«Техника выполнения логопедического массажа педагогом на логопункте в дошкольном учреждении по методике Е.Ф. Архиповой»
методическая разработка по логопедии

Ирина Николаевна Мельникова

 Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Но так как мы рассматриваем технику выполнения логопедического массажа на логопункте по методике Е.Ф. Архиповой, ее направлением были дизартрические расстройства, число которых так часто всё в большей процентной степени диагностируются  в дошкольных учреждениях. Приблизительно 40%  от всего числа воспитанников в обычных дошкольных учреждениях приходятся с дизартрическими расстройствами.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие отмечают, что для детей с дизартрией характерны:

♦ Фонетические нарушения.

♦ Фонематические нарушения.

♦ Нарушение просодики.

♦ Нарушение лексико-грамматического компонента языка.

♦ Расстройство общей моторики.

♦ Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

♦ Расстройство артикуляционной моторики.

♦ Нарушение слоговой структуры слова.

 

Е.Ф. Архипова (1989) предложила логопедический массаж при дизартрии, направленный на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста.

 

Структура дефекта при стёртой дизартрии/ дизартрии.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены звуков в сложных по слоговой структуре и др.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Е.Ф. Архипова выделяет 4 степени дизартрии:

Лёгкая (стертая дизартрия) – МДР

Средняя – речь понятна, но выражено нарушение звуков и просодики.

Выраженная – когда речь понятна только матери.

Тяжелая – анартрия – отсутствие членораздельной речи.

 Е.Ф. Архипова дает характеристику форм дизартрии по этиопатогенетической классификации. Выделяет:

  1. Бульбарную форму дизартрии. Наиболее тяжёлая форма.
  2. Псевдобульбарная.
  3. Мозжечковая.
  4. Подкорковая или «экстрапирамидная».
  5. Корковая. Делит на эфферентную и афферентную

 

 

СЛАЙД  3 Патологические симптомы при дизартрии.

  • При движении языком отмечается слабость мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удерживания языка наверху.
  • Тремор кончика языка – гиперкинезы.
  • У части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания.
  • У многих детей отмечается быстрое утомление, повышение саливации.
  • При обследовании мимической и язычной мускулатуры выявляется гипертонус или гипотонус мышц.

 

Особенности артикуляционного аппарата

У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции – гипертонус.

Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции – гипотонус.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии.

Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение.

Звукопроизношение

При обследовании звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звуков.

Просодика

Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен.

По общему  речевому развитию.

Детей с дизартрией условно распределяет на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики.

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН). Встречаются единичные лексико-грамматические ошибки.

Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы (насильственные непроизвольные движения), синкинезии (содружественные движения), девиация (отклонение от средней линии) и др.;

– стимуляция положительных кинестезии (ощущение своих движений);

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

– увеличение силы мышечных сокращений;

– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx46.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад № 11 (МДОАУ д/с № 11) города Зеи

Методическая разработка по самообразованию

тема: «Техника выполнения логопедического массажа педагогом на логопункте в дошкольном учреждении по методике Е.Ф. Архиповой»

Подготовила

учитель-логопед: Мельникова И.Н.

СЛАЙД 1 Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику.

СЛАЙД 2 Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Но так как мы рассматриваем технику выполнения логопедического массажа на логопункте по методике Е.Ф. Архиповой, ее направлением были дизартрические расстройства, число которых так часто всё в большей процентной степени диагностируются  в дошкольных учреждениях. Приблизительно 40%  от всего числа воспитанников в обычных дошкольных учреждениях приходятся с дизартрическими расстройствами.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие отмечают, что для детей с дизартрией характерны:

♦ Фонетические нарушения.

♦ Фонематические нарушения.

♦ Нарушение просодики.

♦ Нарушение лексико-грамматического компонента языка.

♦ Расстройство общей моторики.

♦ Расстройство мелкой моторики пальцев рук.

♦ Расстройство артикуляционной моторики.

♦ Нарушение слоговой структуры слова.

Е.Ф. Архипова (1989) предложила логопедический массаж при дизартрии, направленный на нормализацию тонуса мышц артикуляционного аппарата детей дошкольного возраста.

Структура дефекта при стёртой дизартрии/ дизартрии.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажения, замены звуков в сложных по слоговой структуре и др.

Стертая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Е.Ф. Архипова выделяет 4 степени дизартрии:

Лёгкая (стертая дизартрия) – МДР

Средняя – речь понятна, но выражено нарушение звуков и просодики.

Выраженная – когда речь понятна только матери.

Тяжелая – анартрия – отсутствие членораздельной речи.

 Е.Ф. Архипова дает характеристику форм дизартрии по этиопатогенетической классификации. Выделяет:

  1. Бульбарную форму дизартрии. Наиболее тяжёлая форма.
  2. Псевдобульбарная.
  3. Мозжечковая.
  4. Подкорковая или «экстрапирамидная».
  5. Корковая. Делит на эфферентную и афферентную

СЛАЙД  3 Патологические симптомы при дизартрии.

  • При движении языком отмечается слабость мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удерживания языка наверху.
  • Тремор кончика языка – гиперкинезы.
  • У части детей - замедление темпа движений при повторном выполнении задания.
  • У многих детей отмечается быстрое утомление, повышение саливации.
  • При обследовании мимической и язычной мускулатуры выявляется гипертонус или гипотонус мышц.

Особенности артикуляционного аппарата

У детей с дизартрией выявляются следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате.

Спастичность (напряженность) мышц органов артикуляции – гипертонус.

Паретичностъ (вялость) мышц органов артикуляции – гипотонус.

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания.

Апраксия проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции.

Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии.

Гиперсаливация, т.е. повышенное слюноотделение.

Звукопроизношение

При обследовании звукопроизношения выявляются смешения, искажения звуков, замена и отсутствие звуков.

Просодика

Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр голоса, иногда появляется назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен.

По общему  речевому развитию.

Детей с дизартрией условно распределяет на три группы.

Первая группа. Дети, у которых имеется нарушение звукопроизношения и просодики.

Вторая группа. Это дети, у которых нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи сочетается с незаконченным процессом формирования фонематического слуха (ФФН). Встречаются единичные лексико-грамматические ошибки.

Третья группа. Это дети, у которых стойкое полиморфное нарушение звукопроизношения и недостаток просодической стороны речи сочетается с недоразвитием фонематического слуха.

СЛАЙД 4 АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ АРХИПОВОЙ 

1. Массаж языка проводится при положении его в полости рта.

2. Создаются положительные кинестезии в том месте и положении языка, откуда будут формироваться артикуляционные уклады для звуков

3. Каждые 3-4 массажных движений завершаются инструкцией, направленной на преодоление гиперсаливации.

Шаги инструкции:

1. Пальцы логопеда на подбородке ребенка.

2. Инструкция – открой рот. Логопед нажимает на подбородок сверху .

3. Проводятся массажные движения по языку с помощью зондов.

4. Инструкция – закрой рот. Логопед нажимает на подбородок снизу.

5. Инструкция – проглоти слюну.

6. Логопед дожидается толчка мышцы при глотании слюны.

Целью логопедического массажа при устранении дизартрии является устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата. Основными задачами логопедического массажа при коррекции произносительной стороны речи при дизартрии является:

– нормализация мышечного тонуса, преодоление СЛАЙД 5, гипо-гипертонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре СЛАЙД 6;

– устранение патологической симптоматики такой, как гиперкинезы (насильственные непроизвольные движения), синкинезии (содружественные движения), девиация (отклонение от средней линии) и др.;

– стимуляция положительных кинестезии (ощущение своих движений);

– улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);

– увеличение силы мышечных сокращений;

– активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.

Противопоказания к проведению массажа СЛАЙД 7.

•наличие гнойничковых и грибковых заболеваний кожи у логопеда или ребенка;

•гематомы на массируемом участке;

•болезни крови и капилляров;

•тромбозы сосудов;

•острая крапивница,

•отек Квинкев анамнезе;

•онкологические заболевания;

•инфицированные раны;

•фурункулез; герпес, диатез, коньюктивит,

•ОРЗ; стоматит,

•гиперчувствительность у ребенка.

•Если ребенок  перенес ангину,  то массаж делают  после полного выздоровления через не менее 10 дней.

•С осторожностью при судорожной готовности.

Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный логопедический массаж. Архипова предлагает следующие  массажные приемы воздействия на кожные покровы СЛАЙД 8. Поглаживание, растирание, разминание, пощипывания, вибрация и д.р.

СЛАЙД 9. Для выполнения логопедического массажа необходимо оборудование: 

•Влажные салфетки

•Ватные диски

•Крем «ЛЮКС» фабрики Свободы

•Зонды  или  зондозаменители

•Ободки или  эластичные повязки для волос

•Перчатки и/или  напалечники

•Стерильные салфетки

•Смягчающий крем для губ и т.п.

•Для зондов – стерилизатор.

СЛАЙД 10. Схема массажных движений при гипертонусе. Движения зондом  по языку от кончика к спинке. Точка на кончике языка в самом начале движения.

Массаж при гипертонусе начинается с самомассажа. СЛАЙД 11.

  1. Перед массажем ребенку предлагается самостоятельно поднять и отвести назад плечи, а потом «бросить» плечи вниз.
  2. Предлагают самостоятельно дотянуться левым ухом к левому плечу, а правым ухом к правому плечу.
  3. «Опустить или бросить» самостоятельно голову на грудь, а потом посмотреть на потолок.
  4. Повернуть самостоятельно голову налево, а потом повернуть направо.

Нельзя помогать ребенку делать эти движения.

Только речевая инструкция! Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

 

СЛАЙД 12. При мышечном гипертонусе в оральной мускулатуре в первую очередь добиваются максимально общего расслабления путем помещения ребенка в рефлекс – необходимо занять удобное положение для себя. Легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, шеи, щек, губ и языка вызывают их расслабление.

  • Упр 1,2. Цель: расслабление мышц плечевого пояса и расслабление передней части шеи (гортани) и корня языка.

Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз к  плечам/поглаживающие движения гортани сверху вниз.

Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются двумя руками.

Необходимо, чтобы движения были легкими, максимально расслабляющие мышцы. Следить за ответной реакцией в других группах мышц. Массажные, движения выполняются 6—8 раз, 2—3 раза в день.

 Расслабление лицевой и губной мускулатуры.

Движения производят двумя руками, придерживаясь направления от «периферии» к «центру».

Расслабление проводится методом разглаживания:

  • Упр 3 в направлении от висков к середине лба.

Цель: приведение мышц лба в состояние релаксации.

Описание: легкое поглаживание лба от висков к центру.

Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—8 раз, 2—3 раза в день. СЛАЙД 13.

  • Упр.4 от волосистой части головы к бровям

Цель: обеспечение расслабления мышц лба.

Описание: легкое поглаживание от корней волос к линии бровей.

Методические рекомендации. Поглаживающие движения выполняются указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—8 раз, 2—3 раза в день.

  • Упр. 5,6 от мочек уха по щекам к крыльям носа

Цель: расслабление мышц, поднимающих угол рта.

Описание: легкое поглаживание/растирание щек от мочек ушей к крыльям носа.

Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. Движения повторяются 7—10 раз, 2—3 раза в день. СЛАЙД 14

  • Упр 7 поверхность щек.

Цель: расслабление щечной мышцы.

Описание: проводят вращательное поглаживающее движение по поверхности щек. Для достижения большего эффекта эти же движения можно осуществлять с внутренней стороны щек.

Методические рекомендации. Массажные движения осуществляются указательными и средними пальцами обеих рук. С внутренней стороны щек массаж осуществляется при помощи зонда «Шарик», указательного пальца,

шпателя. Все движения выполняются 6-8 раз, 2-3 раза в день.

  • Упр 8 от мочек ушей к середине подбородка.

Цель: расслабление скуловых мышц.

Описание: легкое поглаживание от мочек ушей к середине подбородка.

Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук. Движения должны быть очень легкими, выполняются 6—8 раз, 2—3 раза в день.

  • Упр 9 по верхней губе от угла рта к середине и по нижней губе от угла рта к середине.

Цель: расслабление губ и круговой мышцы рта.

Описание: легкое поглаживание губ от углов рта к центру.

Методические рекомендации. Поглаживание осуществляется указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6-10 раз, 2-3 раза в день.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение должно выполняться 4–7 раз. Массаж по времени не должен превышать 3 минут.

Расслабление губ. СЛАЙД 15

  • Упр 10 поглаживание верхней и нижней губы к центру.

Цель: расслабление губ.

Описание: легкое растирание губ от углов рта к центру.

Методические рекомендации. Растирающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Растирающие движения не должны быть очень интенсивными. Движения выполняются 3—4 раза, 1 раз в день.

  • Упр 11 поглаживание круговой мышцы рта.

Цель: максимальное расслабление круговой мышцы рта.

Описание: поглаживание круговой мышцы рта.

Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются указательными пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—8 раз, 2—3 раза в день

Каждое массажное движение выполняется 6–8 раз несколько раз в день.

Расслабление языка и коррекция его патологической формы.

СЛАЙД 16

Массаж языка   проводится при положении  его в полости рта.

Каждые  3-4 движений  по языку завершаются  инструкцией, направленной на  преодоление  гиперсаливации.

Шаги инструкции:

1. Пальцы логопеда (указательный и большой) на подбородке ребенка

2.Инструкция –«открой рот».  Логопед нажимает на подбородок сверху либо указательным либо большим пальцем

3.Проводятся массажные движения по языку  с помощью                                                                      зонда, зондозаменителяили деревянного шпателя.

4.Инструкция –«закрой  рот». Логопед нажимает                                                                                  под подбородком снизу.

5. Инструкция – «проглоти слюну».

6.Логопед   дожидается толчка мышцы под подбородком при глотании слюны.  Палец логопеда ощутит это движение.

СЛАЙД 17. Массаж рекомендовано выполнять зондами, зондозаменителями.

СЛАЙД 18. Массаж языка следует проводить после общего расслабления:

  • Упр 12 Цель: расслабление продольных мышц языка.

Описание: легкое похлопывание  от кончика языка к корню языка.

Методические рекомендации. Похлопывание осуществляетсяпри помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя.Движения выполняются 8—10 раз, 2—3 раза в день.

  • Упр 13 Цель: расслабление мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню.

Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются зондом «Шарик», указательным пальцем, шпателем. Массажные движения выполняются 6—8 раз 2—3 раза в день.

  • Упр 14 Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.

Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются при помощи указательного пальца, зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз, 2—3 раза в день. СЛАЙД 19.

  • Упр 15 Цель: расслабление корня языка.

Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.

Методические рекомендации. Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3—4 секунд 2—3 раза в день.

  • Упр 16 Цель: расслабление корня языка, подавление гиперкинезов.

Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки.

Методические рекомендации. Указательным пальцем провести легкие вибрирующие движения под подбородком в области подчелюстной ямки в течение 4—5 секунд.

СЛАЙД 20. Гиперкинезы

Е.Ф. Архипова выделяет три степени гиперкинезов:

1 степень – тремор кончика языка иногда в сочетании с цианозом;

2 степень – волнообразные сокращения мышц языка в продольном или горизонтальном направлении;

3 степень – подергивания языка в переднем направлении.

Гиперкинезы при  ДР проявляются в виде  дрожания, то есть тремора языка и голосовых складок.

Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках.

Е.Ф. Архипова предлагает пробу для выявления гиперкинезов при ДР:

Инструкция:

Улыбнись и покажи зубы.

Открой рот, но так, чтобы зубы были видны.

Положи язык на нижнюю губу – зубы видны.

Не  трогай язык зубами.

Подержи язык на губе под счет до 5.

При ДР язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкий цианоз. В некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не удерживает язык на нижней губе.

Гиперкинезы языка  сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

При гиперкинезах языка проводится точечный массаж, СЛАЙД 21. направленный на расслабление мышц языка.

Е.Ф. Архипова  рекомендует СЛАЙД 22.

Комплекс  логопедического массажа проводить 2—3 раза в день за 1 час до еды и спустя 2,5 часа после еды.

Комната, где будет проводиться массаж, должна быть хорошо проветрена.

Свет должен быть неярким.

Проводить массаж в сопровождении  тихой классической музыки.

Перед проведением массажа ребенка необходимо посадить или уложить в удобную позу.

Желательно в процессе  3х минутного  массажа с ребенком  не разговаривать, не комментировать.

Массаж должен проводиться очень осторожно.

Логопед должен следить за ответной реакцией в других группах мышц.

Необходимо сначала расслабить руки  и шею СЛАЙД 23.

Ребенок выполняет самомассаж.

СЛАЙД 24. Упр 1.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении мышц шеи и плечевого пояса.

Описание: производят круговыми движениями поглаживания шеи сзади и с боков сверху вниз.

Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются двумя руками. Движения выполняются 6—10 раз, 2—3 раза в день. Массажные движения должны быть очень легкими.

Упр 2.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении мышц  передней части шеи (гортани) и корня языка.

Описание: производятся поглаживающие движения гортани сверху вниз.

Методические рекомендации.

Поглаживающие движения выполняют первыми фалангами пальцев. Массажные движения осуществляются 6—10 раз, 2—3 раза в день.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры.

Упр 3. 

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц - лобных мышц.

Описание: производят легкое прерывистое поглаживание лба от висков к центру лба.

Методические рекомендации.

Массаж выполняется указательными, средними, безымянными пальцами обеих рук. Движения осуществляются 6—10 раз 2—3 раза в день.

СЛАЙД 25. Упр 4. 

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц -лобных мышц.

Описание: выполняется точечная вибрация мышц лба от висков к центру лба.

Методические рекомендации.

Вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев обеих рук или вибромассажером. Вибрация должна проводиться в едином быстром ритме. При появлении неприятных ощущений и быстрой сонливости массаж приостанавливается или совсем прекращается. Движения проводят 3—4 раза, 2-3 раза в день.

Упр 5. 

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц.

Описание: выполняется поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей, через глаза по всему лицу к шее.

Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются внутренней стороной ладони. Движения выполняются 8—10 раз, 2—3 раза в день. Поглаживающие движения должны быть очень легкими, успокаивающими.

Упр 6.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц -мышц окружности глаз.

Описание: выполняется поглаживание круговой мышцы глаза.

Методические рекомендации.

Поглаживание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Движения выполняются 4—6 раз, 2—3 раза в день. Движения должны быть очень осторожными, не вызывающими неприятных ощущений или повышение тонуса в других группах мышц.

СЛАЙД 26. Упр 7. 

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц -мышц, поднимающих угол рта, щечной мышцы, мышц, поднимающих верхнюю губу.

Описание: выполняются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Методические рекомендации.

Вращательные поглаживающие движения осуществляются пальцами обеих рук. Движения выполняются 6—10 раз, 2—3 раза в день.

Упр 8.

Цель: создание положительных

кинестезий  при расслаблении

щечной мышц  и мышц, поднимающих

угол рта.

Описание: легкое растирание от мочек

ушей к крыльям носа.

Методические рекомендации.

Растирающие движения проводятся. Пальцами обеих рук. Движения должны быть очень осторожными,      не вызывающие напряжения в других группах мышц. Массажные движения осуществляются 3—4 раза, 2—3 раза в день.

Упр 9.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц -расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.

Описание: легкое пощипывание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.

Методические рекомендации.

Пощипывание осуществляется указательными, средними и безымянными пальцами. Массажные движения выполняются 6—10 раз, 2—3 раза в день. Движения должны быть очень легкими.

СЛАЙД 27. Упр 10.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц. -расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта.

Описание: точечная вибрация скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.

Методические рекомендации.

Точечная вибрация осуществляется подушечками указательных пальцев или вибромассажером. Вибрация проводится в едином быстром ритме. Движения повторяются 3—4 раза, 1 раз в день.

Упр 11.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц  -расслабление круговой мышцы рта, ее периферической и внутренней части; мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.

Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.

Методические рекомендации. Поглаживающие движения осуществляются подушечкой указательного пальца. Движения осуществляются по часовой стрелке. Массажные движения выполняются 8—10 раз, 2—3 раза в день.

Упр 12. 

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  мимических мышц -расслабление мышц губ.

Описание: легкое поглаживание губ от краев к середине губ.

Методические рекомендации. Поглаживающие движения выполняются одновременно подушечками указательных пальцев обеих рук. Движения должны быть едва ощутимыми. Движения выполняются 8-10 раз, 2—3 раза в день.

СЛАЙД 28. Упр 13.

Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре, подавление гиперкинезов

Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется в точке на правой носогубной складке и в точке под углом губ слева.

Методические рекомендации. Массажные движения выполняются подушечками  пальцев не более 10 секунд.

Упр 14.

Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре.

Описание: проводится массаж в точке под углом губ слева и в точке под сосцевидным отростком за ухом справа. Эти упражнения проводятся и на противоположной стороне.

Методические рекомендации.

Массажные движения осуществляются подушечками указательных пальцев.

СЛАЙД 29.Упр 15.

Цель: снятие мышечного напряжения и подавление гиперкинезов в речевой мускулатуре ,расслабление корня языка.

Описание: легкая вибрация двумя пальцами под углами нижней челюсти.

Методические рекомендации. Указательными пальцами обеих рук выполнять с нажимом вращательные движения в точках под углами нижней челюсти в течение 3—4 секунд 2—3 раза в день.

Расслабление языка и коррекция его патологической формы.

Упр 16.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  продольных мышц языка.

Описание: легкое похлопывание кончика языка к корню языка.

Методические рекомендации. Похлопывание осуществляется при помощи  зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз, 2—3 раза в день.

Шаги инструкции:

1. Пальцы логопеда на подбородке ребенка

2.Инструкция –открой рот.  Логопеда нажимает на подбородок сверху

3.Проводятся массажные движения по языку  с помощью зондов

4.Инструкция –закрой  рот. Логопед нажимает  под подбородком снизу

5. Инструкция –проглоти слюну

6.Логопед   дожидается толчка мышцы при глотании слюны.

Упр 17.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении  поперечных мышц языка.

Описание:легкое поглаживание языка из стороны в сторону.

Методические рекомендации.

Поглаживающие движения осуществляются при помощи зонда «Шарик» или при помощи шпателя. Движения выполняются 8—10 раз, 2—3 раза в день.

СЛАЙД 30. Упр 18.

Цель:создание положительных кинестезий  при расслаблении  продольных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка от кончика  к  спинке, вибрация.

Методические рекомендации.

Поглаживающие движения    осуществляются зондом «Шарик»,  шпателем. Массажные движения выполняются 6—8 раз 2—3 раза в день.

Упр 19.

Цель:создание положительных кинестезий  при расслаблении  языка  и подавлении гиперкинезов в мышцах языка.

Описание: проводится точечный массаж языка, поочередно в трех точках.

Методические рекомендации.

Массажные движения осуществляются при помощи зонда «Игла» (с тупым концом). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд.

Упр 20.

Цель:создание положительных кинестезий  при расслаблении  языка  и подавлении гиперкинезов в мышцах языка.

Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.

Методические рекомендации.Массаж осуществляется при помощи  зонда «Грабли». Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 6—10 секунд. Движения не должны причинять ребенку дискомфорт. 

СЛАЙД 31. Упр 21.

Цель: создание положительных кинестезий  при расслаблении корня языка и  подавлении гиперкинезов.

Описание: проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки.

Методические рекомендации.

Указательным пальцем провести легкие вибрирующие движения под подбородком в области подчелюстной ямки в течение 4—5 секунд.

При выраженной вялости – гипотонусе оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны.

Укрепление лицевой мускулатуры:

• поглаживание лба от середины к вискам;

• поглаживание щек от носа к ушам;

• поглаживание от подбородка к ушам;

• разминание скуловой и щечной мышцы осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук, в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4–5 движений интенсивность движений усиливается. Движения становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывающими отрицательных реакций у ребенка.

Укрепление губной мускулатуры.

Проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ:

• от середины верхней губы к углам губ;

• от середины нижней губы к углам;

• поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа;

• пощипывание губ.

Все движения выполняются 8–10 раз, ежедневно по 2–3 раза. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которую производят ручным методом или при помощи вибратора. Вибрация – передача тканям мелких, быстрых, чередующихся колебаний движений, проводимых ритмично, оказывая глубокое воздействие на мышцы, вызывая их сильное сокращение, что придает мышцам большую упругость.

Укрепление языковой мускулатуры.

При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя:

• массируют продольные мышцы, языка, при этом шпателем поглаживают язык от его средней части – спинки – к концу языка;

• с помощью ритмического надавливания на язык укрепляются вертикальные мышцы;

• при поглаживании языка из стороны в сторону воздействуют на поперечные мышцы;

• легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5–10 секунд, способствуют активизации мышц языка.

Все эти движения выполняются 4–6 раз.

Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта.

Особенностью использования этих приемов является то, что движение повторяется 3–4 раза, подбираются они строго индивидуально и осторожно, так как неправильное выполнение может усилить гиперкинезы. Точечный массаж производится ежедневно.

Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности массаж не превышает 5 минут. Логопедический массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны – на пораженной стороне большее количество движений (10–12).

Таким образом, массаж проводится с целью ослабления патологических проявлений в мышцах артикуляционного аппарата, расширения возможностей движения речевых мышц и включения их в процесс произношения. Кроме того, для активизации мышц речевого аппарата применяют артикуляционную гимнастику.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о логопункте в дошкольном учреждении общего типа

1.               Общие положенияЛогопункт создается на основании приказа Департамента Образования Администрации г. Самары.Ло...

Консультация для педагогов «Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Что такое Адаптпция.  Основные критерии адаптации ребенка к условиям ДОУ. Условия успешной адаптации....

Консультация для педагогов "Календари природы в дошкольном учреждении: значение, виды, методика организации работы"

В данном разделе описана методика работы с календарями природы, представлены виды календарей, изготовленных собственными руками....

«Специфика работы логопункта в дошкольном учреждении общего типа».

«Специфика работы логопункта в дошкольном учреждении общего типа»....

НОД во второй младшей группе «Разноцветные мячи». Художественное творчество (техника выполнения –рисование пальчиками). Педагог Соловьева Наталья Петровна

Цель: Формировать умение рисовать пальцем круглую форму.Задачи: Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу; Формировать предст...

Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Информация для педагогов и родителей о проведении физкультурных занятий в ДОУ и соблюдении техники безопасности при проведении этих занятий....

Консультация для педагогов ДОУ "Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях"

Консультация для педагогов ДОУ "Обеспечение техники безопасности на занятиях по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях"Недостаточность внимания к созданию условий физическому воспит...