Доклад. Представление из опыта работы «Психологическое сопровождение сенсомоторного развития и активизации речевой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка
Участвую в обмене опытом с коллегами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_opyta_raboty_-soprovozhdenie_sensomotornogo_razvitiya.docx | 20.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад. Представление из опыта работы
«Психологическое сопровождение сенсомоторного развития
и активизации речевой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
подготовил: педагог - психолог МАДОУ «Детский сад №33» г. Хабаровска
Шелковая Елена Александровна
Успешность физического, умственного, эстетического воспитания и развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько хорошо ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией, и насколько точно он может это выразить в речи. Сенсорное воспитание предполагает развитие всех видов восприятия ребенка (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Л.С. Выготский придавал решающее значение процессу восприятия ребенка для развития речи, считая, что ребенок может говорить и мыслить только воспринимая: «Развитие восприятия различной модальности создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь», а также психическое развитие и развитие интеллектуально – познавательной сферы».
В условиях нашего дошкольного учреждения возникла задача организации психолого – педагогического сопровождения процесса сенсомоторного и речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Актуальность данной проблемы заключается в необходимости своевременного и полного развития ощущения и восприятия всех модальностей, так как сенсорная сфера ребенка является базой для дальнейшего формирования основных психических функций.
В младшем и среднем дошкольном возрасте сенсомоторное и речевое развитие находится в сенситивном периоде, то есть, развивается наиболее активно и требует особого внимания со стороны педагогов.
Участие в процессе сенсорного воспитания детей младшего и среднего дошкольного возраста педагога – психолога ДОУ позволяет наиболее достоверно оценить уровень развития детей, организовать комплексную работу по развитию и коррекции речевого и сенсомоторного развития детей.
Нами была предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся сенсорного и речевого развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель проведения данной работы: представление системы работы педагога – психолога, направленной на сенсорное развитие и активизацию речевой деятельности детей дошкольного возраста, и результатов, полученных при организации коррекционно – развивающей работы с детьми.
Проблема: поиск эффективных путей сенсомоторного развития детей в условиях организации образовательно – воспитательного процесса в ДОУ
Задачи:
- Развивать тонкую общую и тонкую моторику у детей младшего и среднего дошкольного возраста.
- Способствовать приобретению детьми нового сенсорного опыта, стимуляция всех анализаторных систем.
3. Развивать игровой репертуар у дошкольников и стимулировать активизацию речевого развития.
4. Формировать навыков исследовательской деятельности.
5. Развивать интерес к окружающему миру.
ПРОЦЕСС:
- обеспечение атмосферы психоэмоционального комфорта личностно – ориентированным взаимодействием педагога – психолога с детьми в процессе усвоения материала;
- создание условий (предметно – развивающей среды) для развития тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, усвоению общепринятых эталонов;
- обеспечение условий, побуждающих дошкольников к проявлению интеллектуальной активности и самостоятельной деятельности.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Сформированность у детей навыков качественного оперирования информацией, получаемой от органов чувств.
- Усвоение сенсорных эталонов.
- Активизация речевой активности посредством сенсорного воспитания.
- Развитие сенсомоторной сферы, общей и тонкой моторики.
Временное обеспечение: четыре года (опыт работы 2 года).
ПРОДУКТ: Система работы, включающая в себя: пакет диагностических методик, перспективные планы и конспекты занятий, материал для работы с родителями, список методической литературы, картотека дидактических игр и методик.
Новизна предложенной нами системы работы заключается в использовании сенсорных модулей. Основными целями занятий с использованием сенсорных модулей на занятиях в детском саду являются расширение жизненного опыта детей, обогащение их чувственного мира, развитие сенсорных ощущений, стимулирование зрительной, слуховой, тактильной модальностей. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, сенсорные модули воспроизводит разнообразные стимулы.
Предлагаемые сенсорные модули
- универсальны;
- мобильны;
- многофункциональный.
Этапы проведения работы по психолого – педагогическому сопровождению сенсомоторного и речевого развития включают в себя несколько этапов:
- Ориентировочный;
- Диагностический;
- Формирующий;
- Заключительный.
Для достижения оптимального результата при реализации предложенной нами программы сенсомоторного и речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста была выстроена система работы, включающая в себя такие направления, как:
- Проведение психологической и педагогической диагностики уровня сенсомоторного, социального, речевого развития детей младшего и среднего возраста. Для решения задач, поставленных программой, на основе методики Прохоровой Г.А был адаптирован лист – опросник «Оценка особенностей развития ребенка младшего дошкольного возраста».
- Проведения консультаций с воспитателями групп младшего и среднего дошкольного возраста по вопросам педагогического сопровождения сенсомоторного развития детей.
- Разработка тематических занятий по вопросам сенсомоторного развития ребенка на различных этапах его развития.
- Подбор и оформление стендовой информации для родителей по актуальной теме.
- Реализация предложенной корекционно – развивающей программы. Режим, время проведения: подгрупповые занятия, один раз в неделю, продолжительность занятий – младший дошкольный возраст – до 15 минут, средний дошкольный возраст – 20 минут. Наполняемость группы – от 6 до 12 человек.
- Формирование банка методических материалов по сенсорному воспитанию, речевому развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста.
- Проведение консультаций по созданию в групповых комнатах предметно - развивающей среды, стимулирующей психофизическое развитие детей.
- Мониторинг развития основных психических процессов у детей, в том числе восприятие разной модальности на всех этапах пребывания ребенка в ДОУ.
- Индивидуальная работа по запросу включала в себя дополнительное изучение психосоциальных условий развития ребенка, при проведении индивидуальных занятий для детей с особыми образовательными потребностями. Возможно дополнительное привлечение специалистов (логопеда, невропатолога, сурдолога).
- Работа с родителями детей – участников программы предполагала проведение открытых занятий, семинаров, круглого стола по вопросам воспитания и развития детей.
Результативность работы:
- Количественные показатели;
- Качественные показатели:
- повышение уровня сенсомоторного и речевого развития у детей – участников программы;
- повышение уровня развития зрительной, слуховой памяти;
- развитие общей и тонкой моторики, формирование предпосылок для развития графомоторных функций у детей;
- расширение игрового репертуара, приобретение коммуникативных навыков;
- вовлечение в образовательный процесс в ДОУ всех его участников;
- повышение психологической грамотности воспитателей и родителей.
Считаю необходимым продолжать работу по психологическому сопровождению сенсомоторного развития и активизации речевой деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста
В течение следующего учебного года считаю необходимым расширить цели и задачи по данной проблеме вопросами развития воображения и элементов творческого мышления
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Возможности закаливания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения"
закаливание детей дошкольного возраста...
«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...
АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ИГР - ГОЛОВОЛОМОК.
В статье представлен материал из опыта работы по активизации мыслительной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста при помощи игр-головоломок....
Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви
Все игры, входящие в игровую технологию, разработанную В.В.Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...
Эффективность использования игровой технологии интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего специального ви
Все игры, входящие в игровую технологию, разработанную В.В.Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми ман...
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...
«Программа развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Программа направлена на развитие творческих способностей у старших дошкольников....
- Мне нравится (1)