Рекомендации воспитателям по использованию лексико-грамматических тем для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
календарно-тематическое планирование по логопедии на тему
Предоставлен материал для воспитателей по использованию лексико-грамматических тем для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_vospitatelyam_leksika.doc | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации воспитателям
по использованию лексико-грамматических тем
для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Сентябрь.
1 – 2 недели сентября – обследование детей.
Третья неделя сентября
Тема: «Детский сад. Игрушки».
Словарь: пластмассовые, деревянные, резиновые, плюшевые, меховые, стеклянные, бумажные, музыкальные заводные, спортивные, ломать, исправить, механические, дружно, скучно, слаженно, игрушечный.
Грамматика:
1. Образование относительных прилагательных.
2. Согласование существительных с числительными один, два в числе и роде.
Связная речь: составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка».
Четвёртая неделя сентября
Тема: «Одежда. Обувь».
Словарь: виды одежды, обуви: рукав, воротник, пуговицы, петелька, застежка, манжеты, подошва, летний, осенний, меховой, кожаный, вязаный, резиновый, железные, пластмассовый.
Грамматика:
1. Образование относительных прилагательных (мех – меховой).
2. Согласование существительных с местоимениями.
Октябрь.
Первая неделя октября
Тема: «Осень. Деревья».
Словарь: прохладно, ветрено, сентябрь, октябрь, ноябрь, листопад, холодно, пасмурно, моросит, заморозки, сырой, промозглый; ствол, ветви, листья, береза, корни, дуб, ель, сосна, клен, тополь, рябина, шишки, желуди, кисти, гроздь, шелестеть, склоняться, могучий, тонкая, стройная, плакучая, роща.
Грамматика:
1. Упражнения в образовании прилагательных от существительных (дуб – дубовый).
2. Упражнения в употреблении родительного падежа имен существительных (лист слетел с осины).
Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам и вопросам воспитателя.
Вторая неделя октября
Тема: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах».
Словарь: огород, грядки, вкус, поливать, полезны, витамины, вредители-гусеницы, жуки, урожай, цветы, цвета овощей; расти, зреть, собирать, заготавливать, зрелый, незрелый, сладкий, кислый, горький, круглый, овальный.
Грамматика:
1. Образование существительного множественного числа (огурец – огурцы).
2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).
3. Образование родительного падежа существительных.
Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ текста по выбору воспитателя.
Третья неделя октября
Тема: «Фрукты. Сад».
Словарь: яблоки, груши, сливы, апельсин, лимон, гранат, хурма, части дерева, вкусные, румяные, сочный, спелый, незрелый, собирать, поливать.
Грамматика:
1. Образование множественного числа имен существительных (яблоко-яблоки).
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (яблоко-яблочко).
3. Употребление родительного падежа имен существительных единственного падежа (яблоко-яблока).
Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ текста по выбору воспитателя.
Четвёртая неделя октября
Тема: «Грибы. Ягоды. Лес».
Словарь: белый, подберезовик, лисички, подосиновик, бледная поганка, съедобный, несъедобный, ядовитый, полезный, пластинчатый, сушить, варить, жарить, консервировать, лукошко; клюква, малина, брусника, черника, ежевика, морошка, земляника, варенье, джем, компот и т.д.; деревья, кусты, трава…
Грамматика:
1. Согласование существительных с прилагательным.
2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).
Связная речь: описание грибов, ягод; составление описательного рассказа «Лес».
Ноябрь.
Первая неделя ноября
Тема: «Человек. Наше тело. Предметы гигиены».
Словарь: части тела: руки, ноги, туловище, голова, глаза, уши, нос, локоть, плечо, колено, подбородок; нюхать, слушать; полный, толстый, худой, карие, волнистые, волосы.
Грамматика:
1. Использование винительного и творительного падежей имен существительных (Дети моют руки. Зубы чистят щеткой.)
2. Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов).
Связная речь: описание человека.
Вторая неделя ноября
Тема: «Город. Адрес. Дом. Мебель».
Словарь: Таганрог, улица, площадь, набережная, аллея, заводы, домашний адрес;
одноэтажный, многоэтажный, дом, подъезд, квартира, лестница, лифт, ступеньки, балкон, лоджия, этаж, мебель, удобный, мягкий, деревянный, кожаный, уютная.
Грамматика:
1. Согласование существительного с прилагательным.
2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
3. Составление предложений с предлогами в, на, под.
Связная речь: знать домашний адрес, рассказать о своём доме, комнате.
Третья неделя ноября
Тема: «Транспорт. Виды. Транспорт в городе».
Словарь: наземный, водный, воздушный, специальный; экскаватор, самосвал, троллейбус, автобус, трамвай, электровоз, самолет, вертолет, ракета, корабль, парусник, лодка, яхта, теплоход, машинист, тракторист, шофер, водитель, вагоновожатый, летчик, космонавт, капитан, матросы, моряки, пассажиры; рельсы, пути, пассажир, быстро, удобно, вежливо, вовремя.
Грамматика:
1. Употребление имен существительных единственного и множественного числа.
2. Усвоение приставочных глаголов: у-, в-, на-, с-, под-.
3. Согласование имен существительных с числительными 1-10.
Связная речь: составление предложений по схемам с предлогами к, за, около, на, из-за.
Четвёртая неделя ноября
Тема: «Посуда. Продукты питания».
Словарь: посуда: столовая – глубокие, мелкие тарелки, ложки, вилки, ножи, блюдца; чашки, чайник; кухонная – кастрюли, сковородки, стеклянная, деревянная, железная, глиняная; молочные: молоко, творог, кефир, сыр, масло, ряженка, варенец, йогурт, мясные: мясо, колбаса; хлебобулочные изделия: хлеб, батон, баранки, бублики; пирожные, торт, печенье, шоколад, кондитер, пекарь, печет, варит, жарит.
Грамматика:
1. Образование творительного падежа имен существительных. (Ест ложкой. Режет ножом);
2. Согласование существительных с местоимениями мой, моя, мое.
3. Подбор антонимов (горячий – холодный).
4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (сыр – сырок, творог – творожок).
Декабрь.
Первая неделя декабря
Тема: «Домашние животные, детеныши».
Словарь: домашние животные: кошка, котята, собака, щенята, свинья, поросята, лошадь, жеребята, корова, телята, баран; овца, ягненок, верблюд, верблюжонок, ослы; ходят, бегают, скачут; верблюжья колючка, пустыня, будка, сарай, конюшня, овчарня.
Грамматика:
1. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кошка – котенок).
2. Упражнения в употреблении предложного падежа имен существительных (в конюшне, в свинарнике).
Связная речь: составление описательного рассказа о домашних животных.
Вторая неделя декабря
Тема: «Домашние птицы, их детёныши».
Словарь: домашние птицы: петух, курица, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок, селезень, утка, утенок, индюк, индюшка, индюшонок, клевать, щипать, щипок, гоготать, оперение, водоплавающие.
Грамматика:
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
2. Употребление родительного падежа имен существительных единственного и множественного числа.
Связная речь: составление рассказа по сюжетной картинке «Птичий двор».
Третья неделя декабря
Тема: «Зима. Времена года».
Словарь: зима, весна, лето, осень; декабрь, январь, февраль, холод, стужа, замерзнуть, зябко, поземка, дуть, завывает, пушистый, белый, искрится, гладкий, твердый.
Грамматика:
1. Упражнения в употреблении однородных определений (снег пушистый, мягкий).
2. Работа с антонимами (холодно – тепло).
Связная речь: составление рассказа по картине «Зима».
Четвёртая неделя декабря
Тема: «Зимние забавы. Новый год».
Словарь: вьюга, морозный, морозит, пурга, метель, морозно, лепить, съезжать, кататься, санки, лыжи, коньки, ледянки, снегоход; украшения, стеклянные, гирлянда, мишура, вьюга, конфетти, елочный, Снегурочка, Дед Мороз, радостно.
Грамматика:
1. Образование относительных прилагательных.
2. Упражнения в употреблении предлогов на, под, около.
Связная речь: составление рассказа по сюжетной картине на новогодние темы.
Январь.
Третья неделя января
Тема: «Дикие животные».
Словарь: звери, дикие животные, шерсть, лапы, клыки, рога, место обитания, запасают, зимуют, линяют, впадают, спячка, пушистая, хитрая, юркая, шустрая, бурый, неуклюжий, вперевалочку.
Грамматика:
1. Упражнения в употреблении косвенных падежей имен существительных.
2. Образование приставочных глаголов (выбежал, подбежал, ускакал).
Связная речь: составление рассказов о животных (комментированное рисование).
Четвёртая неделя января
Тема: «Русские писатели и поэты».
Словарь: творчество, рассказ, сказка, сказ, стихотворение, сюжет, герой и т.д.
Грамматика:
1. Образование относительных прилагательных.
2. Согласование имени существительного с местоимением в роде, числе и падеже.
Связная речь: беседы о творчестве писателей и поэтов, заучивание отрывков стихотворений.
Февраль.
Первая неделя февраля
Тема: «Дикие птицы. Зимующие птицы».
Словарь: корм, кормушка, холод, голод, воробей, ворона, синица, снегири, дятел, сорока, сова, клевать, чирикать, нахохлился, каркать, зимующие, выжить, ветрено, морозно.
Грамматика:
1. Упражнения в употреблении предлогов на, у, в, с, около.
2. Согласование имен существительных с глаголом прошедшего времени.
Связная речь: инсценирование стихотворения «Где обедал воробей?»; пересказ текстов по выбору воспитателя.
Вторая неделя февраля
Тема: «Профессии. Труд взрослых».
Словарь: повар, портной, врач, маляр, гончар, водитель, воспитатель, тракторист, мельник, пекарь, сапожник, крановщик, парикмахер, кондитер; варит, готовит, кроит, шьёт, лечит, помогает, красит, лепит, обжигает, перевозит, учит, воспитывает и т.д.
Грамматика:
1. Согласование существительных и прилагательных среднего рода.
2. Употребление косвенных падежей имен существительных.
Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам; пересказ текстов по выбору воспитателя; рассказы детей о профессиях родителей.
Третья неделя февраля
Тема: «Российская армия. День Армии».
Словарь: Родина, граница, солдат, защитник, пограничник, пехотинец, моряк, лётчик, вертолётчик, танкист, радист, артиллерист, ракетчик, пулемётчик, десантник.
Грамматика:
1. Упражнение в подборе синонимов «Скажи иначе» ( Отечество – Отчизна, Родина; защитник Отечества – боец, воин, солдат и т.д.)
2. Назвать профессии воинов по образцу: артиллерия – артиллерист (самолёт, вертолёт, разведка, пулемёт, гранатомёт, граница, парашют, пехота, танк, десант, море, ракета, космос).
Связная речь: составление рассказа по сюжетным картинкам; пересказ текстов по выбору воспитателя.
Четвертая неделя февраля
Тема: «Конец зимы. Весна».
Словарь: весна, март, апрель, май, капель, почки, гнезда, пригревает, пашут, вьют, сеют, набухают, щебечут, пробиваются, день длиннее, ярко, ночь короче.
Грамматика:
1. Согласование имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени.
2. Работа с антонимами (короче – длиннее; тепло – холодно).
Связная речь: составление сложных предложений с предлогом потому что; пересказ текстов по выбору воспитателя.
Март.
Первая неделя марта
Тема: «Мамин день. Семья».
Словарь: взрослые, дети, поколение, помощник, март, старший, младший, пожилой, женский день, любимая, нежная, оберегать, защищать, помогать, дарить, поздравлять, братья, сестры.
Грамматика:
1. Употребление косвенных падежей имен существительных в предложениях.
2. Образование прилагательных от наречий (нежно – нежная).
Связная речь: составление рассказа «Моя семья» (из личного опыта с опорой на свой рисунок).
Вторая неделя марта
Тема: «Ранние признаки весны. Первоцветы».
Словарь: весна, март, капель, почки, пригревает, набухают, щебечут, пробиваются, день длиннее, ярко, ночь короче, ручьи, проталинки, ледоход, подснежники, крокусы, нарциссы…
Грамматика:
1. Согласование имен существительных с глаголами настоящего и прошедшего времени.
2. Работа с антонимами (короче – длиннее; тепло – холодно).
Связная речь: составление сложных предложений с предлогом потому что; чтение и заучивание стихов о весне.
Третья неделя марта
Тема: «Животные жарких стран».
Словарь: зоопарк, Африка, лев, тигр, слон, обезьяна, зебра, носорог, крокодил, бегемот, кенгуру, скачет, крадется, прыгает, лазает, хищные, травоядные, лианы, баобаб, ананас, банан.
Грамматика:
1. Упражнения в образовании множественного числа имен существительных (лев – львы, львята).
2. Работа с антонимами (добрый – злой).
Связная речь: составление рассказа «Путешествие в тропический лес» с опорой на игрушки и предметные картинки.
Четвёртая неделя марта
Тема: «Весна в городе. Правила дорожного движения».
Словарь: пешеход, переход, тротуар, светофор, мостовая, регулировщик, дорожные знаки, правила поведения, переходить, объезжать, обгонять, внимательно.
Грамматика:
1. Образование глаголов с помощью приставок (ехал – наехал, заехал).
2. Употребление существительных с притяжательными местоимениями.
Связная речь: составление рассказа «Я – пешеход».
Апрель.
Первая неделя апреля
Тема: «Перелётные птицы. Насекомые».
Словарь: перелетные птицы: грачи, скворцы, лебеди, ласточки, дикие утки, ласточки, водоплавающие птицы; оперение, насекомые, юг, зимующие птицы, перелет, клин, косяк;
кузнечик, жуки, шмель, пчела, бабочки, комар, гусеница, стрекоза, летать, жужжать, жалить, стрекотать, вредные, полезные.
Грамматика:
1. Использование существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах.
2. Согласование существительных с глаголом настоящего и прошедшего времени.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Связная речь: пересказ рассказов, сказок (по выбору воспитателя); составление описательных рассказов.
Вторая неделя апреля
Тема: «Весна в природе. Цветущие растения».
Словарь: природа, почки, побеги, листья, сокодвижение, пробуждается, распускаются, набухание, раскрытие; ольха, орешник, вишня, слива, черёмуха, яблоня, груша…
Грамматика:
1. Согласование существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.
2. Работа с синонимами.
Связная речь: составление рассказа «Весна в природе»
Третья неделя апреля
Тема: «Космос».
Словарь: ракета, космонавт, космодром, скафандр, космический корабль, тренажер, планета, управлять, приземляться, стремительно, выносливый, ввысь.
Грамматика:
1. Составление простых распространенных предложений по опорным словам и вопросам.
2. Согласование слов в предложении.
Связная речь: пересказ рассказов, составление предложений по сюжетным картинкам.
Четвёртая неделя апреля
Тема: «Электроприборы. Ателье».
Словарь: электричество, электроприборы: пылесос, фен, стиральная машина, холодильник, миксер, тостер, соковыжималка, кухонный комбайн, утюг и т.д.; швея – шьет, зашивает, прошивает, перешивает, вышивает, примеряет; приемщица – принимает, выписывает квитанцию; закройщица – чертит, обводит, кроит, вырезает; швейная машина, ткань, иголка, ножницы; ткань, бумага, сантиметр, ножницы, мел, лекала, выкройки;
ручка, квитанция.
Грамматика:
1. Творительный падеж имен существительных (гладят утюгом).
2. Согласование слов в предложении.
Связная речь: составление предложений по сюжетным картинкам, заучивание стихотворения (на данную лексическую тему).
Май.
Первая неделя мая
Тема: «Наша Родина».
Словарь: Россия, Родина, столица, Москва, улица, площадь, простор, части света, герб, гимн.
Грамматика:
1. Употребление существительных в предложном падеже.
2. Составление предложений по схеме и вопросам.
Связная речь: пересказ текста о Родине, составление предложений по сюжетным картинкам.
Вторая неделя мая
Тема: «День Победы».
Словарь: Родина, Великая Отечественная война, враг, фашистские захватчики, воины, защитники, герои, памятники погибшим, ветераны, ордена, медали, Победа.
Грамматика:
1. Использование существительных единственного и множественного числа в родительном и винительном падежах.
2. Согласование существительных с глаголом настоящего и прошедшего времени.
Связная речь: составление предложений по сюжетным картинкам и описательных рассказов.
Третья неделя мая
Тема: «Животный мир морей, океанов и рек».
Словарь: карась, щука, лещ, ерш, сом, дельфин, акула, кит, окунь, плавники, чешуя, аквариум, икра, речные, морские, аквариумные, жарить, сушить, жабры.
Грамматика:
1. Образование прилагательных от существительных (аквариум – аквариумные).
2. Употребление имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе (карась – карасик, карасики).
Связная речь: пересказ рассказов, составление предложений по сюжетным картинкам.
Четвертая неделя мая
Тема: «Скоро лето».
Словарь: лето, июнь, июль, август, солнце, листья, цветы, грибы, трава, ягоды, птицы, жара, купаться, загорать, плавать
Грамматика:
1. Образование глаголов с помощью приставок (улетел, прилетел, залетел).
2. Согласование имен существительных с числительными 1-10.
Связная речь: пересказ рассказов, составление предложений по сюжетным картинкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня через использование игровых методов в условиях группы кратковременного пребывания. Теория и практика.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы ОНР и и его проявлений у старших дошкольников.Глава 2. Логопедическая работа с детьми к группе кратковременного пребывания через использование игровых метод...
Обобщение педагогического опыта.Тема: «Использование игровых приёмов при коррекции лексико - грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня»
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами система дидактических игр, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием здоровьесберегающих и игровых технологий
Тема: «Дикие животные»...
Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Долгосрочный логопедический проект «Игруны - говоруны» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....
Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Логопедический проект «Правильная речь» по использованию игровых приёмов и дидактических игр в коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....
Использование лэпбука как средства развития лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной ...
Статья «Использование дидактических игр для развития лексико – грамматического строя у детей старшего дошкольного возраста »
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упраж...