развитие экспресивной речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Создание мотивации к речевой активности, развивать речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
индивидуальная работа | 56.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» г. Ядрина Чувашской Республики
КОНСПЕКТ
Индивидуального занятия
Тема: « Дикие животные»
Учитель-логопед
I квалификационной категории
Антипина Елена Михайловна
Ядрин
Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня
Тема: «Развитие экспрессивной речи»
Занятие: «Заяц в лесу»
Цель: Создание мотивации к речевой активности, развивать речь.
Коррекционно-образовательные задачи:
Расширение, уточнение и активизация словаря. Формирование умения составлять простое предложение из 2-х слов. Закрепление умения договаривать слова. Отвечать на вопросы одним словом. Закрепление правильного произнесения гласных звуков «Э», «У», «И» и звуковых слогов со звуком «с».
Коррекционно-развивающие задачи:
Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Формировать ритмико-интонационно-мелодическую сторону речи. Воспитание плавного длительного выдоха.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование положительной установки на занятие. Воспитание навыков речевой активности и деятельности.
Оборудование:
- Сдувалочка: «Сдуй листочки».
- Слоговые дорожки (для мелкой моторики)
- Набор картинок, фигурок.
- Мягкая игрушка «Заяц»
- Поощрение: картинки-раскраски с изображением диких животных
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Развитие общеречевых навыков.
2. Знакомство с дикими животными
ХОД ЗАНЯТИЯ
Порядок проведения занятия
Оборудование
I. Организационный момент.
Логопед: Посмотри, кто к нам пришел? Это заяц. Поздоровайся с ним.
Ребенок: Здоровается
Логопед:Заяц нам что-то принес!
Мягкая игрушка Заяц
II. развитие мимических движений. (Солнышко и тучка)
III. Артикуляционная гимнастика ( по картинкам)
Заборчик, окошечко, улыбка, накажем язычок, блинчик
IV. Развитие плавного длительного выдоха
(Заяц принес листочки, сдуем их) А кто там под листочками? (лиса, второй раз дуем (Медведь) третий раз (Волк) Четвертый раз (Ёж)
V. Закрепление произношения гласных звуков «Э», «У», «И»
Интонационное произношение звуков (Грустно, радостно, удивленно)
VI. физкультминутка
По дорожке я пойду и грибочки соберу (найду)
По дорожке я пойду и листочки соберу
По дорожке я пойду, шишки соберу
Что мы собрали ? (называет)
А теперь заяц приглашает тебя спеть песенку водички
VII Слоговые дорожки. Закрепление правильного произношения слогов со звуком «С», (с развитием мелкой моторики). В какой картинке спряталась песенка водички?
VIII. Закрепление умения договаривать предложение и отвечать на вопросы
Расскажем зайцу, что мы нашли? (шишки нашли, и.т.д.)
Вопрос ответ заяц спрашивает .Дай шишку? Ответ возьми (на) шишку.
А теперь закрывай глазки (логопед убирает одну картинку кого не стало?).
Давай найдем животных в крупе и скажем зайцу кто там спрятался.
Ребенок: Достает из миски с крупой фигурки животных и выкладывает их на столе.
Собери картинку из частей. Покажи Зайцу кто получился.
Давай ещё раз назовём, кого мы встретили в лесу.
Логопед: Молодец!
IX. Заключительная часть
Кто приходил? Назови кто живет в лесу. 1,2,3,4,5 кто живет в лесу будем называть.
X. Поощрение
Логопед: Ты хорошо сегодня занимался и Заяц дарит тебе картинки. Дома ты их раскаришь.
Логопед: А теперь мы пойдем с тобой в группу. Скажи всем до свидания.
Ребенок: До свидания.
Цель: Создание мотивации к речевой деятельности.
Задачи:
1) Формировать и обогащать словарный запас.
2) Совершенствовать способность к подражанию действиям (эхопраксии, эхолалии).
3) Формировать психофизиологическую основу речевой деятельности: восприятие, внимание, память, физиологическое и речевое дыхание, артикуляционные навыки, пальцевый праксис, ритмико-интонационно-мелодическую сторону речи, навыки пространственной ориентировки
4) Воспитывать инициативность.
Оборудование: мягкие модули, белые покрывала, деревья, фигурки диких животных, шапочки-маски диких животных, прищепки, ПК, муз. голосилка, песня «Зимний лес», голоса диких животных, контейнер, манная крупа, угощения для животных, угощение для ребят.
Ход занятия.
- Создание мотивационного поля.
По дороге к кабинету расставлены обручи.
Л. Я хочу пригласить тебя на экскурсию. А чтобы узнать – КУДА?- нужно отгадать мою загадку.
Город этот не простой,
Он дремучий и густой.
Там дикие животные живут,
Птицы песенки поют.
(Лес)
Л. Посмотри, что натворила Матушка-Зима!
Замела все дороги, все пути.
Ни проехать, ни пройти!
Что же будем делать?
(Ответ ребенка)
Чтобы нам добраться до места, нужно перешагнуть через сугробы. Поставь руки на пояс. Шагай, высоко поднимая колени.
- Актуализация знаний и открытие ребенком нового знания.
- Упр. «Прятки».
Л. По извилистой тропинке
Мы пришли с тобою в лес.
Посмотри же, посмотри же,
Сколько здесь вокруг чудес!
Давай поздороваемся с лесом и его жителями.
Вместе. Здравствуй, лес дремучий!
А кто живет в лесу?
(Дикие животные)
Л. Звери услышали наши шаги и спрятались. Давай посмотрим внимательно и отыщем их.
- Белка на ёлке.
- Лиса под ёлкой.
- Медведь спит в берлоге.
- Волк за сугробом.
- Заяц за берёзкой.
- Дых. гим-ка «Погреем лапки».
Л. Белке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Х-х-х-х-х…..
- Пальчиковая гим-ка с прищепками «Лисичка».
Хитрая лисичка,
Рыжая сестричка,
Ротик открывает,
Зайчиков пугает.
- Артик. гим-ка.
Л. Лисичка широко открывает рот. Покажи, как ты умеешь открывать ротик.
А показывать зубки.
Покажи язык.
Покачай им из стороны в сторону.
- Логоритмическое упр-ие «Мишка».
Толстый Мишка не купался, Вкусных ягод он не брал. Он лягушки испугался, От лягушки он удрал. Вот какой трусишка Этот толстый Мишка. | Ходьба на пятках.
Ходьба на носках.
Ходьба на внешнем своде стопы. |
6. Упр. на развитие просодических компонентов речи «Как воет волк».
У-у-у-у-у-у….
- Музыкальная голосилка.
Л. Давай вспомним, какие звуки мы умеем петь, и исполним их для леса и его жителей.
- Упр. на развитие координации речи с движением «Зайка беленький сидит».
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть –
Надо лапочки погреть:
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Прыг-скок, прыг-скок.
Надо зайке поскакать!
- Упр. «Кого нет?»
Л. Давай ещё раз назовём, кого мы встретили в лесу.
А теперь закрывай глазки (логопед убирает одну игрушку).
Открывай. Скажи, кто убежал.
- Упр. «Кто как голос подаёт?»
Л. Животные умеют разговаривать?
(Да. На своём языке.)
Л. Угадай, кто это голос подаёт.
- Упр. «Угости животных».
Л. Посмотри, что я заметила за сугробом. Это волшебный мешочек. В нём лежат угощения для наших животных. Расскажи, кого и чем ты угостишь.
- Упр. на развитие тактильных ощущений.
Форма наполнена манной крупой.
Л. Зверятам пора возвращаться домой. Давай покажем, как пройдёт по снегу белка и оставит свои следы (волк…..)
- Рефлексия.
Л. Нам пора возвращаться. Расскажи, кого ты встретил в лесу?
(Ответ ребенка)
Л. Зверята тоже приготовили для тебя угощение (грибочки и орешки).
Посмотри, каких грибочков и орешков они насобирали в лесу.
Р. Спасибо.
Л. Давай попрощаемся с лесом.
До свидания, зверята!
До свиданья, зимний лес!
Мы сегодня побывали
В мире сказок и чудес!
Шагаем обратно через сугробы, высоко поднимая колени.
Лексическая тема: «Дикие животные». 1. РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: «Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продает свои орешки. (правой рукой загибать по очереди пальцы на левой, а затем наоборот) Лисичке-сестричке, воробью, синичке, Мишке косолапому и заиньке усатому.
2. УПРАЖНЕНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ: «Звери пошли гулять» (подуть на бумажных зверей).
3. РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ: «В лесу» Побывали мы в лесу, повстречали там лису. У лисы мордочка острая длинная, вот такая… (вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении несколько секунд). Под сосной дремал медведь. Как проснулся, стал реветь (длительно произносить звук (э), при этом рот открыть, губы слегка выдвинуть вперед). Услыхал его зайчишка и стал грызть корень — кочерыжку (поднять верхнюю губу, пощелкать зубами). А по веткам скок-поскок, белка — рыженький зверек. Угостим ее орешком. Смотрите, белка орешек за щеку кладет, а потом за другую. Вот так… ( кончиком языка упираться то в правую, то в левую щеку, оттопыривая ее изнутри).
4. РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ: Игра «Где мишка?» и т. д. (ребенок показывает игрушку).
5. РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ: (Мишка, волк, лиса).
6. РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (зрительное внимание, память, мышление): «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).
7. РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ: «Кто как играет?» Мишка играет на барабане «бом-бом, зайчик играет на дудочке «ду-ду!», лиса играет на пианино «ля-ля». Угадай, кто играет: ду-ду, ля-ля, бом-бом? (следует показывать и звуки и движения).
8. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ: Игра «Спрячь игрушку в ладошках» на формирование представлений о величине. (большая и маленькая белка).
9. РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ: штриховка медвежонка.
Источник: http://logoportal.ru/kompleks-zanyatiy-sistema-rabotyi-s-negovoryashhimi-detmi/.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие связной речи и обогащение словаря у детей логопедической группы на занятиях по развитию речи»
развитие речи...
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Консультация для воспитателей "Развитие связной речи у детей с нормальным речевым развитием и при общем недоразвитии речи"
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и воспитателей массовых групп....
Конспект комплексного логопедического занятия с детьми средней группы «Прогулка в лес»Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи.
Занятие комплексное; на развитие лексико-грамматического строя речи с элементами развития связной речи, формирование звуковой культуры речи....
Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе
Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи» «К нам пришли гости»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для 2-ой младшей группы по теме: «Развитие связной речи»«К нам пришли гости»Цель:Учить детей составлять рассказа описательн...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...