Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности восприятия
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности восприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности восприятия

        У многих детей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например, проблемы со слухом, зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.

        Дети с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».

Сенсорная чувствительность

Зрение

Дети с РАС могут переживать следующие трудности:

  • Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.
  • Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть.
  • Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.
  • Изображения могут искажаться.
  • Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.

Осязание

        Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Дети с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:

  • Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу.
  • Высокий болевой порог.
  • Возможно нанесение себе повреждений.
  • Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла), находящихся над ними.
  • Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими.
  • Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.
  • Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.
  • Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.

Вкус

        Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. Дети с РАС могут испытывать проблемы следующего рода:

  • Склонность к очень острой еде.
  • Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется пика.
  • Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона.
  • Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.

Запах

        Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:

  • Некоторые вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы (даже запах собственного тела).
  • Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.
  • Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными.
  • Могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.

Равновесие (вестибулярный аппарат)

        Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Дети с аутизмом могут испытывать следующие проблемы:

  •  Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то.
  • Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими движениями.
  • Трудно остановиться во время каких-либо действий.
  • Ребёнка легко “укачивает” в транспорте.

Методы помощи

        Вот некоторые примеры того, как можно помочь ребёнку с сенсорной дезинтеграцией. Часто даже незначительные изменения в окружающей среде могут оказать огромное влияние.

Вот три основных правила:

– Будьте внимательны: оцените окружающую обстановку и подумайте, может ли она создавать трудности людям с аутизмом. Можете ли вы что-то изменить?

– Подходите ко всему творчески: вспомните положительные моменты, связанные с сенсорным восприятием.

– Занимайтесь предварительной подготовкой: заранее рассказывайте детям с аутизмом о возможных сенсорных стимулах, которые могут им встретиться в той или иной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра

Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен.   body...

Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.

.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра....

Изучение особенностей игровой деятельности детей с расстройством аутистического спектра

Специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование речевых и коммуникативных навыков при детском аутизме является проблемой педагогического характ...

Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...

Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.

Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...

Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»

laquo;Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»...