Отчёт по самообразованию «Формирование лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Чащина Елена Николаевна

Отчёт  по самообразованию  «Формирование лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт о проделанной работе по самообразованию

«Формирование лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

учителя – логопеда Чащиной Елены Николаевны

Цель: Повышение своего профессионального уровня по теме «Формирование лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР», внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.

Задачи:

  • Отобрать и проанализировать  методическую литературу по теме;
  • изучить и систематизировать формы, методы и приемы коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР по принципу постепенного усложнения
  • подобрать и апробировать комплекс логопедических игр и упражнений по теме;
  • обогатить предметно-развивающую кабинета по теме самообразования;
  • разработка методических рекомендаций по планированию и проведению логопедических игр для воспитателей и родителей.

Срок реализации: 2 года (2022 – 20124 учебный год)

В 2023/2024г учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Формирование лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Благодаря грамматически правильной речи, ребенок может непринужденно общаться с окружающими, планировать и организовывать собственную деятельность, формировать социальные связи. Так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.

Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас, ошибки грамматического оформления фразы и другие нарушения, характерные для детей с ОНР, могут негативно отразиться на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей возможно появление замкнутости, неуверенности в себе, речевого негативизма.

В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляют речевой дефект. Такие дети, как правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи - коммуникативная

Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что своевременно проведённая работа по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР позволяет не только исправить у них речевые отклонения, но и предупредить многие проблемы психологического и коммуникативного характера.

Этапы реализации

1.Диагностический:

Свою работу я начала с проведения диагностики с целью выявления особенностей и уровня развития лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОВЗ. Диагностика детей нашей группы выявил следующие наиболее трудные грамматические формы: ошибки в умении образовывать существительные множественного числа в родительном падеже, в умении употреблять предложно-падежные конструкции, в умении согласовывать существительные с числительными, в умении называть животных и их детенышей, подбор антонимов и синонимов, лексический запас недостаточно сформирован.

Также мною была изучена методическая литература по теме.   На необходимость формирования лексико-грамматических категорий у детей особое внимание обращали такие авторы как Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Лалаева Р.И., Серебрякова Н.Ю. Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, Н. А. Чевелева.

Анализ литературы показал, что, в пособиях представлены приемы формирования лексико-грамматических конструкций, закрепление их с помощью специально подобранных упражнений, примерные конспекты занятий по формированию лексико-грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи. Все пособия содержат разнообразный материал (игры, упражнения, который может использоваться на занятиях для формирования лексико-грамматических конструкций и для их закрепления.

2 . Прогностический:

Целью следующего этапа было разработать содержание и практическое использование дидактических игр по развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР для родителей и педагогов.

Для этого разработала комплекс игр и упражнений игр по развитию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР.

Составила консультацию для родителей ««Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи»

Пополнила предметно-развивающую среду пособиями «Грамматические лупы», «Грамматическая вертушка», дидактическими играми «Какой, какая», «Один – много», «Что из чего сделано», «Что для чего», схемы предлогов и другие.

Для воспитателей составила рекомендации по всем лексическим темам для подготовительной группы, которые вкладываю на неделю  в папку взаимосвязи с воспитателем.

3.Практический: 

На данном этапе проводила  комплекс логопедических игр и упражнений, направленных на формирование лексико-грамматических категорий и у дошкольников с ОВЗ в совместной деятельности, на НОД с использованием этих игр. Консультации, открытые просмотры для педагогов и родителей

Взаимодействие с родителями: Для получения наиболее эффективного результата в формировании лексико-грамматического строя речи детей, логопедическая работа проводимая в детском саду, совмещалась с работой с семьей. Для родителей были проведены консультация «Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи» и индивидуальные беседы. В качестве домашнего задания родителям предлагаю рекомендации по лексической теме с целью закрепления лексико-грамматического материала.

5.Завершающий:

В результате проделанной работе:

  • Повысила свой профессиональный уровень по данной теме.
  • Обогатила развивающую среду.
  • Повысила у детей познавательный интерес, они с удовольствием играют в эти игры. Улучшились показатели по всем направлениям лексико-грамматического строя речи : - дети стали подбирать антонимы к более широкому кругу слов; - уточнилось значение действий; - улучшились показатели в подборе определений к существительным; - согласовании их в роде, числе; - расширился активный словарь по лексическим темам.

Таким образом, при систематической работе по развитию лексико – грамматического строя речи у детей с ОНР об эффективности спланированной и проведенной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование лексико-грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста"

Интегрированное занятие в старшей группе компенсирующего сада...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Материал представляет собой конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР. Поставлена цель, описаны дидактические игры, игров...

Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...

Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...

Рекомендации воспитателям по использованию лексико-грамматических тем для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Предоставлен материал для воспитателей по использованию лексико-грамматических тем для детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Коррекция лексико-грамматического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

С каждым годом значительно увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения различного генезиса.Среди детей дошкольного возраста одним из самых распространенных нарушений является лексико-гра...