Игровые технологии при ОНР 3-4 уровней.
статья по логопедии

Ирина Николаевна Мельникова

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрииринолалииалалииафазии.

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР 3-4 уровней.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксиярезус-конфликтродовые травмыасфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

 

 

 

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР 3-4 уровней.

Широкое использование игровых технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач. Так, в работе с детьми, имеющими ОНР, игры являются эффективным средством развития самостоятельной связной речи, навыков общения и личности ребенка в целом. Грамотное их использование, расширение, дополнение, различная интерпретация с учетом особенностей дошкольников с данным речевым нарушением позволит педагогам и специалистам ДОО добиться положительной динамики уровня речевого развития детей.

Известно, что коррекция такого сложного речевого нарушения как общее недоразвитие речи (далее — ОНР) требует комплексного воздействия на все стороны речевого развития ребенка. При этом формирование самостоятельной связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы.

В процессе работы с дошкольниками с ОНР специалисты часто сталкиваются с рядом проблем, связанных не только с дефицитом у них языковых и речевых средств, но и с недостатками в речевой мотивации и коммуникации.

Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является наиболее эффективным методом обучения и воспитания. В игре решаются задачи нравственного, умственного, речевого развития, создаются условия для формирования личности ребенка, навыков общения.

Как показывает опыт, именно игра создает оптимальные условия и для решения задачи формирования самостоятельной связной речи у дошкольников с ОНР. Поэтому она широко используется в логопедической практике.

 

Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного
и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого
с ребенком и детей друг с другом.
А. Г. Арушанова

 

Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, актуализирует его компетентность, активизирует фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности и помогают чередовать виды речевой деятельности.

Наиболее эффективными можно считать словесные дидактические игры, направленные на обогащение лексического запаса посредством актуализации пассивного словаря, объяснения новых понятий и развития словообразования. Это первая группа используемых в работе с детьми с ОНР игр, среди которых «Большой — маленький», «Один — много», «Чей дом?», «Назови одним словом». На основе образовательной программы в детском саду также рекомендовано использовать словесные развивающие игры «Чей хвост?», «Четвертый лишний», «Закончи предложение».

Вторую группу составляют словесные дидактические игры, способствующие преодолению нарушений грамматического строя речи. Они направлены на развитие словоизменения и согласования. Это такие игры, как «Что где растет?», «Что из чего?», «Кто, что делает?», «Подбери действие», «Подбери признак», «Посчитай предметы 1-3-5». Удачным продолжением этого блока могут служить игры «Найди пару», «Скажи наоборот».

В третью группу входят словесные дидактические игры и игровые приемы, направленные на формирование связных высказываний. Например: «Кто где живет?», «Назови детенышей, маму, папу», «Кто как передвигается?», «Кто,  чем управляет?» «Найди различия», которые упражняют в составлении простых и сложных синтаксических конструкций с соединительными и противительными союзами.

В игре дети овладевают такой сложной формой монологической речи, как доказательство, которое включает в себя принцип научности.

Особенно сложным является становление диалогического общения детей с ОНР, т. к. диалог — это не просто композиционная форма речи, но способ осуществления личностных отношений между собеседниками.

Также в коррекционной работе активно используются сюжетно-ролевые игры с правилами. Они наиболее эффективно содействуют развитию умения грамотно строить диалог. К ним можно отнести такие разработанные педагогами ДОО игры, как «Поговорим, друг», «Давай познакомимся», «Угадай, кто я».

Своеобразной игрой «в литераторов» можно считать приемы, направленные на развитие творческого рассказывания. Рекомендовано  проводить работу по формированию у дошкольников навыков сочинения сказок, загадок, составления мини-сочинений.

Полученные знания дошкольники закрепляют в ходе непосредственно образовательной деятельности на занятиях,  а так же в спонтанной речи, при общении со сверстниками.

Использование игровых технологий способствует формированию у детей с ОНР положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию коммуникативных способностей. Подтверждение тому является положительная динамика уровня развития самостоятельной связной речи детей с ОНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_pri_onr.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей-логопедов

Тема выступления: «Игровые технологии при ОНР 3-4 уровней».

Подготовила доклад:

 уч-логопед МДОАУ д/с №11

Мельникова И.Н.

г. Зея

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. д.

Общие сведения

ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Глубокие недостатки в развитии устной речи в дальнейшем неизбежно приведут к нарушению письменной речи – дисграфии и дислексии.

В логопедии термины «фонетико-фонематическое недоразвитие» (ФФН) и «общее недоразвитие речи» (ОНР) используются для обозначения несформированности тех или иных структурных компонентов речевой системы при различных речевых расстройствах. ОНР может наблюдаться при синдроме дизартрииринолалииалалииафазии.

Классификация ОНР

По клиническому составу категория детей с ОНР неоднородна, в связи с чем ее делят на 3 группы:

  • неосложненные формы ОНР (у детей с минимальной мозговой дисфункцией: недостаточной регуляцией мышечного тонуса, моторных дифференцировок, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. д.)
  • осложненные формы ОНР (у детей с неврологическими и психопатическими синдромами: церебрастеническим, гипертензионно-гидроцефалическим, судорожным, гипердинамическим и др.)
  • грубое недоразвитие речи (у детей с органическими поражениями речевых отделов головного мозга, например, при моторной алалии).

С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:

  • 1 уровень речевого развития - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.
  • 2 уровень речевого развития – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.
  • 3 уровень речевого развития – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.
  • 4 уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Подробная характеристика речи детей с ОНР различных уровней будет рассмотрена ниже.

Характеристика ОНР 3-4 уровней.

В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксиярезус-конфликтродовые травмыасфиксия; в раннем детстве – черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. Неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения еще больше тормозят течение речевого развития.

Для всех детей с ОНР характерно позднее появление первых слов – к 3-4, иногда – к 5 годам. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление, малопонятна. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, познавательная деятельность, мыслительные операции. Детям с ОНР присуще недостаточное развитие координации движений; общей, тонкой и речевой моторики.

Дети с ОНР 3 уровня пользуются развернутой фразовой речью, но в речи используют преимущественно простые предложения, затрудняясь в построении сложных. Понимание речи приближено к норме, затруднения составляет понимание и усвоение сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов) и логических связей (пространственных, временных, причинно-следственных отношений). Объем словарного запаса у детей с ОНР 3 уровня значительно увеличивается: дети употребляют в речи практически все части речи (в большей степени – существительные и глаголы, в меньшей – прилагательные и наречия); типично неточное употребление названий предметов. Дети допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений. Звуконаполняемость и слоговая структура слов страдает только в трудных случаях. При ОНР 3 уровня звукопроизношение и фонематическое восприятие по-прежнему нарушены, но в меньшей степени.

При ОНР 4 уровня дети испытывают специфические затруднения в звукопроизношении и повторении слов со сложным слоговым составом, имеют низкий уровень фонематического восприятия, допускают ошибки при словообразовании и словоизменении. Словарь у детей с ОНР 4 уровня достаточно разнообразен, однако дети не всегда точно знают и понимают значение редко встречающихся слов, антонимов и синонимов, пословиц и поговорок и т. д. В самостоятельной речи дети с ОНР 4 уровня испытывают трудности в логическом изложении событий, часто пропускают главное и «застревают» на второстепенных деталях, повторяют ранее сказанное.

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР 3-4 уровней.

Широкое использование игровых технологий в коррекционной работе говорит об их эффективности в решении разных задач. Так, в работе с детьми, имеющими ОНР, игры являются эффективным средством развития самостоятельной связной речи, навыков общения и личности ребенка в целом. Грамотное их использование, расширение, дополнение, различная интерпретация с учетом особенностей дошкольников с данным речевым нарушением позволит педагогам и специалистам ДОО добиться положительной динамики уровня речевого развития детей.

Известно, что коррекция такого сложного речевого нарушения как общее недоразвитие речи (далее — ОНР) требует комплексного воздействия на все стороны речевого развития ребенка. При этом формирование самостоятельной связной речи у детей с ОНР относится к одной из важнейших задач коррекционно-логопедической работы.

В процессе работы с дошкольниками с ОНР специалисты часто сталкиваются с рядом проблем, связанных не только с дефицитом у них языковых и речевых средств, но и с недостатками в речевой мотивации и коммуникации.

Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является наиболее эффективным методом обучения и воспитания. В игре решаются задачи нравственного, умственного, речевого развития, создаются условия для формирования личности ребенка, навыков общения.

Как показывает опыт, именно игра создает оптимальные условия и для решения задачи формирования самостоятельной связной речи у дошкольников с ОНР. Поэтому она широко используется в логопедической практике.

Дошкольные годы — особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного
и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого
с ребенком и детей друг с другом.
А. Г. Арушанова

Игра сама по себе оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние ребенка, актуализирует его компетентность, активизирует фантазию, воображение. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной однообразной деятельности и помогают чередовать виды речевой деятельности.

Наиболее эффективными можно считать словесные дидактические игры, направленные на обогащение лексического запаса посредством актуализации пассивного словаря, объяснения новых понятий и развития словообразования. Это первая группа используемых в работе с детьми с ОНР игр, среди которых «Большой — маленький», «Один — много», «Чей дом?», «Назови одним словом». На основе образовательной программы в детском саду также рекомендовано использовать словесные развивающие игры «Чей хвост?», «Четвертый лишний», «Закончи предложение».

Вторую группу составляют словесные дидактические игры, способствующие преодолению нарушений грамматического строя речи. Они направлены на развитие словоизменения и согласования. Это такие игры, как «Что где растет?», «Что из чего?», «Кто, что делает?», «Подбери действие», «Подбери признак», «Посчитай предметы 1-3-5». Удачным продолжением этого блока могут служить игры «Найди пару», «Скажи наоборот».

В третью группу входят словесные дидактические игры и игровые приемы, направленные на формирование связных высказываний. Например: «Кто где живет?», «Назови детенышей, маму, папу», «Кто как передвигается?», «Кто,  чем управляет?» «Найди различия», которые упражняют в составлении простых и сложных синтаксических конструкций с соединительными и противительными союзами.

В игре дети овладевают такой сложной формой монологической речи, как доказательство, которое включает в себя принцип научности.

Особенно сложным является становление диалогического общения детей с ОНР, т. к. диалог — это не просто композиционная форма речи, но способ осуществления личностных отношений между собеседниками.

Также в коррекционной работе активно используются сюжетно-ролевые игры с правилами. Они наиболее эффективно содействуют развитию умения грамотно строить диалог. К ним можно отнести такие разработанные педагогами ДОО игры, как «Поговорим, друг», «Давай познакомимся», «Угадай, кто я».

Своеобразной игрой «в литераторов» можно считать приемы, направленные на развитие творческого рассказывания. Рекомендовано  проводить работу по формированию у дошкольников навыков сочинения сказок, загадок, составления мини-сочинений.

Полученные знания дошкольники закрепляют в ходе непосредственно образовательной деятельности на занятиях,  а так же в спонтанной речи, при общении со сверстниками.

Использование игровых технологий способствует формированию у детей с ОНР положительной речевой мотивации, активизации самостоятельной связной речи, обогащению ее лексического содержания и совершенствованию грамматического оформления, а также развитию коммуникативных способностей. Подтверждение тому является положительная динамика уровня развития самостоятельной связной речи детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

«Дикие животные . Рысь».Конспект занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы, имеющих ОНР III уровня с использованием игровой технологии.

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Актуализация словаря по теме: «Дикие ...

Инновационный проект «Внедрение в работу ДОО игровых технологий по развитию сенсомоторных способностей детей с целью повышения уровня речевой активности»

Материал будет полезен воспитателям и методистам ДОО. Данный проект содержит учебно-тематический план для каждой возрастной грцппы....

«Развитие слоговой структуры у детей с ОНР I-II уровня с использованием игровых технологий»

Данный материал раскрывает особенности развития слоговой структуры у детей с ОНР, а также представлены основные игры, часто используемые логопедами для развития слоговой структуры....

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир

Диагностика определения  уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович  В.В. «Иг...