Биоэнергопластика в работе логопеда
статья по логопедии (старшая группа) на тему
Биоэнергопластика как фундамент развития артикуляции. Использование биоэнергопластики в логопедической работе
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=54345
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=54345
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=54345
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bioenergoplastika.docx | 32.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическое использование биоэнергопластики Поэтапное внедрение игр и упражнений по биоэнергопластике Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Биоэнергопластика позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, тат как в жизни дети не видят свою артикуляцию. Биоэнергопластика должна являться неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Работа в системе биоэнергопластики - первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка; - стимулирует интеллектуальную деятельность; - развивает координацию движений, мелкую и общую моторику; - развивает артикуляционный аппарат; - формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы. Строить коррекционную работу с применением элементов биоэнергопластики с детьми с общим недоразвитием речи надо предварительно изучив особенности состояния нервной системы ребенка, согласно индивидуальным возможностям. Центром педагогического процесса являются формы подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. Исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявлять собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Данный комплекс биоэнергопластики первично рассчитан на четырехлетних детей и на весь год обучения. Также можно работать по схеме комплекса биоэнергопластики и в старшей группе, усложняя и дробя его. А также использовать элементы биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластики предусматривает несколько этапов 1 этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции. Во время диагностики дети показали ряд неврологических особенностей. Они были неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентировались в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падало качество движений, распадались позы. Многим было недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибались, быстро утомлялись, движения становились неточными, нарушался ритм, темп, плавность, появлялись синкенезии. Чем сложнее было задание для языка и челюсти, тем активнее включались в движения пальчики, появлялись гиперкинезы (насильственные движения) кистей. С психологической точки зрения у детей отмечалась эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности. Справиться с этими проблемами помогал комплекс игр и упражнений биоэнергопластики. 2 этап – подготовительный. Главной его задачей являлось установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствовали игровые приемы: «у врача», «доктор звуков», «бассейн», «сильный ветерок». Они подбадривали ребенка, наблюдали за его успехами, давали ненавязчивые советы и рекомендации, просили поделиться новостями с мамой и папой. Занятия у зеркала, разнообразная наглядность (лягушки-квакушки, фонендоскоп), упражнения для релаксации (погладим язычок, язычок греется на солнышке), музыкальный фон, ласковое отношение к ребенку, посильные задания помогали каждому поверить в свои силы, стимулировали к новым успехам. 3 этап – основной. Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: - доступность материала; - восприятие материала ребенком; - наглядность; - образность; - поэтапное выполнение действий и упражнений; - строгая дозировка материала; - индивидуальность в подаче материала; - качество выполнения действий, а не их количество; - ритм и комплексность (весь комплекс или его часть); - запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям). Учитывая эти особенности, для достижения оптимальных результатов педагог должен подбирать материал из комплекса в зависимости от цели и задач коррекционной работы в такой последовательности: Биоэнергопластика. Выработка правильного речевого дыхания. Движения, сочетаемые с речью. Развитие пальцевой моторики. Снятие напряжения мышц шеи и плеч. Самомассаж лица и шеи. Развитие общей моторики. Артикуляционная гимнастика. Повторение ритмов. 1. Биоэнергопластика. Цели: учить широко открывать рот; синхронизировать движения раскрытого рта и кистей руки; развивать подвижность губ, челюстей, языка. Биоэнергопластика первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме, интеллектуальную деятельность ребенка, развивает координацию движе6ний и мелкую моторику. Для того чтобы детям было интересно выполнять эти упражнения, можно и нужно их обыграть. Дидактическая игра «У врача» Упражнения для челюстей, для губ, для языка. Первично врачом становится логопед. Он одет в белый халат, на шее – фонендоскоп. Дети приходят со своими мамами (тоже дети) на прием, рассказывают, что их беспокоит. При этом врач просит раскрыть ротик в нужной позиции. Для того, чтобы горлышко было здорово, нужно повторить упражнение несколько раз. Затем дети становятся врачами и выполняют со своими пациентами нужные упражнения, согласно правилам. 2. Выработка правильного речевого дыхания Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, и состоят их трех фаз: выдох, пауза и вдох, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Зачем нужно правильное речевое дыхание? Это физиологический процесс, человеку невозможно жить без него. Чтобы правильно произносить звуки, слоги, слова на определенной длительности выдоха. Чтобы выработать цельность выдыхаемой струи. Чтобы на определенном объеме выдыхаемой струи сочетать движения с речью. Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата, сочетающейся с соответствующими движениями. При выполнении упражнений нужно строго соблюдать следующие пункты: - не поднимать плечи; - не напрягать туловище, грудь, живот; - количество воздуха не должно быть слишком много; - нужно избегать больших задержек дыхания; - каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой, затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка. В работе по развитию речевого дыхания необходимо уделять внимание: - положению туловища, плеч, подбородка; - направленности воздушной струи; - ее целостности; - силы выдыхаемой струи; - все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха. Упражнение 1. Встать прямо, спины выпрямить, правую руку положить на область диафрагмы, левую – на пояс – выдох. Вдохнуть через нос, рот закрыт, плечи не поднимать. Выдох через рот цельной и длительной струей. Повторить 2-4 раза. Если не все дети выполнили подготовительное упражнение правильно, то педагог занимается с ними отдельно. Упражнение можно выполнять и лежа. Упражнение «Жучки» - вдох через нос, живот вытянуть вперед, выдох через рот, живот втянуть. Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания. Речевое дыхание характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, во время которого происходит речевой акт. В качестве практического материала на занятиях используются различные нетрадиционные атрибуты: клубок ниток, катушка с нитками, карандаши (гладкие, граненые, тонкие, толстые), природный материал – листочки, цветок, носовой платок, надувные шары, плавательные игрушки – уточки и многое другое. Упражнение 2. «Намотай – размотай клубочек» Цель: формирование длительного речевого выдоха и вдоха, развитие внимания, пространственного представления. Вариант 1. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – разматывают (быстро или медленно – по заданию). Вариант 2. Дети на вдохе наматывают нитку на катушку, на выдохе – называют гласные (согласные) звуки. Упражнение «Мой любимый карандаш» Цель: развитие силы выдыхаемой струи, ее цельности, правильной направленности. Карандаш лежит на столе. Ребенок стоит коленками на подушечке, подбородок прикасается верхнего края стола. Дует на середину предмета, чтобы он покатился. Ребенок дует сначала на гладкий карандаш, затем на ребристый, также на листочек с дерева, на уточку в бассейне. Обращается внимание на цельность струи, ее силу и избирательность. Упражнение «Бассейн», «Уточка» На столе стоит миска с водой, в ней плавает уточка. Ребенок подходит к миске, ставит подбородок на уровне ободка миски, выбирает объект, дует. Обращается внимание на то, что струя воздуха идет выше уровня воды. Упражнение «Волна» Цель: развитие силы выдыхаемого воздуха, фиксация вибрации воздуха. У детей в руках носовые платочки, свернутые по середине. Их надо держать за края. При изучении звуков: П, Ф, Д, Т, В, Б, платочки фиксируются перед ртом. Дети называют эти звуки, видят вибрацию воздуха, запоминают разницу силы выдыхаемого воздуха при произнесении этих звуков. Упражнение «Ах, как пахнет» Цель: развитие речевого дыхания, правильно произношения нарастающей фразы на одном выдохе, развитие обоняния. Дети сидят на стульчиках, у них в руках ароматный цветок. Логопед произносит фразу, при этом вдох через нос, выдох через рот, затем фраза: - Ах! - Ах, пахнет! - Ах, как пахнет! - Ах, как приятно пахнет! - Ах, как приятно пахнет цветок! - Ах, как приятно пахнет полевой цветок» Возможен другой речевой материал. 3. Движения, сочетаемые с речью Массаж ладоней – эффективный метод терапии. Стимулирующее воздействие на нервные окончания на ладонях изменяет функциональное состояние коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функцию. Цель: стимулировать функциональное состояние коры головного мозга; усиливать ее регулирующую и координирующую функции. Упражнения: «Гладь мои ладони, ёж», «Мне дала синичка хрупкое яичко» Упражнение «Гладь мои ладошки, еж» Берем две массажные щетки и проводим по ладоням ребенка (его руки должны лежать на столе ладонями вверх), делая одно движение на каждый слог или на каждое слово. Гладь мои ладошки, еж! Ты колючий, ну и что ж! Потом взрослый держит щетки щетинкой вверх, ребенок гладит ладошки мягкой стороной со словами: Я хочу тебя погладить, Я хочу с тобой поладить. Упражнение «Мне дала синичка хрупкое яичко» В руках у детей каучуковый мячик или каштан (грецкий орех) как яйцо птички. Ребенок держит предмет – руки как гнездышко, потом катает предмет между ладонями: одна сверху другой и наоборот. Птичка веток набрала, Ты яичко покатай, Крепко гнездышко свила Но из рук не выпускай: И снесла яичко Умничка – синичка. Очень хрупкое оно – Так у птиц заведено. 4. Развитие пальцевой моторики – это игры с пальчиками, которые развивают центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи. Упражнения: «Будь сильней, моя рука», «Все узлы перевяжу». Цель: развивать речевые центры, способствовать согласованной работе понятийного и двигательного центров речи. Упражнение «Будь сильней, моя рука» - упражнение на развитие силы кистей рук, повышает тонус коры головного мозга. его на каждый слог, слово: Я сожму свое кольцо – Буду сильным молодцом. Буду младших защищать, Буду слабым помогать. Пополам его согну И восьмеркой заверну. После каждой строчки – руки меняются. Темп медленный, по мере усвоения – ускоряется. Упражнение «Все узлы переберу». Ритмический перехват развивает чувство ритма и координацию движений, формирует пространственное представление (слева направо), формирует синхронность выполнения движения и слова. Завязываем на веревочке 8-16 узелков и натягиваем ее горизонтально. На каждый слог (слово) ребенок хватается за узелок. Я хватаюсь за веревку Правой ловко, левой ловко. Все узлы ее беру И играю поутру. Упражнения: «Здравствуй пальчик, старший брат» «Каждый пальчик – ловкий мальчик». 5. Снятие напряжения мышц шеи и плеч – упражнения вызывают прилив крови к речевым органам, являются подготовкой к артикуляционной гимнастике. Цель: вызывать прилив крови к речевым органам, тем самым подготовиться к артикуляционной гимнастике. Упражнение «Нашим плечикам и шее с физкультурой веселее» 6. Самомассаж лица и шеи Цели: готовить мышцы лица и шеи к артикуляционной гимнастике, вызывать прилив крови к ним, помогать ребенку лучше улавливать ощущения от работы этих мышц и управлять ими, делать мимику выразительнее. Упражнение «Не циркач и не артист – Сам себе я массажист» 7. Развитие общей моторики – упражнения помогают согласованно выполнять движения тела и речи. Цель: разнообразить развитие общей моторики (для ног и стопы). Упражнения: «На ногах носки и пятки Тоже просят физ. зарядки» «Вышла курочка – хохлатка» 8. Артикуляционная гимнастика – это упражнения для выполнения более точных движений артикуляционного аппарата при постановке того или иного звука. Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями сначала кисти одной руки, затем обеих рук, имитирующими движения челюсти и языка. Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, при этом развиваются координация движений и мелкая моторика рук. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. 9. Повторение ритмов. Использовать эту часть, если ребенок плохо проговаривает слова, пропускает слоги, переставляет звуки или слоги, заменяет другими звуками, при умении изолированно правильно произносить нужные в слове звуки. Упражнение «Повтори за мной» 4 этап – автоматизация полученных навыков. Знакомые упражнения дети закрепляли в речевом уголке самостоятельно. Повышали интерес к занятиям схемы, игровые атрибуты, индивидуальные корзинки с «начинкой» - практическим материалом (веревочки с узелками, прищепки, массажные губки, крышечки). Родители, дети которых имели более сложную речевую патологию, выполняли дополнительно дома упражнения с практическим материалом. Домашняя работа имела рубрику: «Мама, папа, поиграй со мной». После усвоения игровых приемов в комплексе, можно и нужно подбирать материал отдельно по каждому пункту, используя нетрадиционные формы работы. Логопед сам определяет, что наиболее важно взять в схему занятия, ставя определенные дидактические задачи. На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы. Для осуществления выполнения правил игр и упражнений, педагог может определить некоторые приемы воздействия на детей: - показать образец, дать выполнить упражнение одному ребенку; - предложить сделать упражнение по очереди; - разделить детей на подгруппы, связанные с ситуацией игры; - одновременно решать игровые задачи с группой детей. Элементы биоэнергопластики, дидактические игры и упражнения с использованием атрибутики по биоэнергопластики используются и при формировании лексико–грамматических категорий. Каждый вид игры требует своеобразных приемов руководства, руководит сам педагог. Советы логопеда: Практический материал, который используется в системе биоэнергопластики, должен быть доступен ребенку. Ребенок может его потрогать, использовать, поиграть так, как он этого хочет, а затем подавать его в нужном контексте. Ребенок должен положительно воспринимать практический материал, для этого нужно его обыграть. Наглядный материал, его количество и качество (по количеству детей, по качеству материала) должен быть безопасным и не нанести вред кожным покровам рук. Использовать образность при работе с материалом. Придумывать различные игры и игровые приемы. Героев, используя атрибутику по биоэнергопластики. Поэтапное выполнение действий и упражнений (как держать тот или иной материал, в какой руке, каким образом фиксировать начало действия, конец). Строгая дозировка материала. Практический материал (массажные губки, карандаши, эспандеры) могут использоваться в течение всего занятия, чередуя их. Но речевой материал должен быть строго дозирован по сложности его произношения, по количеству слов в нем, по качеству выполнения действий). Индивидуальность в подаче материала. Работать с каждым ребенком индивидуально сначала, затем подгруппой, последний этап – фронтально. Качество выполнения действий. Обязательно учитывать индивидуальные возможности детей, их моторную активность, многократность выполнения каждого действия, показывать начало действия, середину действия, конец. Использовать ритм, темп действий с атрибутикой по биоэнергопластике, согласно индивидуальных возможностей детей. Учитывать состояние моторики пальцев, согласованность действий, ритм медленный – движения на каждое слово, слово делят на слоги – движения на каждый слог, поэтапное чередование медленного и быстрого темпов – по мере овладения детьми синхронным действием руки и речи. 10. Темп речи напрямую зависит от быстроты выполнения действия с атрибутикой. Но это также зависит от индивидуальных возможностей детей – логопатов. 11. Запоминание текстовок идет постепенно. Речевой материал должен быть доступен каждому ребенку по пониманию его и по произношению. 12. Подбирая дополнительный речевой материал к каждому этапу и каждой части комплекса, следует учитывать цели данного раздела, особенности подачи материала, строго придерживаться очередности частей. Эти игры и упражнения могут усложняться и наоборот дробиться, в зависимости от состояния центральной нервной системы и индивидуальных возможностей детей. Основные условия проведения таких занятий: - внимание на одновременность выполнения артикуляционных движений с движением кистей рук; - четкое выполнение каждого движения; - небрежность недопустима; - упражнений выполнять многократно перед зеркалом и без него (на примере артикуляции педагога); - использовать как игровую форму артикуляционной гимнастики. Д/игра «Лягушки на болоте» Дети одеты в маски лягушек. На болоте сидит лягушка (игрушка) и показывает, как она ловко ловит язычком мошек и комаров. Дети выполняют заданные упражнения и повторяют их многократно. Лягушка следит за четкостью выполнения движений. Д/игра «В гостях у Самоделкина» Грустная девочка спешит к Самоделкину, потому что у нее сломалась кукла, она не может говорить. Самоделкин дает задание кукле и просит его выполнить девочку. Упражнения повторяются многократно. Девочка благодарит Самоделкина и спешит домой. Упражнение – сказка «У бабушки с дедушкой» Цель: использовать упражнения для улучшения дикции и мимики. 2.2. Рекомендации по использованию систематизированного комплекса игр и упражнений «Биоэнергопластика» Методика игровой деятельности в устранении у детей общего недоразвития речи направлена на формирование у детей-логопатов определенных умений и навыков в преодолении трудностей при постановке звуков. В данном случае упражнения по развитию артикуляционного аппарата, развитию речевого дыхания, различные нетрадиционные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук (массаж ладоней кистей рук). Данный комплекс способствует созданию единого комплексного подхода при решении задач в коррекционной работе с детьми-логопатами. Данные игры и упражнения могут использоваться как элемент какого-то занятия, так и отдельные игровые приемы. Но важно знать, что сначала ведется работа по развитию артикуляционного аппарата (биоэнергопластика). Затем по развитию речевого дыхания. Далее используются игры и упражнения, сочетаемые с речью: массаж ладоней, массаж кистей рук, массаж силы кистей рук, игры с пальчиками, упражнения для плеч и шеи, самомассаж лица и шеи, упражнения для развития общей моторики, артикуляционная гимнастика (традиционная), упражнения на развитие ритмов. После усвоения этих игровых приемов в комплексе, можно и нужно подбирать материал отдельно по каждому пункту (это касается работы в старшей группе ), используя нетрадиционные формы работы. Логопед сам определяет, что наиболее важно взять в схему своего занятия, выполняя определенные дидактические задачи. Это может быть и артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика), упражнения по развитию речевого дыхания( какой- то из элементов), игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук. На логопедических занятиях логопед создает различные игровые ситуации таким образом, чтобы реализовать поставленные цели каждого этапа коррекционной работы. В дальнейшем речевой и практический материал усложняется. Для осуществления выполнения правил игр и упражнений, педагог может применить некоторые приемы воздействия на детей: — показать образец, дать выполнить одному ребенку упражнение, — предложить сделать упражнение по очереди, — разделить детей на подгруппы, связанные с ситуацией игры: от правильности выполнения действий, от каждого играющего зависит общий выигрыш, — одновременно решать игровые задачи. Каждый вид игры требует своеобразных приемов руководства, руководит сам педагог. Артикуляционные упражнения Артикуляционная гимнастика проводится одновременно с движениями кисти руки, затем обеих рук, имитирующих движения челюсти, губ, языка (биоэнергопластика). Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке: - усиливают кровообращение, - укрепляют мышцы языка, губ, - развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата, - формируют координацию движений мелкой моторики рук, - сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создают предпосылки к развитию произвольности поведения, развитию внимания, памяти, мышления, речи и других психических процессов. Тренировка мышц языка Подвижность и точность работы языка является одним из условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень. Упражнение 1. Исходное положение: рот закрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» язык поднимается за верхние зубы, на счет «2» язык опускается в исходное положение (у нижних резцов). Кисти рук работают по схеме 1.Упражнение повторяется 4-6 раз. Схема 1. Упражнение 2. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «2» - внутренней стороны правой щеки. Кисть руки – двигается только указательный палец, остальные пальцы собраны в кулак (схема 2) Схема 2. Эти движения повторяются 3-4 раза без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Упражнение 3. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке, затем вернуть его в исходное положение. Упражнение повторить 3-4 раза. Кисть руки – пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу (схема 3). Схема 3. Упражнение 4. Исходное положение: рот полуоткрыт, язык лежит плоско у нижних резцов. На счет «1» коснуться кончиком языка левого уголка губ, на счет «2» - правого. Эти движения повторяются 4-5 раз без перерыва, при этом необходимо следить, чтобы рот был открыт, и нижняя челюсть не двигалась. Кисть руки – ладонь параллельна столу, пальцы вместе, двигается только ладонь синхронно с языком. Упражнение 5. Исходное положение: рот приоткрыт, губы улыбается, кончик языка щелкает, челюсть не двигается. Кисть руки – большим и безымянным пальцами производятся щелчки вместе с языком (схема 4). Схема 4. Тренировка нижней челюсти Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти. Упражнение 1. Исходное положение: голову держать прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «1» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Кисть руки – 4 сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному (схема 5). Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, 4 пальца поднимаются вверх (схема 6). Схема 5. Схема 6. Тренировка губных мышц Упражнение 1. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии (схема 7). На счет «1» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка», кисть руки – все пальцы собраны в щепоть (схема 8). На счет «2» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Растягивать губы особенно сильно в стороны не следует – нужно тренировать больше их в движении вперед. Кисть руки - пальцы врозь (схема 9). Упражнение повторяется 3-4 раза. Схема 7. Схема 8. Схема 9. Упражнение 2. Нижние губы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем тоже движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Кисть руки неподвижна. Ладонь вверх – двигаются только пальцы. Ладонь вниз – двигаются только пальцы (схема 10). Схема 10. Раздел ІІІ. Авторские разработки Дидактические игры по развитию лексико-грамматических категорий (нетрадиционный подход: использование атрибутов по биоэнергопластике) Использование эспандера Цель: Развивать чувство ритма. Учить делить слова на слоги. Развивать силу кистей рук. Развивать пространственное мышление. Учить согласовывать действия рук и слова. Вариант №1. Изучается тема( весна). Педагог предлагает детям назвать слова-предметы по данной теме (весна, солнышко, ручейки, сосульки..) При этом ребенок должен называть слова и сжимать эспандер одновременно. Можно и нужно чередовать правую и левую руки при выполнении этого задания. Вариант №2. Изучается тема (труд людей весной). Педагог предлагает назвать слова — действия по теме. При этом сжимать эспандер на каждый слог в слове. --Ко- па- ет; бе-лит, са- жа- ет.. Слог и действие эспандера одновременно. Выполнять нужно с разным темпом и ритмом, в зависимости от возможностей детей. Вариант № 3. Закрепляется текстовой материал по изучаемой теме. Дети берут эспандеры, стоят в кружочке и по цепочке, называя каждое слово в тексте, сжимают его. Текст: НОВЫЙ ДОМ НЕСУ В РУКЕ, ДВЕРЦЫ ДОМА НА ЗАМКЕ. ТУТ ЖИЛЬЦЫ БУМАЖНЫЕ ВСЕ УЖАСНО ВАЖНЫЕ (портфель) Новый (первый ребенок), Дом (второй ребенок), Несу (третий ребенок). Тот, кто называет слово, тот и сжимает эспандер. Дети должны контролировать текст, быть внимательными, следить за произнесением слов других детей и выполнением действия, успеть сказать свое слово по тексту и выполнить движения эспандером. Игру нужно обыграть, например: цепочка слов, кто самый внимательный и сильный Использование карандашей, палочек (ребристые, витиеватые, ровные) Цель: Развивать чувствительность ладоней. Массажировать активные точки на ладонях. Развивать чувство ритма и темпа. Формировать слоговую структуру слова. Развивать пространственное представление. Развивать внимание и память. Вариант № 1. У детей в руках ровные карандаши. Дети учатся правильно их держать по отношению к своему телу (карандаш на ладонях посередине, ладони направлены вперед (от себя), лодочкой, пальцы сжаты вместе на обеих руках, карандаш прижат сильно к ладоням, при этом обязательно нужно учитывать индивидуальную чувствительность к предметам на ладонях). Педагог предлагает раскатать колобок (вперед, назад), многократно. Потом вспомнить из сказки героев, их называть и на каждое слово - движение карандаша по ладони. Обыгрывать можно в любом варианте (превратим ладошки в ровные листочки — вот так, вот так). Слово и движение одновременно. Вариант №2 Используется любой текстовой материал по планированию. СНЕГ, СНЕГ, БЕЛЫЙ СНЕГ. ОСЫПАЕТ ОН НАС ВСЕХ. ДЕТИ ВСЕ НА ЛЫЖИ ВСТАЛИ И ПО СНЕГУ ПОБЕЖАЛИ (первая строка в тексте выполняется так: движение карандаша - на каждое слово, вторая строка- на каждый слог, третья строка- на каждый слог в медленном темпе, четвертая строка- движение- на ударный слог). Обыгрываем: лыжники, мы веселые ребята, мы сильные умелые... Дидактическая игра «Скажи наоборот». У детей в руках витиеватые палочки. Соревнование по парам. Один ребенок из пары называем слово, и делает движение палочкой между ладонями, второй - слово наоборот и тоже движение. Одна пара выполняет в более быстром темпе, другая пара - в медленном темпе. Учитывать индивидуальные возможности детей. Например: большой - маленький, длинный - короткий, грустный- веселый... Использование пластиковых крышечек Цель: Развивать память детей. Учить делить слова на слоги. Закреплять понимание понятия: слово. Определение слов в тексте. Развивать чувство ритма. Развивать пространственное представление. Вариант № 1. У детей по две крышечки. Дети ставят указательные пальчики обеих рук в крышечки. При этом локоточки приподняты, спина ровная. Педагог предлагает любой текст, с учетом индивидуальных возможностей детей. Поочередное движение указательных пальцев вперед, назад на каждое слово в тексте (на каждый слог в слове, на каждый ударный слог в слове). При этом соблюдать очередность движения пальцев с крышечками и одновременность называния слов. Например: НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ МЫ ЗАТЕЯЛИ ИГРУ Я - ПОДСНЕЖНИК, ТЫ - ВЬЮНОК, СТАНОВИТЕСЬ В НАШ ВЕНОК. Поочередное движение указательных пальцев вперед, назад на каждый слог в слове. Ритм выполнения медленный, с переходом на более быстрый. Начало выполнения с правой руки. Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. (Движения на каждое слово). Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель- шмелек И веселый мотылек. (Движения на каждый ударный слог). При этом нужно обыгрывать, превратив пальчики в волшебных лошадок, быстрых пчелок, пахучий цветочек. Использование веревочки и прищепок для подбора слов-признаков, слов-действий, слов-предметов Дидактическая игра «Подбери слова» Цель игры: Расширять словарный запас по данной теме. Развивать пространственное представление. Формировать представление детей о начале слова, слов в предложении: слева - направо. Умение чередовать руки: правая-левая. Закреплять цветовую гамму на основе разноцветных прищепок. Подбирать слова, согласно заданной теме, заданному слову. Развивать пальцевую моторику. Вариант № 1. Ребенок берет веревочку, на ней с левой стороны фиксируется предмет для пространственного понимания: слева - направо. Далее ребенку предлагается картинка, слово, он должен нанизать на веревочку прищепочки нужного цвета, называя слова-признаки (красная прищепочка), слова-действия (зеленая прищепочка), слова- предметы (желтая прищепочка). Примечание: цвета веревочки и прищепок выбирается по усмотрению логопеда, воспитателя, родителей. Все остальные цели выполнять строго в нужном порядке. Использование веревочки и прищепок для составления предложений Дидактическая игра «Составь предложение» Цель игры: Расширять пространственное поле. Закреплять цветовую гамму всех слов и ее дифференциацию. Учить последовательно, выставлять прищепочки, согласно грамматического обозначения слова. Развивать пальцевую моторику. Расширять словарный запас слов, по данной теме. Закрепление счета. Согласование числа и слова. Вариант № 1. Логопед предлагает детям при помощи веревочки и прищепочек составить предложение (по картинкам, по визуальному представлению). При этом помогает вопросами составлять слова в нужной последовательности. Пример: картинка «солнышко». Какое? Весеннее, теплое, желтое, лучистое. ( При этом дети называя слова, берут прищепочки красного цвета и закрепляют их слева-направо на веревочке). Что?- солнышко (прищепочки желтого цвета на веревочку). Что делает? греет, светит, ласкает, пригревает (прищепочки зеленого цвета на веревочку). Где? — на (предлог обозначается белой прищепочкой). На чем? - улице (слово-предмет, прищепочка желтого цвета). Дальше повторение предложения с тактильным прикосновением к прищепочкам. Считаем слова в предложении. Правильно согласовываем: 10 слов в предложении. Использование веревочки с узелками для развития всех грамматических категорий Дидактическая игра «Все узлы переберу» Цель игры: Массаж ладоней, кистей рук. Развитие пространственного представления. Расширение словарного запаса. Согласование числа и слова. Закрепление счета. Вариант № 1. Логопед предлагает детям посмотреть на веревочку (можно скакалку). Что на ней удивительного? Верно, на ней узелки. Логопед предлагает зафиксировать кулачок на узелке так, чтобы почувствовали напряжение. Можно использовать захват узелка и сильной ее фиксацией с последовательным перемещением: слева-направо обеих рук и их чередованием. При этом повторяют предложение за логопедом или придумывают его самостоятельно. Далее счет слов в предложении. Правильное согласование. Вариант№2. Дети стоят в кругу. Скакалка с узелками перед ними. Они составляют «веночек» из правых рук, называя слова одного из видов грамматической категории по заданному слову, картинке. Затем меняют руки по очереди, называя слова другой грамматической категории. Например: картинка «ручей». Какой? Маленький, звонкий, говорливый, журчащий, голосистый (правая рука). Левая рука: бежит, журчит, звенит. Разработки занятий Задания на подгруппы и для индивидуальной работы по теме «Наш сад. Фрукты» Ребёнок: старшая группа (д/з дизартрия, ОНР ІІ-ІІІ уровень) Подгруппа (д/з дизартрия, ОНР ІІ-ІІІ уровень) Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса с использованием атрибутов биоэнергопластики. Формирование темпа и ритма речи ребёнка, цельности выдыхаемой струи. Учить составлять предложения, используя схемы и атрибуты. Развитие пальцев рук, ладоней (использовать массажные губки). Движения массажной губки по тыльной стороне ведущей руки на каждое слово, смена руки – движения губки по внутренней стороне руки. X – похожа на вертушку. X – забавная игрушка. Деревянная вертушка – Ветру вольному подружка. Дидактическая игра «Найди свой домик» «Расскажи о нём» (накопление словарного запаса по теме). Слова - предметы, слова-действия, слова - признаки - находим их домики. Называем слова по данной теме, нанизываем прищепочки вокруг домика. Так выполнять со всеми домиками. Пример: (обозначение: ёлочка), дети называют слова - предметы по теме: фрукты, сад. - Груша, апельсин, лимон, персик… (обозначение: две черточки), дети выбирают слово - предмет по теме, подбирают слова - действия к нему. -Апельсин (что делает?) — растет, созревает, падает, продается, лежит. 4. Физминутка (логоритмическое упражнения) На базар ходили мы, (шаги на каждое слово) Много груш там и хурмы, (касание ладонями на каждое слово) Есть лимоны, апельсины, (хлопки на каждый слог) Дыни, сливы, мандарины, (шаги на каждый слог) Но купили мы арбуз (чередование рук в стороны на каждое слово) Это самый вкусный груз (прыжки на к. слог). 5. Развитие речевого дыхания (катушечка, а на ней длинная ниточка). Вдыхаем через нос аромат свежего яблока, ниточка наматывается на катушечку, выдыхаем воздух через рот, ниточка быстро (медленно) раскручивается. Так повторить несколько раз со всеми детьми. Затем предложить это сделать кому- то из детей (наиболее сложно выполняющему задание ребенку.) Дидактическая игра «Продолжи предложение» (использовать эспандер, нажимая поочерёдно правой и левой рукой на каждое слово). Педагог говорит: В магазине продается много (чего?) — фруктов, яблок.... Я люблю кушать спелые, сладкие, ароматные (что?) — персики, груши... Дидактическая игра «Составь предложение» (использовать веревочку с узелками). Дети поочерёдно правой и левой рукой зажимают узелки, одновременно называя слово. На доске сюжетная картинка: НАШ САД. Дети самостоятельно выбирают объект своего внимания по картинке и составляют свои предложения, используя веревочку с узелками. Пример: Девочка и мальчик взяли корзинку, чтобы нарвать в нашем саду персиков. Или: Желтая, овальная, большая, мягкая, спелая, сочная, полезная груша висит на веточке. Дидактическая игра «Мои маленькие слова» Тема: наш сад, фрукты. Карточки с предлогами (маленькими словами) приколоты прищепочками на длинную веревочку. Дети выбирают предлог (маленькое слово), берут эту веревочку и далее на нее нанизывают дополнительные прищепочки, образуя с этими предлогами словосочетания. Выполнять коллективно и выборочно. Пример: на чём? На дереве, на ветке, на яблоне… 9. Дидактическая игра «Звук. Слог» (использовать эспандер). Педагог называет звук: к, продолжи, называя любой звук, используй эспандер, -а-, -м-… Слог: МА первый звук: м (нажимай эспандер), второй звук: А (нажимай эспандер). Всего два звука (на каждое слово - нажим эспандера). И т. д. 10. «Блиц – вопросы, блиц – ответы» (любой атрибут биоэнергопластики используй — на выбор ребенка). Ритм нажима на атрибут на каждое слово или на каждый слог. Как твой любимый фрукт называется? Где он растет? Какого он цвета, формы, размера? Что можно из него приготовить? В каком виде ты его любишь есть? Задания на подгруппы и для индивидуальной работы по теме « Осень» Ребёнок: старшая группа - (д/з псевдобульбарная дизартрия, ОНР ІІ-ІІІ уровень). Подгруппа (д/з полиморфная дислалия, ОНР ІІ-ІІІ уровень) Цель: формирование пространственного представления ребёнка, темпа и ритма речи ребёнка, цельности выдыхаемой струи. Развитие мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса с использованием атрибутов биоэнергопластики. Учить составлять предложения используя схемы и атрибуты. Дидактическая игра «Придумай словосочетания» Тема: Осень. У детей веревочки с прищепочками. Они называют предлоги, показывают их с помощью рук. Затем при помощи прищепочек и веревочки придумывают словосочетания с ними и говоря вслух, нанизывают прищепочки на веревочку. В ЧЕМ? НА ЧЕМ? ПОД ЧЕМ? В лесу на дереве под сосной В огороде на пеньке под тучкой. Дидактическая игра «Опиши себя» (дети используют веревочку с узелками + схемы рассказа). На каждое слово - узелок на веревочке. 3. Динамическая пауза Девочки и мальчики (девочки показывают на себя, мальчики на себя). Прыгают как мячики ( прыгают и показывают, как прыгает мяч). Ножками топают (топают ногами на каждый слог). Ручками хлопают (хлопки на каждый слог). Головками кивают (кивают вперед, назад). И тихо приседают (приседают). 4. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (использовать крышечки). Указательный палец правой и левой руки двигает крышечки поочерёдно вверх-вниз, называя слова. Большой – маленький; белый – чёрный; аккуратный – неряшливый; широкий – узкий; слабый – сильный; толстый – тонкий; добрый – злой… Упражнение «Мои сильные ручки» (использовать ребристый карандаш между ладонями, говоря текст, движения на каждое слово). У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки, Но ещё сильней, чем ельник Вас уколет можжевельник. Задания на подгруппы и для индивидуальной работы по теме « Зимние забавы» Ребёнок: старшая группа - (д/з нарушения фонематического слуха и восприятия, ОНР ІІІ уровень). Подгруппа (д/з нарушения фонематического слуха и восприятия, ОНР ІІІ уровень) Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, темпа и ритма речи ребёнка, цельности и длительности выдыхаемой струи. Формирование лексико-грамматических категорий с использованием атрибутов биоэнергопластики. Учить составлять предложения используя опорные схемы и атрибуты. Развитие речевого дыхания Упражнение «Подуй на снежинку», «Ветер». Выдох. Вдох через нос, выдох длительной струи через рот. 2. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Использование нескольких атрибутов по биоэнергопластике (эспандеры, массажные губки). Вот стоит снеговик (эспандер, нажим на каждое слово) Он к морозам привык. Солнце припекает – Снеговик наш тает (использование массажной губки) ТАЕТ, ТАЕТ, ДА, ДА, ДА.. (на каждый слог). Будет талая вода. 3. Развитие лексико-грамматических категорий. Дидактическая игра «Согласуй верно» (прищепочки на пальчики). Использование мягких прищепочек, нанизывание их на каждый пальчик, называя слово. - 5 лыжа – пять лыж; 4 горка; 6 каток; 3 клюшка; снеговик; 1 снежинка; 5 шайба; 7 хоккеист. Дидактическая игра «Составь предложение по опорным схемам» (использовать веревочку с узелками). Дети, снег, снеговик, лепят. Мальчики, горка, кататься, санки, на. Каток, играть, в, хоккей, на, дети. Дидактическая игра «Подбери слова» (использовать пластиковую решётку с ячейками, круглые губки). Движение губкой на каждое слово, попадая в ячейку решётки. Каток (какой?) — гладкий, ледяной, холодный, прозрачный, накатанный, большой, длинный, спортивный. Санки (какие?) —; Лыжи ( какие?) —; снеговик (какой?) —. Дидактическая игра «Подбери верно» ( использовать карточку – схему). Дети (что делают?) — гуляют, катаются, мчатся, веселятся, чистят, лепят, бросают, сгребают, очищают, смеются, ездят. Задания на подгруппы и для индивидуальной работы по теме «Зима: одежда, обувь, головные уборы» Цель: формирование темпа и ритма речи ребёнка, цельности и длительности выдыхаемой струи. Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук, лексико-грамматических категорий. Учить составлять предложения используя атрибуты биоэнергопластики. 1. Развитие речевого дыхания Упражнение «Подуй на снежинку», «Я катаюсь» (использовать катушечку, на ней верёвочка с картинкой - горочка, лыжи, санки). Выдох, ребёнок набирает через нос воздух, разматывая верёвочку с катушечкой, на выдохе называет слова: горочка, лыжи, санки. 2. Развитие общей моторики Тихо, тихо, как во сне (палец к губам, ладони вместе, прижать к ушам) Падает на землю снег (руки в стороны, движения падения) С неба все скользят пушинки, (касательные движения ладонями) Серебристые снежинки (подскоки на месте на каждый слог). 3. Развитие пальцевой моторики (крышечки). Указательные пальцы правой и левой руки в крышечках выполняют поочерёдные движения рук на каждое слово или на каждый слог. Дали братьям новый дом, Чтобы жили впятером. Брат большой не согласился И отдельно поселился (перчатки). 4. «Составь предложение» (использовать веревочку с узелками). Дети поочерёдно правой и левой рукой зажимают узелки, одновременно называя слово. Картинка на доске по теме: Зима. Дети составляют общие предложения по ней. — Ваня с Колей катаются на новых, красных, железных санках. — Маша захотела, скатился с высокой, заснеженной, крутой горы. 5. Дидактическая игра «Мой, моё, мои, моя» (использовать эспандер). Эспандер находится в ведущей руке. Нажим эспандера на каждое слово или на каждый слог. Снежинка (моя), лед —, мороз —, снег —, Снегурочка —, гололед —, шуба —, сапоги —, горка —, ветер —, метель —, снег —, снеговик—, шарф —.
Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=54345
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Биоэнергопластика в работе логопеда
В результате использования метода биоэнергопластики происходит синхронизация работы речевой и мелкой моторики, что сокращает время занятий и усиливает их результативность....
Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников
Опыт использования метода биоэнергопластики в работе логопеда как эффективного средства в преодолении речевых нарушений у дошкольников...
Использование метода биоэнергопластики в работе логопеда
Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда. Биоэнергопластика- соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук...
«Биоэнергопластика в работе логопеда»
данный материал содержит информацию о тм что такое биоэнергопластика, как она применяется в работе логопеда....
Использование биоэнергопластики в работе логопеда
Использование биоэнергопластики в работе логопеда Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке:- усиливают кровообращение,- укрепляют мышцы языка, губ,- разви...
«Использование биоэнергопластики в работе логопеда»
Что такое биоэнергоплатика и для чего она нужна логопеду....