Консультация для родителей "Пальчиковый игротренинг"
консультация по логопедии

Фролкина Антонина Васильевна

Пальчиковая моторика – это согласованные  движения пальцев рук, умения ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики  пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти, и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._rodit._noyabr.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для родителей:

«  Пальчиковый   игротренинг»

                               Подготовила:

                                                               Учитель-логопед Фролкина А.В.

2024

«Школа дошколят»  (пальчиковый   игротренинг)

    Пальчиковая моторика – это согласованные  движения пальцев рук, умения ребенка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики  пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти, и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

 Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют  ее развитию пристальное внимание. Ученые подтверждают, что  тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Работу по развитию пальцевой моторики следует проводить систематически 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут, а пальчиковую гимнастику в комплексе с артикуляционной в специально отведенное в течение дня время.

   Пальчиковый тренинг  должен быть разнообразным, эмоционально – приятным, неутомительным и динамичным. С большим  увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения. Эти занятия превращаются в занимательную игру:  «пальчики-музыканты», «пальчики-фокусники», пальчики-фокусники» и т.д.

Интерес и яркий эмоциональный настрой  вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, кисточками, камушками, ракушками, палочками и т.д. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.

Детям и родителям предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам – страну пальчиковых игр.

Самомассаж кистей пальцев рук

Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками»), стихами.

1.Массаж пальцев, начиная  с большого и до мизинца. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно спускаться его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики,

Станьте ловкими скорей

Пальчики-удальчики

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками

Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет,

Взад-вперед его качу,

Вправо – влево – как хочу,

Сверху – левой, снизу – правой,

Я его катаю браво.

3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывют» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках  катаю, между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

4. Массаж грецкими орехами (каштанами).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,  между пальцами катать,

Это в школе мне поможет,

Буквы ровные писать.

5. Массаж « четками». Перебирание « четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.  Считать количество бус в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Пальчиковый тренинг

«Щелчки"

Каждым  пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.

Кус – кус – бельевыми  прищепками поочередно «кусать»  ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца  к мизинцу.

 Котенок

Если кто – то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что - нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг – скок! Цап – царап!

Не уйдешь из наших лап!

«Узелки»

Перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.

«Прогулка»        

С помощью подставки под горячее блюдо «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха, делая по шагу. Можно «ходить»  средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.

«Кто идет?»        

Идет собака, кот идет,

И дождь идет и град…

Еще часы идут вперед,

Хоть на столе стоят.

На прогулку мы пойдем,

И в футбол играть начнем.

И с хорошей тренировкой,

Каждый станет сильным, ловким.

«Лыжники»

_»вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный шаг стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе, Кто помог мне в этом? (лыжи).

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится? (лыжник).

Две новые кленовые,

Подошвы двухметровые

На них подставил две ноги,

И по большим снегам беги. (лыжи).

«Волшебные превращения веревочки»

Из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать животных, цветы.

 «Музыканты»

Нажимать пальцами сначала одной руки, потом другой, потом обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок на отрабатываемый звук.

Слоги:  ша-шо-шу-ши; шка- шко- шку -шкы; аш-ош-уш-ыш; шта-што-шту-шты.

Чистоговорки:  Ша-ша- -а мама моет малыша. Шо-шо-шо – поет Маша хорошо;

Шу-шу-шу – куклу на руках ношу; Ши- ши – ши – пиши Маша не спеши.

Стихотворение Кто потерял много игрушек.

Маша шла, шла, шла и игрушки нашла:

Кошку, матрешку,, шишку, мартышку, мишку, машинку,

Пушку, зайчишку, шар, неваляшку, катушку, лягушку.

«Мой веселый мяч – прыгун»

Прокатывть мяч пальцами правой или левой руки по «Спирали», «Универсальному панно», одновременно рассказывая стихи на автоматизацию и дифференциацию звуков.

Трудно мячик мне вести

Прямо по дорожке – так и хочется ему спрятаться в ладошке.

«Фокусник»

Собрать  (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Пальчиковый игротренинг"

В консультации представлены некоторые пальчиковые игры с использованием различных предметов, способствующие развитию моторики ....

Консультация для родителей " Пальчиковый игротренинг "

ldquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всесторо...

Консультация для родителей "Пальчиковый игротренинг"

В данном материале представлен материал в помощь родителям для развития мелкой моторики у детей. Представлены виды пальчиковых игр и упражнений....

Консультация для родителей (игротренинг) "Играем вместе с детьми и развиваем речь"

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье. Обучение родителей навыкам правильной организации совместных речевых игр с ребенком....

Консультация- игротренинг для воспитателей "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В   консультации  предлагаются  игры и игровые упражнения для формирования звуковой культуры речи у детей с учетом  возрастных ососбенностей дошкольников каждой группы. Предоп...

Консультация " Использование игротренинга в развитии детей раннего возраста"

Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей детей раннего возраста...