Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности восприятия
консультация по логопедии
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности восприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_deti_s_rasstroystvom_autisticheskogo_spektra._osobennosti_vospriyatiya.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности восприятия
У многих детей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например, проблемы со слухом, зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.
Дети с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».
Сенсорная чувствительность
Зрение
Дети с РАС могут переживать следующие трудности:
- Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.
- Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть.
- Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.
- Изображения могут искажаться.
- Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.
Осязание
Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Дети с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:
- Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу.
- Высокий болевой порог.
- Возможно нанесение себе повреждений.
- Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла), находящихся над ними.
- Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими.
- Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.
- Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.
- Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.
Вкус
Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. Дети с РАС могут испытывать проблемы следующего рода:
- Склонность к очень острой еде.
- Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется пика.
- Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона.
- Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.
Запах
Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:
- Некоторые вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы (даже запах собственного тела).
- Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.
- Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными.
- Могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.
Равновесие (вестибулярный аппарат)
Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Дети с аутизмом могут испытывать следующие проблемы:
- Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то.
- Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими движениями.
- Трудно остановиться во время каких-либо действий.
- Ребёнка легко “укачивает” в транспорте.
Методы помощи
Вот некоторые примеры того, как можно помочь ребёнку с сенсорной дезинтеграцией. Часто даже незначительные изменения в окружающей среде могут оказать огромное влияние.
Вот три основных правила:
– Будьте внимательны: оцените окружающую обстановку и подумайте, может ли она создавать трудности людям с аутизмом. Можете ли вы что-то изменить?
– Подходите ко всему творчески: вспомните положительные моменты, связанные с сенсорным восприятием.
– Занимайтесь предварительной подготовкой: заранее рассказывайте детям с аутизмом о возможных сенсорных стимулах, которые могут им встретиться в той или иной ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.
Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....
Особенности логопедической помощи детям с расстройством аутистического спектра
Логопед обязательно моделирует ситуацию, в которой ребенок будет успешен. body...
Консультация для педагогов Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра.
.Характерные особенности детей с расстройством аутистического спектра....
Изучение особенностей игровой деятельности детей с расстройством аутистического спектра
Специалистами разных стран накоплен определенный опыт, позволяющий сделать вывод о том, что формирование речевых и коммуникативных навыков при детском аутизме является проблемой педагогического характ...
Особенности организации начального этапа коррекционной работы в группе детей с расстройством аутистического спектра.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, раскрываются особенности начальной коррекционной работы. Ключевые слова: ребёнок...
Дети с расстройством аутистического спектра. Особенности развития и поведения детей с аутистическим проявлениями.
Материал будет полезен родителям, работникам дошкольных образовательных учреждений, всем, кто работает с дошкольниками, особенно если есть нарушения в поведении ребёнка, задержка по линиям развития, т...
Презентация «Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»
laquo;Особенности детей с расстройствами аутистического спектра»...