт помогает удерживать нужный темп.
Остановлюсь на некоторых упражнениях.
Тренировка мышц языка.
Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень.
Упражнение 1.
Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов).
Кисти рук работают по схеме.
1.Упражнение повторяется 4-6 раз.
Схема 1.
Упражнение 2.
Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки.
Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2)
Схема 2.
Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Упражнение 3.
Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза.
Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3).
Схема 3.
Упражнение 4.
Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась.
Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком.
Упражнение 5.
Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается.
Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (схема 4).
Схема 4.
Тренировка нижней челюсти.
Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Упражнение 1.
Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.
Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (схема 5).
Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (схема 6).
.
Схема 5. Схема 6.
Тренировка губных мышц
Упражнение 1.
Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии (схема 7).
На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть (схема 8).
На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед.
Кисть руки - пальцы врозь (схема 9). Упражнение повторяется 3-4 раза.
Схема 7. Схема 8. Схема 9.
Упражнение 2.
Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Кисть руки неподвижна.
Ладонь вверх – двигаются только пальцы.
Ладонь вниз – двигаются только пальцы (схема 10).
Схема 10.
При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Упражнение может иметь название и выполняется в течение 6 - 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.
Упражнение для языка «Бегемот» - упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;
Упражнение для языка «Улыбка» - пальцы сжаты в кулак;
Упражнение для языка «Трубочка» - пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;
Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.
Упражнение для языка «Лопата» - кисти рук расслаблены и опущены;
Упражнение для языка «Желобок» - кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);
Упражнения «Желобок» делать 2-3 раза.
Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей мы используем различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, сказки. Логопеды разработывают комплексы упражнений с применением метода «Биоэнергопластика».
Литература:
Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! для детей 4-6 лет. С-Пб, 2004
Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. М., 2004
Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. М.,2000
.
Веденикина Н.Г. учитель-логопед высшей квалификационной категории
МДОУ детский сад 22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...
Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Биоэнергопластика- соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук...
Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда
Чтобы повысить эффективность артикуляционных упражнений можно использовать их в сочетании с движениями кистей рук - это называется биоэнергопластика....
«Использование биоэнергопластики в работе логопеда»
Что такое биоэнергоплатика и для чего она нужна логопеду....
Мастер-класс "Использование биоэнергопластики в работе учителя-логопеда"
Участникам мастер-класса представляется технология применения биоэнергопластики....
Использование биоэнергопластики в работе логопеда
Биоэнергопластика может использоваться на индивидуальных занятиях, т.к. требует максимального сосредоточения для освоения точных и синхронных движений рук и органов артикуляции....
Использование биоэнергопластики в работе логопеда
Использование биоэнергопластики в работе логопеда...