Инновационный проект «Внедрение в работу ДОО игровых технологий по развитию сенсомоторных способностей детей с целью повышения уровня речевой активности»
методическая разработка на тему
Материал будет полезен воспитателям и методистам ДОО. Данный проект содержит учебно-тематический план для каждой возрастной грцппы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovats._proekt_doo.docx | 71.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект дошкольной образовательной организации
«Внедрение в работу ДОО игровых технологий по развитию сенсомоторных способностей детей с целью повышения уровня речевой активности»
Краткая аннотация проекта
В проекте раскрыта педагогическая система повышения уровня речевого развития детей при развитии сенсомоторных способностей средствами современных дидактических игр и упражнений, приемами пальчиковой гимнастики и массажа для детей от 2 до 7 лет.
Материалы проекта помогут педагогам активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, обеспечить овладение прочными навыками письма, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, решительность, усидчивость.
Актуальность проекта
Согласно Федеральным государственным стандартам дошкольного образования результатами освоения Основной образовательной программы ДОУ являются целевые ориентиры, среди которых выделен следующий:
— У ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.
Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.
Развитием мелкой моторики и подготовки руки к письму занимались Т. В. Фадеева, С. В. Черных, А. В. Мельникова и многие другие; анализом графических умений детей – Д. Тейлор. Исследования показывают, что недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем во взаимодействии с взрослыми и сверстниками и, как следствие, к негативному отношению к детскому саду, а потом к учебе в школе.
Развитие мелкой моторики ребёнка очень важно, поскольку только при взаимодействии с предметами окружающего мира развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Еще в середине прошлого века В.М. Бехтерев отмечал: «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию». Исследователями было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.
Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.
Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Для овладения навыком письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительное восприятие, внимание может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Обращение к технологиям и методическим разработкам Н.В.Нищевой, Г.В.Беззубцевой, О.А.Новиковской, Г.Г.Галкиной, О.И.Крупенчук по интересующей нас теме позволяет сделать вывод: в них, в основном, представлен набор игр и упражнений по развитию мелкой моторики, причём этот материал не систематизирован по возрастам, видам деятельности. Это в свою очередь, затрудняет реализацию коррекционно-развивающей работы в данном направлении.
Данные диагностического обследования детей, значимость формирования мелкой моторики, речи, а также отсутствие разработанной системы обучения детей обусловили необходимость разработки проекта «Внедрение в работу ДОО игровых технологий по развитию сенсомоторных способностей детей с целью повышения уровня речевой активности».
Новизна данного инновационного проекта заключается в следующем:
- обучение детей проводится с двухлетнего возраста;
- подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
- по окончанию проекта будет представлен мониторинг определения уровня развития сенсомоторных способностей и речи детей.
Цель проекта: Создание педагогической системы повышения уровня речевого развития детей при подготовке руки к письму средствами современных дидактических игр и упражнений.
Задачи:
Учить правильно держать карандаш, ручку, фломастер. Формировать умение владеть ими при помощи самомассажа, игр и упражнений.
Развивать зрительно-моторные координации.
Активизировать словарь в процессе расширения представлений об окружающем мире.
Работать над пространственной ориентировкой на листе бумаги и в окружающем пространстве.
Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Формировать эмоциональную отзывчивость в общении со сверстниками, взрослыми.
Воспитывать личностные качества, умение правильно выполнять задания.
Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует их интеллектуальному развитию и формирует готовность к обучению в школе. Решение коррекционных задач требует соблюдения специальных подходов к обучению.
Поэтому в своей основе проект опирается на следующие принципы:
- систематичность и взаимосвязь учебного материала, его конкретность и доступность, постепенность концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп по всем направлениям работы, что позволяет ребёнку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и в конечном итоге обеспечивает поступательное развитие;
- комплексность педагогического воздействия прослеживается во взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского профилей, что, в свою очередь, направленно на выравнивание речевого и психофизического состояния детей;
- тесная взаимосвязь развития речи, познавательных процессов и моторики;
- постепенность перехода от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению;
- принцип развития (учёта зоны актуального и ближайшего развития (по Выготскому Л.С.);
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип учёта ведущей деятельности;
- принцип природосообразности (заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей).
Дидактические принципы дополняют друг друга и способствуют получению требуемых результатов только в качестве системы. Реализация данной системы осуществляется в форме организованной деятельности ребенка и взрослого.
Для получения успешного результата совместной деятельности необходимо создание благоприятных условий:
- эмоционально-положительная среда, создающая для ребёнка условия комфортности и благополучия;
- подгрупповая и индивидуальная формы проведения занятий;
- педагогическая поддержка, подразумевающая не только помощь в обучении и воспитании, но и выявление индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- установка на успешность: ребёнок видит окончательный результат своей работы.
Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:
- метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;
- игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
- наглядные, словесные методы;
- наблюдение, собеседование, тестирование;
- анализ результатов деятельности;
- учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.
Ожидаемые результаты:
дети:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи;
- сформированности устойчивого интереса к дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
педагоги:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация.
Вид проекта: долгосрочный, подгрупповой, индивидуальный.
Целевая аудитория: воспитанники I младшей, II младшей, средней, старше-подготовительной групп. Возраст от 2 до 7 лет.
Партнёры:
- воспитатели;
- родители;
- музыкальный руководитель;
- руководитель по физическому воспитанию.
Продолжительность реализации проекта: 1 год.
Материально-технические ресурсы:
- сенсорные уголки в групповых помещениях;
- мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;
- магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;
- CD – DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;
- дополнительная и методическая литература, программно-методические материалы;
- программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- дидактический материал, наглядный материал;
- костюмы, декорации к праздникам, атрибуты для игр.
Финансирование проекта
Реализация проекта не требует много затрат, в методической библиотеке ДОО имеется достаточно литературы по развитию речи и мелкой моторике, демонстрационного материала, а атрибуты к двигательной и игровой деятельности изготавливаются из бросового материала педагогами, родителями и детьми.
План реализации проекта
Проект реализуется в соответствии с образовательной программой детского сада « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М. На каждом этапе проекта решаются свои задачи.
Основой перспективного и календарного планирования работы в соответствии с требованиями проекта является тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала, ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольника и согласуется с задачами всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации работы, направленной на развитие моторики и речевой активности детей во всех возрастных группах.
Весь материал отобран с учётом индивидуальных, речевых и психических возможностей детей; при этом принимались во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этап | Задачи этапа | Сроки реализации |
I | Проблемный | Анализ ситуации, разработка диагностического материала. Ознакомление с теоретическими основами методик и технологий. Проведение диагностики по развитию речи, мелкой моторики. Определение основных целей, задач, технологии и методики работы. Анкетирование родителей. Родительское собрание «Зачем нужно развивать мелкую моторику». | Сентябрь 2016 г. |
II | Организационный | Проектирование системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. Разработка: - конспектов занятий, сценариев развлечений, в которые включались игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, совершенствование речи; - планов работы с семьей и сценариев родительских собраний, семинаров-практикумов; - консультационного материала для родителей; Создание предметно-развивающей среды. Консультирование родителей и педагогов, привлечение их к сбору и изготовлению разнообразного материала. Подготовка наглядного материала для работы с детьми и родителями: - упражнения и игры для развития мелкой моторики, совершенствующие речь детей; - слайдов для мультимедийного демонстрирования; - консультаций для стенда информации. | Октябрь 2016 г. |
III | Практический | Реализация разработанной системы работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста. Введение игр, упражнений на развитие мелкой моторики в индивидуальную работу, режимные моменты, предусмотренные программой ДОО. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО. Педагогическое просвещение родителей в вопросах развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста: - проведение консультаций, семинаров-практикумов для родителей с использованием мультимедийного оборудования; - родительские собрания; - проведение (совместно с родителями) выставок, конкурсов; - создание альбома «Дидактические игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» (нетрадиционные формы работы) | Ноябрь 2016 — март 2017 г. |
IV | Итоговый | Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов, разработка тактики последующих педагогических действий: 1. Презентация проекта. 2. Открытое занятие «Использование нетрадиционного оборудования в ходе НОД по физическому развитию дошкольников» Цель: Показать игровые приемы работы с нетрадиционным спортивным инвентарем, способствующие развитию общей моторики. 3. Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста». Цель: познакомить педагогов с методами (приёмами) и средствами развития мелкой моторики, совершенствующими речь детей. 4. Мастер-класс «Методика и проведение развивающих речевых игр». Итоговая диагностика развития речи, мелкой моторики детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей. Обмен опытом работы на методическом совете педагогов ДОО. Обсуждение проекта для внедрения в работу ДОО (заседание инициативной группы ДОО). Размещение опыта работы в интернете на сайте ДОО и других интернет-сообществах. | Март — май 2017 г. |
План работы над проектом «Внедрение в работу ДОО игровых технологий по развитию сенсомоторных способностей детей с целью повышения уровня речевой активности»
I младшая группа (2-3 года)
Основные задачи обучения:
1. Развивать ручную моторику и мелкую моторику пальцев рук.
2. Учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию действиям педагога с речевым сопровождением.
3. Развивать зрительно-двигательную координацию.
4. Формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
5. Формировать специфические навыки в действиях рук – захват щепотью мелких предметов.
6. Учить использовать предметы для рисования (краски, карандаши, лист бумаги).
7. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого.
8. Формировать умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и рисовать круги на ограниченном пространстве, закрашивать готовые изображения, не выходя за контур.
Учебно-тематический план
Месяц Тема | Задачи | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь Игрушки | Развивать чувствительность пальцев, ознакомить со способами обследования предметов разной формы (круглой, квадратной). Учить распознавать и выбирать такой же по величине предмет (большой - маленький). Формировать умения координировать движения пальцев правой и левой руки, загибать пальцы в порядке очерёдности. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис. | 1 |
Октябрь Посуда | Формировать представления о цвете. Формировать умение наносить штрихи и проводить длинные волнистые линии. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Ноябрь Овощи | Учить выполнять движения кистями рук по подражанию с использованием соответствующих стихотворных текстов. Вырабатывать умение раскатывать кусочек пластилина между ладонями. Учить ритмично рисовать маленькие круги на ограниченном пространстве. Расширять словарь по теме. | 1 |
Декабрь Зимушка-зима | Развивать умение узнавать на ощупь гладкую и шершавую поверхности. Учить соотносить свои движения с речевым сопровождением взрослых. Формировать навык ритмичного нанесения точек по всему листу. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Январь Домашние птицы
| Вырабатывать умение ощупывать предмет одновременно пальцами обеих рук, обогащать сенсорный опыт. Учить выполнять движения кистями рук и пальцами по подражанию, познакомить с большим пальцем, учить показывать его при назывании. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 2-4 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. | 1 |
Февраль Домашние животные | Формировать координацию движений указательного и среднего пальцев, вырабатывать умение выполнять движения в режиме, заданном стихами. Развивать умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальцы обеих рук; совершенствовать умение ориентироваться в своем теле. Продолжать учить детей ритмично наносить точки, мазки, закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Март Мамин праздник | Учить выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш (катание ребристого карандаша между ладонями, по столу, вначале отдельно каждой рукой, а потом двумя руками одновременно). Закреплять умение выполнять движения кистями рук по подражанию. Учить захватывать мелкие предметы щепотью и раскладывать их в емкости. Развивать конструктивный праксис, учить различать и называть основные цвета. Совершенствовать умения проводить прямые, горизонтальные и вертикальные линии, ритмично наносить точки и мазки. Развивать речь. | 1 |
Апрель Дикие животные | Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной фактуры, но разной величины на ощупь. Закреплять умение разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. Учить выполнять движения пальцами обеих рук одновременно вначале по подражанию, а потом по словесной инструкции (игры с речевым сопровождением), закреплять названия указательного и большого пальцев. Совершенствовать умения проводить прямые линии и закрашивать готовые изображения. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Май Лето. Цветы. | Продолжать учить детей выполнять движения кистями и пальцами рук, используя карандаш, по подражанию (катание ребристого карандаша между ладонями и подушечками пальцев). Обучать составлению узоров и фигур из мелких предметов (спички, палочки, геометрические фигуры и т. д.). Продолжать формировать специфические навыки в действиях рук - захват щепотью мелких предметов. Формировать умение выполнять задания с мелкими предметами по показу взрослого, проводить округлые и прямые линии, закрашивать готовые изображения. | 1 |
Всего: | Количество занятий в год | 9 |
План работы над проектом «Внедрение в работу ДОО игровых технологий по развитию сенсомоторных способностей детей с целью повышения уровня речевой активности»
II младшая группа (3-4,5 года)
Основные задачи обучения:
1. Формировать специфические навыки в действиях рук (захват предметов (или сыпучих материалов) указательным типом хватания), графические навыки.
2. Продолжать развивать зрительно-двигательную координацию, формировать навык правильной посадки за столом при выполнении графических упражнений.
3. Формировать умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
4. Воспитывать оценочное отношение к результату графических заданий и упражнений.
5. Учить выполнять действия кистями и пальцами рук по образцу и речевой инструкции.
Учебно-тематический план
Месяц Тема | Задачи | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь Игрушки | Формировать умение поочередно загибать пальцы правой и левой руки в соответствии с текстом потешки, ориентироваться на листе бумаги (вверху - внизу). Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу. Развивать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Восстановить навык изображения прямых линий на ограниченной поверхности. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Октябрь Овощи и фрукты | Учить по очереди загибать и разгибать пальцы, начиная с большого, на одной или обеих руках. Формировать умение определять на ощупь предмет, развивать чувствительность пальцев рук. Формировать умение выполнять задание по образцу, ориентироваться на плоскости и определять место нахождения предметов. Закреплять навык изображения кругов по пунктирным линиям, соотносить предметы по цвету. | 1 |
Ноябрь Лес. Грибы и лесные ягоды
| Учить попеременно соединять все пальцы с большим в соответствие с текстом. Учить выкладывать «дорожки» из мелких предметов по подражанию действиям взрослого, а затем по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Продолжать учить брать мелкие предметы щепотью, учитывая их форму и размер. Совершенствовать навык изображения кругов. Развивать творческое воображение (видеть за изображением кругов реальные объекты). Расширять словарь по теме. | 1 |
Декабрь Зима. Зимние забавы | Развивать тактильные ощущения, умение определять шершавую и гладкую поверхности без зрительного контроля. Учить выкладывать из мозаики дорожку, используя захват щепотью, чередуя мозаику по цвету, ориентируясь на образец, рисовать круги различной величины по пунктирной линии. Совершенствование движений кисти и пальцев рук. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Новогодний праздник | Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь, зрительное внимание, умение соотносить предметы разной величины. Продолжать учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением, изображать прямые и кривые линии. Развивать конструктивный праксис, зрительное внимание. Совершенствовать навык рисования кругов по пунктирной линии, закрашивания предмета, не выходя за контур. Расширять словарь по теме. | 1 |
Январь Домашние птицы | Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию. Развивать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (из 4-6 частей) с горизонтальными и вертикальными разрезами. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. | 1 |
Февраль Домашние дивотные
| Учить нанизывать крупные бусины на шнурок по образцу, используя захват предметов указательным типом хватания, слушать и запоминать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенствовать навык изображения прямых и волнистых линий. Закреплять умение закрашивать готовые изображения, не выходя за контур рисунка. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Март Дом. Семья. | Учить катать пальцами ребристый карандаш по столу одновременно двумя руками (по подражанию), составлять орнамент по образцу. Развивать точную координацию движений пальцев рук с речевым сопровождением (по подражанию). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Закрепить навык изображения прямых линий самостоятельно, обращая внимание на непрерывность проведения линии. Расширять активный и пассивный словарь по теме. | 1 |
Мамин день | Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого. Продолжать учить брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время, затем сортировать, учитывая размер и цвет. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Апрель Дикие животные | Учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением (по подражанию), захватывать сыпучие материалы указательным типом хватания. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру рук, умение работать обеими руками с одинаковой силой. Совершенствовать навык изображения волнистых линий. Обогащать словарь по теме. | 1 |
Май Скоро лето | Продолжать учить выполнять действия руками и пальцами по подражанию, образцу и слову, выкладывать из мозаики простые предметы по образцу. Формировать навык ритмичных движений и их переключаемость. Развивать зрительно-двигательную координацию. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. | 1 |
Всего: | Количество занятий в год | 11 |
План работы над проектом «Внедрение в работу ДОО игровых технологий по развитию сенсомоторных способностей детей с целью повышения уровня речевой активности»
средняя группа (4,5-5,5 лет)
Основные задачи обучения:
Учить застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки.
Учить составлять из частей целый предмет (пристегивать части тела животных, элементы предметов к основной части: к середине цветка - лепестки, к веточкам - листья и т. д.).
Развивать мелкую моторику пальцев в различной деятельности: размазывать пальцами пластилин по дощечке, картону; проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; обводить по контуру простые предметы; проводить линию, не отрывая карандаша от бумаги (сначала пальцем, а затем карандашом).
Формировать умения выполнять шнуровку сверху вниз без перекрещивания шнурка («дождик», «дорожка» и т. д.) сначала в два отверстия, а затем увеличивать их число (действия по подражанию, по образцу).
Развивать индивидуальные предпочтения при выборе цвета при раскрашивании контурных сюжетных рисунков цветными карандашами.
Учебно-тематический план
Месяц Тема | Задачи | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь Детский сад | Формировать умение попеременно касаться всеми пальцами большого, согласовывая действия со словами. Развивать умение определять на ощупь предметы по плоскостным трафаретам. Продолжать учить проводить непрерывные линии, не отрывая карандаша от бумаги, между двумя линиями по дорожке. Развивать умение закрашивать готовое изображение, не выходя за контур. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Октябрь Осень. Осенние признаки | Учить выполнять игры с пальцами по подражанию и речевой инструкции, проводить короткие линии под наклоном по образцу, следить за движением руки сверху вниз, закрашивать предмет в пределах контура. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук в манипуляциях с различными предметами. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Обогащать словарный запас. | 1 |
Одежда. Обувь. | Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Формировать слаженные действия обеих рук. Продолжать развивать навык застегивания крупных пуговиц. Закреплять навык работы с разрезными картинками (фигурный разрез). Учить выполнять шнуровку слева направо без перекрещивания шнурка. Расширять словарь по теме. | 1 |
Ноябрь. Лес. Грибы и ягоды. | Продолжать учить загибать пальцы по одному, начиная с мизинца, в игре с речевым сопровождением по подражанию и речевой инструкции, штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. Формировать подвижность и гибкость пальцев и кистей рук через самомассаж подушечек пальцев. Закреплять навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Учить обводить по трафарету предметы, закрашивать их, не выходя за контур. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Посуда. | Продолжать развивать согласованные действия обеих рук, дифференцированные движения пальцев в соответствии с текстом, конструктивный праксис, зрительное внимание, импрессивную и экспрессивную речь. Совершенствовать умение брать мелкие предметы указательным типом хватания и удерживать их некоторое время. Формировать навык подбора геометрических фигур и выкладывания их в соответствии с образцом. Продолжать учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы. Закрепить навык закрашивания готовых изображений, нанося свободными, размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением слева направо. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Декабрь Зима. Зимние забавы | Учить показывать по просьбе взрослого и называть все пальцы на обеих руках, составлять из частей целый предмет; различать форму предмета, изображать круги по образцу различной величины; раскрашивать предметы цветными карандашами, не выходя за контур. Совершенствовать представления о левой и правой стороне листа. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Дикие животные зимой | Учить выполнять движения указательным и средним пальцами на каждый ударный слог стиха. Формировать умение выкладывать мелкие предметы на подготовленную поверхность с размазанным пластилином. Учить застегивать кнопки, пуговицы, крючки различной величины. Совершенствовать навык правильно держать карандаш, проводить прямые горизонтальные линии по середине дорожки слева направо, не отрывая карандаша от листа бумаги. Расширять словарь по теме. | 1 |
Январь Мебель. Части мебели.
| Учить выкладывать из палочек предметы мебели по образцу. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе, согласовывать движения с речью. Совершенствовать навык изображения прямых горизонтальных и вертикальных линий на ограниченном пространстве, не отрывая карандаша от бумаги. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь детей. | 1 |
Февраль Транспорт. Профессии на транспорте | Продолжать развивать сосредоточенность, двигательную активность пальцев рук. Учить потягивать сцепленные одноименные пальцы в противоположные стороны в соответствии с текстом, обводить по контуру простые предметы и раскрашивать их в пределах контура. Закреплять умение составлять из частей целый предмет. Активизировать словарь по теме | 1 |
Наша Армия. | Учить поочередно разжимать пальцы из кулака на обеих руках одновременно, начиная с больших. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, перебирая мелкие предметы, конструктивный праксис, зрительно-двигательную координацию. Развивать навык закрашивать готовые формы, не выходя за контур. | 1 |
Март Женский день. | Продолжать развивать сгибательные и разгибательные мышцы пальцев и кистей рук, их гибкость, умение захватывать кулаком (фольгу, бумагу). Совершенствовать навык захвата мелких предметов указательным типом хватания. Учить составлять из частей целый предмет, обводить по контуру предметы, проводить волнистые линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Формировать навык изображения волнистых линий по пунктиру. Расширять активный и пассивный словарь по теме. | 1 |
Весна в природе | Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с одного действия на другое. Формировать умение выкладывать из ниток различные предметы по образцу. Совершенствовать навык выполнения шнуровки слева направо без перекрещивания шнурка. Формировать понятия: «справа», «слева», «в центре», «вверху», «внизу». Активизировать словарь по теме. | 1 |
Апрель Труд людей весной. | Совершенствовать умение выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением по подражанию и речевой инструкции. Учить выкладывать из палочек предметные изображения, захватывать их указательным типом хватания, проводить непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб. Обогащать словарь по теме. | 1 |
Возвращение птиц. | Продолжать развивать тонко координированные движения кистей рук через пальчиковые игры с речевым сопровождением, поочередно соединяя все пальцы с большим на каждый слог. Учить штриховать в одном направлении сверху вниз простые предметы, не отрывая карандаша от бумаги. Продолжать развивать умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы. Развивать слуховое внимание, чувство ритма. | 1 |
Май Насекомые. | Продолжать формировать навык ритмичных движений и их переключаемость. Учить выкладывать из мелких предметов изображения на плоскости. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру, регулируя силу нажима на карандаш. Закрепить умение раскрашивать контурные сюжетные рисунки цветными карандашами, не выходя за контур. Развивать зрительно-двигательную координацию. Активизировать пассивный и активный словарь по теме. | 1 |
Всего: | Количество занятий в год | 15 |
План работы над проектом «Внедрение в работу ДОО игровых технологий по развитию сенсомоторных способностей детей с целью повышения уровня речевой активности»
Старшая-подготовительная группа (5,5-7,5 лет)
Основные задачи обучения:
Продолжать формировать умения пользоваться всеми видами застегивания и расстегивания (пуговицы, кнопки, крючки, шнуровка).
Продолжать учить штриховать сначала сверху вниз простые предметы (яблоко, груша, воздушный шар и т. д.), а затем и в разном направлении (слева-направо, вверх-вниз).
Закреплять умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между волнистыми линиями от 2,5 до 1,5 см).
Учить ориентироваться на листе бумаги, правильно располагать графические изображения на листе бумаги, ориентируясь на заданные линии; в тетради в клетку обводить клетки, считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии.
Развивать умение выполнять графические задания в коллективе сверстников, уметь начинать работать вместе с другими и заканчивать работу, ориентируясь на других.
Воспитывать оценочное отношение к своим графическим работам и работам своих сверстников, сравнивая их с образцом.
Учебно-тематический план
Месяц Тема | Задачи | Кол-во часов в неделю |
Сентябрь Детский сад. Игрушки | Упражнять в удерживании определенной позы пальцев рук, переключении поз. Продолжать развивать умение подражать действиям педагога, понимать его словесные установки. Развивать тактильные ощущения, определяя на ощупь предмет и материал, из которого он сделан. Совершенствовать зрительное внимание, конструктивный праксис в работе с разрезными картинками. Закреплять умение пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания. Учить обводить по трафарету несложные предметы и закрашивать их, не отрывая карандаша от бумаги. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Октябрь. Огород. Овощи. | Развивать двигательную активность и гибкость сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, согласованных действий обеими руками. Продолжать учить выкладывать из палочек различные предметы (по образцу, по словесной инструкции, по замыслу), выполнять штриховку отдельных предметов прямыми линиями в одном направлении. Формировать пространственно-образное мышление и творческую фантазию детей. Обогащать словарный запас. | 1 |
Сад. Фрукты. | Развивать тактильные ощущения через ощупывание и распознавание предметов. Учить соединять подушечки пальцев, начиная с мизинцев, по одной паре на каждую стихотворную строчку. Учить проводить линию и обводить по пунктиру предметы, последовательно соединяя точки, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. Продолжать отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки, ловкость во владении карандашом. Развивать зрительное восприятие, пространственное воображение, устойчивое внимание. Развивать навык работы с трафаретом. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Ноябрь. Деревья осенью. | Продолжать координировать движения рук, поочередно загибая пальцы на обеих руках. Развивать концентрацию и переключение произвольного зрительного внимания. Упражнять в умении удерживать пальцы рук в определенной позе. Учигь выкладывать изображения отдельных предметов из веревочек по образцу. Совершенствовать навык изображения прямых, волнистых, спиральных вертикальных линий по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять словарь по теме. | 1 |
Домашние животные и их детеныши | Развивать подвижность и гибкость мышц пальцев и кистей рук, импрессивную и экспрессивную речь. Учить выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением. Закреплять умение выполнять штриховку без лишнего нажима на карандаш и только в заданном направлении, соблюдая одинаковые расстояния между линиями; не выходить за контуры рисунка. | 1 |
Декабрь Зима. Признаки зимы | Продолжать учить выкладывать из геометрических фигур и палочек различные предметы по образцу, словесной инструкции, по замыслу, проводить волнистую линию, не выходя за пределы дорожки и не отрывая карандаша от бумаги. Развивать гибкость пальцев и кистей рук, умение распределять пальцы обеих рук на предмете, одновременно и согласованно действовать ими. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Новогодний праздник | Продолжать развивать двигательную активность пальцев и кистей рук, умение действовать обеими руками согласованно. Закреплять умение загибать по одному пальцу на правой, а затем на левой руке. Учить обводить нарисованные предметы по контуру, не отрывая карандаша от бумаги. Расширять словарь по теме. | 1 |
Январь Дикие животные наших лесов | Учить выкладывать из геометрических фигур пространственно-организованные предметы по образцу, словесной инструкции, но замыслу, проводить чередование вертикальных и горизонтальных линий в тетради. Формировать умение распределять пальцы на предмете и нагрузку на мышцы пальцев, координировать движения рук. Активизировать познавательные процессы, расширять словарь. | 1 |
Февраль Животные жарких стран | Развивать подвижность кистей рук, скорость и синхронность их движений. Учить поочередно загибать пальцы, начиная с большого, под речевое сопровождение, слушать и запоминать речевую инструкцию, регулировать нажим на карандаш. Развивать подражательную способность, умение сохранять положение пальцев на некоторое время. Совершенствовать навык изображения чередующихся вертикальных и горизонтальных линий в тетради. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Животный мир морей и океанов | Развивать точную координацию движений кистей рук с речевым сопровождением. Продолжать учить выкладывать мелкие предметы на пластилин и обводить нарисованные предметы по контуру, штриховать прямыми линиями в разном направлении. Формировать зрительно-пространственное восприятие. Воспитывать внимание, аккуратность и способность доводить начатое дело до конца. | 1 |
Март Ранняя весна. Весенние месяцы. | Продолжать учить загибать по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого пальца, изображать спиральную линию по пунктиру от стрелки, показывающей направление обводки. Развивать точную координацию движений кистей рук с речевым сопровождением по подражанию, по словесной инструкции. Совершенствовать навык захвата сыпучих материалов указательным типом хватания. Закреплять умение проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями, повторяя изгибы по заданному образцу; раскрашивать предмет в пределах контура. Расширять активный и пассивный словарь по теме. | 1 |
Профессии. | Закреплять умение загибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с большого пальца. Продолжать развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Учить работать с бумагой в технике оригами. Совершенствовать навык захвата сыпучих материалов указательным типом хватания. Учить дорисовывать половину предмета в целях получения целостного изображения. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Апрель Человек. Части тела. | Закреплять умение пользоваться всеми видами и приемами застегивания и расстегивания пуговиц, кнопок, крючков. Формировать умение выполнять определенные движения кистями рук, переключаясь с одного действия на другое с речевым сопровождением. Учить дорисовывать половину предмета в целях получения целостного предметного изображения. Развивать речь по теме. | 1 |
Знакомство с творчеством С. В. Михалкова | Продолжать учить продевать, перекрещивать, завязывать шнурок по образцу и самостоятельно, ориентироваться в тетради в клетку, обводить и считать их, проводить горизонтальные и вертикальные линии. Закрепить навык рисования волнистых линий по пунктиру. Развивать точную координацию, мелкую мускулатуру пальцев рук. Обогащать словарь по теме. | 1 |
Май Скоро в школу! Школьные принадлежности. | Продолжать учить продевать, перекрещивать, завязывать шнурок по образцу и самостоятельно, обводить предметы по пунктирным линиям плавными непрерывными движениями, выполнять штриховку в разном направлении. Развивать чувствительность пальцев рук, определяя предметы на ощупь. Закрепить навык выполнения движения кистями и пальцами рук, используя ребристый карандаш. Активизировать словарь по теме. | 1 |
Всего: | Количество занятий в год | 15 |
Список литературы:
- Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
- Азовцева Н.В., Родованская М.Е., Рузина М.С. «Пальчиковый игротренинг»// Начальная школа, 1999. №8, с. 11 – 15.
- Аксенова М. «Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи». // Дошкольное воспитание, 1990, №8, с.62-65.
- Бабаева Т.И. «Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду». – Л., 1990.
- Белкина В.Н., Васильева Н.Н. «Дошкольник: Обучение и развитие. Воспитателям и родителям». / Ярославль «Академия развития», «Академия К», 1998 г.
- Белая А.Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов» / А.Е. Белая, В.И. Мирясова – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46.
- Бочкарёва О.И. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Младшая группа». / Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
- Выготский Л. С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте». / Л.С. Выготский - М.: «Педагогика», 1986. – 533 с.
- Дружинин В. Н. «Психология общих способностей». – М., 1995.
- Козырева Л.М. «Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет». / Екатеринбург: «У-Фактория», 2005 г.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» / Сага, 2002 г.
- Косинова Е. «Гимнастика для пальчиков». / М: «Омега – Пресс», 2002 г.
- Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье. / Пособие для родителей и воспитателей». / М: «Мозаика – Синтез», 2008 г.
- «Методы обследования речи детей». / Под. общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М., – 2004.
- Рузина М.С. «Страна пальчиковых игр». – С.-Пб., 2000 г..
- Савина Л.П. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. / Пособие для родителей и педагогов». / М: ООО «Издательство АСТ», 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»
Опыт работы. «Использование здоровьесберегающих технологий для развития музыкальных способностей детей в детском саду»Зубцова Людмила КонстантиновнаМБДОУ «Тевризский детск...
Применение игровых технологий в развитии творческих способностей детей в группе раннего возраста
В данной статье рассматривается возможность применения игровых технологий в развитии творческих способностей на занятиях в группе раннего возраста....
Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
Наши дети должны быть лучше нас, счастливее, мудрее. И если не позаботиться об этом сегодня, завтра может быть поздно. Поэтому одной из важнейших задач дошкольного воспитания является развитие личност...
Мастер-класс для родителей на тему: «Использование игровых технологий для развития сенсорных способностей детей 2-3 лет».
Знакомство родителей с логическими блоками З. Дьенеша, палочками Кюизенера, играми Б.П. Никитина и использованием их, как игрового материала в домашних условиях....
Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)
выступление с опытом работы на МО педагогов...
Мастер-класс для родителей 2 младшей группы «Использование игровых технологий для развития сенсорных способностей детей 3-4лет»
Цель: Знакомство родителей с логическими блоками З. Дьенеша, палочками Кюизенера, играми Б.П. Никитина и использованием их, как игрового материала в домашних условиях....