Конспект логопедического занятия "Зима. Зимние забавы"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
- Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных;
- образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»;
- употребление существительных в родительном падеже;
- подбор и использование в речи родственных слов).
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
- Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
- Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
открытого логопедического занятия
по развитию лексико-грамматической стороны речи
по теме: «Зима. Зимние забавы»
Цели:
Коррекционно-образовательные цели:
- Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
- Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных;
- образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»;
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»;
- употребление существительных в родительном падеже;
- подбор и использование в речи родственных слов).
Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
- Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
- Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
Сенсорная панель, презентация, схематичная картинка «зимние забавы», фишки для выкладывания рисунка по картинке, «волшебный снежок» (вязанный блестящий мячик), бумажные снежинки.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.
Логопед. Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Запорошила дорожки, разукрасила окошки.
Радость детям подарила и на санках прокатила».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.
Логопед. - Сколько месяцев зимой? (Зимой три месяца.)
- Назовите их, пожалуйста. (Декабрь, январь, февраль.) (слайд №2)
Месяц декабрь - замерзают водоемы, почва, приходят трескучие морозы, снегом покрывается земля, дни становятся короткие и длинные, солнце занимает самое низкое положение на небосклоне.
Месяц январь – самый холодный месяц зимы
Февраль - месяц сильных вьюг и первого теплого солнца.
- Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша). (слайд № 3)
Логопед. Молодцы!
- Образование относительных прилагательных. (слайд № 3)
Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…(снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая?(морозная)
- Если метет метель, то погода какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
- Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».(слайд № 4-5)
Дидактическая игра «Что наделала зима?»
Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
(Логопед кидает «волшебный снежок», ребенок отвечает).
- Загадки (слайд № 6)
Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Логопед:
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
- Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Ребята наши язычки устали, давайте немного ими поиграем.
- Наш язычок тоже может поиграть в зимнюю игру
«Горка».
- Зацепите язычок за бугорки возле нижних передних зубов, выгнете сильно-сильно язычок, как большую крутую горку. Расслабьте язычок. Повторить 2-3 раза.
- А теперь вспомним и другие упражнения для артикуляционной гимнастики с язычком.
«Хоккей»
- В какую зимнюю игру, похожую на упражнение «футбол», мы можем поиграть зимой? (хокей)
- Дыхательные упражнения.
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
- Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
(Логопед кидает «волшебный снежок», ребенок отвечает)
- Дидактическая игра «четвёртый лишний» (слайд № 7-12)
Логопед: - Ребята посмотрите на экран. Давайте поиграем в игру «четвёртый лишний» на зимнюю тему. Вы расскажите, что лишнее и почему.
- Молодцы!
- Образование родственных слов.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».
(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют, передавая друг другу «волшебный снежок»)
- Упражнения для развития мелкой моторики
Логопед: - Ребята, а какие вы знаете зимние развлечения? (ответы детей)
- давайте с вами выложим фишками картинку, где изображены зимние развлечения.
- Молодцы.
11. Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики начиная с большого.
Мы с тобой снежок слепили – «лепят» меняя положение ладоней.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони
вместе, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз – подбросим, Подбрасывают воображаемый снежок,
смотрят вверх.
Два – поймаем, Ловят воображаемый снежок.
Три – уроним Роняют воображаемый снежок.
И…сломаем. Топают.
- Употребление глаголов с частицей не, усвоение категорий родительного падежа (слайд № 13-15).
Игра «Чего не бывает»
Логопед: Ребята, кто пишет картины?
Дети: Картины пишет художник,
Логопед: Правильно, художник, который очень любил писать зимние картины. Но как-то раз художник что-то перепутал. Давайте поможем художнику - расскажем чего не бывает зимой.
- Составление предложений по сюжетной картине, закрепление усвоения форм глаголов единственного и множественного числа. (слайд № 16-17)
Логопед: Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Они должны быть разными, непохожими друг на друга.
- Игра «найди отличия» (слайд № 18)
- Заключительная часть.
Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).
Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы "Зимние забавы"
Занятие подготовлено в видепрогулки, путешествия....
Конспект логопедического занятия «Зимние забавы»
Конспект логопедического занятия «Зимние забавы»Коррекционно-образовательные цели:1. Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.2....
конспект логопедического занятия "Зимние забавы"
Автоматизация и дифференциация звука (Р) на примере лексической темы "Зимние забавы"...
Конспект занятия Тема: « Зимние забавы. Новый год». Старшая логопедическая группа.
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме : "Зимние забавы. Новый год".Расширять и активизировать словарь по теме.Формировать грамматический строй речи.Развивать связную речь....
Конспект занятия для детей старшей логопедической группы «Зимние забавы»
Цели занятия:Коррекционно-образовательная:- учить детей называть имена прилагательные.Коррекционно-развивающие:- учить составлять простые предложения- расширять и активизировать словарь по темеК...
Конспект занятия в старшей логопедической группе "Зимние забавы"
забавы»Цель: активизация словаря по теме «Зимние забавы» у детей дошкольного возраста.Задачи:Коррекционно-образовательные:• Уточнить и расширить представление о зиме, ее примета...
Конспект логопедического занятия "Зимние забавы"
Конспект логопедического занятия на тему "Зимние забавы"...