Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста
проект по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста | 49.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 47 комбинированного вида
Логопедический проект на развитие речевого дыхания для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Абашева В.В.
учитель - логопед
г.Ачинск 2019 г.
Название проекта: Логопедический проект «Речевой ветерок».
Тип проекта: практико-ориентированный,
Руководитель проекта Абашева Виктория Витальевна, учитель – логопед высшей квалификационной категории.
Длительность проекта - 2 недели
Образовательная область – «Речевое развитие».
Участники проекта -
1.Дети старшей группы.
2. Учитель-логопед.
3. Педагоги.
4. Родители.
Место реализации – МДБДОУ № 47
Актуальность
Дети, посещающие редко детский сад, плохо говорят, дефекты их речи носят разнообразный характер - может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности. Цель дыхательных упражнений - увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Новизна заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.
Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания,
Задачи:
1. Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
2. Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания.
3. Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание.
4. Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи.
5. Повысить компетенцию воспитателей в данной области.
6. Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
Ожидаемый результат:
- Дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху;
- Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию.
- Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Практический результат проекта: - Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;
- Оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы;
- Систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно - развивающих мероприятий с детьми,
- Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;
- Оборудованы папки с консультациями для родителей;
- Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества
- Оформление выставки «Послушный ветерок».
- Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Этапы | Мероприятия | Сроки |
Организационный | 1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания. | Сентябрь | |
2. | Внедренческий | Работа с детьми: Работа с педагогами ДОУ: | Сентябрь |
3 | Итоговый | Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики | Сентябрь |
Тематический план реализации проекта:
Дата | Тема | Игры и упражнения |
2.09.2019 | Выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация дыхания и увеличение объема вдоха и выдоха. | «Вдох-выдох». 2-3 мин. Мы ленточки раздули. |
3.09.2019 | Статические упражнения, направленные на развитие ротового выдоха. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием наглядного материала. | Наслаждаемся запахами духов». Вдох через нос и ровный, медленный выдох через рот. |
4.09.2019 | Обучение рациональному, экономному выдоху в процессе произнесения звуков. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. | «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук «у» на одном выдохе. «Фокусники» |
5.09.2019 | Учим детей выдувать мыльные пузыри и надувать воздушные шары | 1. Беседа на тему «Хочешь быть здоров? Дыши правильно» |
6.09.2019 | Гимнастика оздоровления | «Дуем на лепесточки», «Разбудим дракончика», «Вертушки», «Подними и удержи шарик» |
9.09.2019 | Игры с водой. | «Капитаны». Цель. Чередование длительного плавного и сильного выдоха. Активизация мышц губ. |
10.09.2019 | Формирование правильного речевого дыхания в процессе речи (произнесение на одном выдохе от 2 до 4 слов и фраз, содержащих от 5 до 7 слов). | «Произнеси чистоговорки» |
11.09.2019 | Памятки и буклеты для родителей. | |
12.09.2019 | Использование изготовленного оборудования и дыхательных тренажеров самостоятельно детьми (по выбору) | |
13.09.2019 | Выставка результатов детско-родительского творчества «Послушный ветер – ветерок» (презентация изготовленного оборудования). Анкетирование родителей и отзывы о проекте. |
Вывод.
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
Литература:
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005.
- Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.
- Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание.1987.
- Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
«Формирование диафрагмального и речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с использованием компьютерной технологии»
Консультация для родителей...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста. "Мы - помощники"
Конспект занятия...
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста....
Самообразование "Развитие речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста"
План работы логопеда над развитием речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста....
Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...
Картотека игр для развития речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Вашему вниманию представлена картотека дидактических игр по развитию речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР....