Конспекты логопедических занятий
план-конспект занятия по логопедии
Занятие 1
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Занятие 2
Цель занятия: развивать просодическую сторону речи у дошкольников с заиканием посредством логоритмических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты логопедических занятий
Занятие 1
Тема: «Путешествие в весенний лес»
Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Основные задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
- формирование чувства ритма;
- формирование динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием;
- формирование продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание;
- формирование мягкой атаки голоса, высотного диапазона голоса, развитие просодии.
Коррекционно-развивающие:
- развитие эмоциональной сферы личности ребенка.
- развитие зрительно-пространственных представлений;
Воспитательные:
- воспитание навыков движения под музыку в сочетании с голосом;
- воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга;
- воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности.
Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал и др.): снежинки из бумаги, костюмы-шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей, музыкальные композиции.
Ход занятия:
- Организационный этап
Логопед: Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в лес. Узнаем, какие вы старательные и любознательные, как много вы умеете и знаете. А отправиться в путешествие нам поможет наш волшебный поезд.
- Введение в тему (сообщение темы)
Развитие слухового внимания, оптико-пространственных представлений.
Логопед: Всем направо повернуться. (Дети выполняют поворот направо).
Логопед: В локтях рученьки согнуться. ( Дети сгибают руки в локтях).
Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой.
Дети: Раз, два, три -
Поездом вдруг стали мы. (дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки)
Логопед: Первый будет паровозом.
Даст вагончикам сигнал.
Ребенок: Загудел паровоз: У-у-у.
И вагончики повез (музыка – Метлова «Поезд»).
Дети идут топающим шагом, имитируя движение поезда, проговаривая: Чу-чу-чу. В конце музыкального произведения «Поезд» останавливается: Ш-ш-ш.
3. Основной этап
Воспитание координации речи с движением.
Логопед: Станция «Лесная». Вот она какая! (логопед выполняет
выразительный указательный жест правой рукой)
Дети повторяют за логопедом слова и движение.
Логопед: Перед нами лес большой,
(медленно поднимает руки вверх, дети повторяют слова и движения за логопедом)
Логопед: Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые (медленно опускает руки вниз).
Дети повторяют слова и движения за логопедом.
Логопед: Кто знает, когда это бывает?
Дети: Это бывает ранней весной.
Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики.
Логопед: А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем.
Дети кружатся три раза, проговаривая: «раз, два, три». (Музыка - три аккорда). Затем свободно перемещаются по залу (музыка - Вальс «Осенний сон»). Музыка кончилась, все останавливаются и проговаривают:
Деревьями вдруг стали мы:
две елки, березы,
еще три сосны. (Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх).
Логопед: Деревья качает легкий весенний ветерок.
Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер).
Логопед: Ветер усилился.
Дети выполняют наклоны вправо - влево, с поднятыми руками (сильный ветер) (музыка - «Лендлер», Бетховена).
Развитие координации пальцев рук и речи.
Логопед: Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый.
Дети пропевают: - лист кленовый,
- лист дубовый,
- лист березовый,
выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками
(музыка «Во саду ли, в огороде»).
Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки. Логопед: Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает.
Но подул вдруг ветерок.
И посыпался снежок.
Мы сейчас пойдем
И снежиночки возъмем.
Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки.
(музыка «Вальс снежинок» Чайковского)
Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки.
Садятся. Развитие грамматической функции словообразования. Логопед: Какие у нас снежинки?
Дети: Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые.
Воспитание продолжительного выдоха.
Логопед: возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго.
Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. (Повторить 5-6 раз.)
Развитие просодического компонента речи. Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие вокальных навыков.
Логопед: но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек.
Звучит музыка Моцарта «Приди, о май».
- Приди, о май, и снова,
Пусть рощи оживут.
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут.
(Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки...).
Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.
Логопед: Раз оказались мы с вами сегодня в лесу, то обязательно узнаем, как лесные жители встречают весну. Они сейчас нам все расскажут и все покажут.
Воспитатель помогает детям надеть костюмы.
Звучит музыка Тиличеевой «Зайчик», выбегают 4 зайчика.
1 зайчик: Пора мне зайчику линять.
2 зайчик: Пора мне шубку поменять
3 зайчик: Летом серым быть могу,
Не надо прятаться в снегу.
Зайчики исполняют танец (музыка Жилинской «Пляска зайцев»).
1-3 часть- прыжки, 2 часть - «моют» лапки, 4 часть - «слушают» ушками.
Логопед: Молодцы зайчики! А к нам спешат другие лесные жители. Выбегают две белочки, посматривая по сторонам.
1 белочка: Мы спешили, мы спешили.
На зиму грибы сушили.
2 белочка: Орешков сделали запас.
Запасы выручили нас. Вместе: Мы зиму пережили,
Весну встречать решили.
Логопед: Ну что ж, старайтесь, в добрый час! (белочки танцуют импровизируя)
Звучит пьеса «Медведь». «Мишки» медленно и тяжело передвигаются по залу.
1 мишка: В берлоге спал я долго.
2 мишка: Мне снился зимний сон.
3 мишка: Но солнышко пригрело.
И вмиг растаял он!
Вместе: Весна пришла, весна пришла!
Проснуться нам пришла пора!
Логопед: Замечательные медвежата! А на встречу с нами спешит еще кто-то.
Звучит музыка («Этюд» Шитте) выбегают «ежи».
1 еж: Я тоже спал как мишка.
2 еж: На ветках и траве.
В моей квартирке теплой. Вдруг стало жарко мне.
Логопед: Ну что же, все у вас толково.
К весне, пожалуй, все готово.
Вы все трудились! Молодцы!
Теперь пришла пора игры.
4. Динамическая пауза
Воспитание переключаемости движений, тормозных установок.
Логопед: Будем с бубном мы играть.
Нужно водящего выбирать.
Раз, два, три - ты скорее выходи!
Дети стоят в кругу. Водящий ребенок в центре с бубном
(музыка Шварца «Кто скорей»)
1 такт - водящий стучит в бубен.
2-3 такт - бежит по кругу перед играющими, останавливается около ребенка, протягивает ему бубен,
5 такт - ребенок, которому протянули бубен, ударяет в него 2 раза. (движения повторяются).
Во время 9-16 тактов - дети боковым галопом двигаются вправо по кругу.
Конец музыки. Дети говорят: Раз, два, три - бери. Ребенок, первым взявший бубен становится водящим.
Логопед: Веселились и играли.
Отдохнуть решили мы.
Сядем на свои места.
Слушать музыку пора. Дети садятся в кружок на ковер.
5. Основной этап
Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса.
Звучит «Колыбельная» Моцарта
Логопед: Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную.
Логопед: Что нам хочется делать под такую музыку?
Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться.
Логопед: Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают.
Логопед: Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре.
Развитие просодического компонента речи.
Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане).
Нежно скрипочка играй -ля-ля-ля-ля-ля
Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду
Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом.
Развитие слухового внимания, музыкального слуха.
Логопед: Поиграем сейчас под музыку в прятки?
Звучит музыка Кулау «Ширмочки».
Дети выполняют движения под музыку: под громкую - хлопки, под тихую - «прячутся», прикрывая лицо ладонями.
Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи.
Логопед: А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо.
Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у!
А мне в ответ: А-у! А-у!
Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове «АУ?»
Дети: Первый звук А.
Логопед: Какой второй звук в слове «АУ?»
Дети: Второй звук У.
Логопед: Пропоем еще раз АУ. (Дети поют).
6. Заключительный этап (Подведение итогов занятия)
Логопед: Сегодня у нас с вами было путешествие в лес. На чем мы отправлялись в путь?
Дети: На поезде.
Логопед: Какие деревья мы видели в лесу поздней осенью?
Дети: Деревья в лесу поздней осенью стоят голые, без листьев.
Логопед: Что сегодня принес нам порыв холодного ветра?
Дети: Ветер принес нам последние снежинки. Последний снег.
Логопед: Значит, снова зима к нам придет?
Дети: Нет, это зима с весной борется.
Логопед: Как вы думаете, кто же победит?
Дети: Победит весна.
Логопед: Каких зверей мы увидели сегодня в лесу?
Дети: Мы увидели зайцев, мишек, белочек, ежей.
Логопед: Нам сегодня понравилось, как вы пели, выполняли движения под музыку, внимательно все слушали и правильно отвечали на вопросы. А каких замечательных зверей мы увидели: мишек, зайчиков, белочек, ежей. Ребята, ежи решили нас угостить. Они оставили для вас корзину с яблоками.
Занятие 2
Цель занятия: развивать просодическую сторону речи у дошкольников с заиканием посредством логоритмических упражнений.
Основные задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
- формирование коммуникативной функции речи,
- преодоление фобии общения;
- формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;
- формирование речевого дыхания;
- регуляция мышечного тонуса;
- активизация пассивного словаря;
- совершенствование пространственной ориентировки, ориентировки в собственном теле;
Коррекционно-развивающие:
- развитие силы и диапазона голоса;
- развитие просодических компонентов речи: навыка интонационного оформления синтагм, нормализация процесса речевого паузирования;
- развитие координации и ритмизации движений;
- развитие слухового внимания, зрительной памяти.
Воспитательные:
- воспитание выдержки у детей.
- создание благоприятного психологического фона, спокойного, радостного настроения у детей;
Оборудование занятия (демонстрационный и раздаточный материал и др.): кукла, платочек, иллюстрации с изображением часов; схемы для развития голосовых модуляций.
Ход занятия:
- Организационный этап
Вводное упражнение
«Здравствуйте»
а) дети стоят по кругу: посмотреть соседу в глазки; назвать своё имя, глядя соседнему ребенку в глаза; назвать имя того, на кого смотришь .
б) «7 Прыжков» (К. Орф)
- дети двигаются по залу в разных направлениях;
- на фермату останавливаются и «здороваются» заранее предложенной частью тела (правой рукой, носочком левой ноги…) с оказавшимся поблизости ребенком.
- рука партнера (или другая часть тела) удерживается ,пока не прекратит звучать музыка (аккорд)
- Введение в тему (сообщение темы)
Под спокойную музыку (аудиозапись) дети выполняют движения по показу логопеда, направленные на умение перераспределять мышечный тонус, на развитие мимической моторики, правильной осанки.
Как вы поняли по предыдущим упражнениям, сегодня мы с вами продолжаем учиться жить в гармонии со своим телом, формировать дыхание и разрабатывать наш голос.
- Основной этап
Развитие тонкой ручной моторики.
Песня «ПРО БАРАНА» муз. Савельева
На базаре спозаранок - пальчики на обеих руках расправ-
Накупил баран баранок. лены - «пляшут»
Для барашков, для овечек
Десять маковых колечек,
Девять сушек, восемь плюшек, - дети загибают по 1 пальчику
Семь лепешек, шесть ватрушек, постепенно оставляя мизинец
Пять коржей, четыре пышки, на одной из рук.
Три батона, две коврижки.
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок
И один калач купил-
Про себя не позабыл,
А для женушки-подсолнушки.
Пение.
а) «Часики» (распевка)
Дети делятся на подгруппы, каждая из которых изображает голосом «свои» часы - стенные, карманные или башенные, изменяя темп исполнения и тембровую окраску голоса:
Бьют часы на башне: бом! бом! бом! бом!
А стенные поскорее: тики-таки, тики-таки.
А карманные спешат:тики-таки,тики-таки,тики-таки,так!
б) Игра «Радио»
Песня «СОННЫЕ ПИЛЮЛИ» (Н.Иванов)
По ходу пропевания песни педагог «включает» и «выключает» звук «радио». Песня при этом не прерывается, она «пропевается» про себя.
Воробьи на крышах спят,
Солнце в синей дымке.
Сон приходит в детский сад
В шапке – невидимке
Понарошку нам дает
Сонные пилюли,
Чтобы мы их взяли в рот
И скорей заснули.
Мы ложимся и кладём
Щечку на ладошку,
А пилюли не берем
Даже понарошку.
Развитие креативности.
Песня «ГРИПП» (О.Хромушин)
Трое детей, лежа на ковре изображают больных гриппом бегемотов, выполняют движения в соответствии с текстом песни. Остальные грустно, чуть иронично исполняют эту песню стоя.
Бегемот совсем охрип. Ох!
У него тяжелый грипп. Ох!
У него режим постельный
С кружкой-чашкою отдельной.
Капли в нос, таблетки в рот
И припарок штук пятьсот.
Грипп тяжёлый,
Еле- еле
Бегемот встаёт с постели….
Так и ходит по пятам,
Так и ходит по пятам
Этот грипп-гриппопотам. Ап-чхи!
Упражнение на формирование речевого дыхания, голосовых модуляций.
Упражнение «ПОКАЧАЙ КУКЛУ». Используются схемы.
- Динамическая пауза
а) в хороводе «ВЕСЕЛИСЬ, ДЕТВОРА»
б) в инсценировке «Как живешь?»
(дети отвечают на вопросы логопеда)
• Как живешь?
• Вот так! (поднимают вверх большой палец)
• Как идёшь?
• Вот так! (шагают на месте)
• Как стоишь?
• Вот так! (стоят, руки “по швам”)
• Ночью спишь?
• Вот так! (кладут руки под щёчку)
• Как шалишь?
• Вот так! (нажимают пальчиками на надутые щёчки)
• А молчишь?
• Ш-ш-ш-ш… (прикладывают указательный палец к губам)
- Основной этап
Формирование плавной речи.
Игра «ПЕРЕДАЙ ПЛАТОЧЕК»
Дети стоят по кругу. На сильную долю музыки передают друг другу платочек. На ком “остановится” звучание музыки, выбирает себе партнёра для исполнения диалога. (выбирает ребёнок)
а) диалог «ЗАЙЧИК»
• Зайчик, зайчик, что ты грустный?
• Потерял кочан капусты.
• А какой?
• Вот такой: круглый, белый и большой.
• Ну- ка, зайка, шалунишка, Дай потрогать животишко… Он тугой,как барабан!
• Значит, съел я свой кочан…
И забыл…
Или
б) диалог «ЧЁРНЫЙ КОТ»
• Почему ты черный, кот?
• Лазил ночью в дымоход.
• Почему сейчас ты бел?
• Из горшка сметану ел.
• Почему ты серым стал?
• Меня пёс в пыли валял.
• Так какого же ты цвета?
• Я и сам не знаю это…
- Заключительный этап (Подведение итогов занятия)
Дети молча стоят по кругу, взявшись за руки. Под спокойную музыку логопед говорит: Вы самые лучшие, самые спокойные, самые дружные дети. Вы можете говорить правильнее всех, увереннее всех, выразительнее всех. Сейчас мы пойдём в группу, и вы расскажете мне, что вам больше всего понравилось на нашем сегодняшнем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ЛОГОПЕДУ».
МДОУ г.БалашоваСаратовской области д/с «Зёрнышко»...

Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...

Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...