Календарно-тематическое планирование фронтальной КРД
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических категорий речи, связной речи и обучению грамоте
Период | Кол-во занятий | Тема занятий | Активизация словаря, развитие связной речи, формирование грамматического строя | Подготовка к ОГ: развитие фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза | |
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||||
Сентябрь | 1-я нед. | Логопедическое обследование | |||
2-я нед. | |||||
3-я нед. | 1 | Игрушки Речь: речь устная и письменная | Учить образовывать существительны с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; обогащать и активизировать словарь детей по теме “Игрушки”. Учить описывать игрушку по плану/схеме; сравнивать две игрушки и составлять предложения с союзом “А”. | Знакомство с понятиями “Речь устная и письменная”. Развитие интонационной выразительности: интонации завершенности и незавершенности. | |
1 | |||||
4-я нед. | 1 | Осень Предложение | Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; согласовыывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. Учить образовывать глаголы с приставками. Обогащать и активизировать словарь детей по теме “Осень”. Учить отвечать на вопрос полным предложением. | Знакомство с понятием “Предложение”. Схематичное обозначение предложения, его начала и окончания (точка). Определение количества слов в предложении. | |
1 | |||||
Октябрь | 1-я нед. | 1 | Овощи Слово | Обогащение и активизация словаря по теме “Овощи”. Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе в именительном падеже. Учить образовывать относительные прилагательные. Учить пересказывать хоро знакомое произведение -р.н.с. “Репка”. | Формировать восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятием “слово”. Развивать фонематическое восприятие детей. |
1 | |||||
2-я нед. | 1 | Фрукты Слово-предмет | Обогащение и активизация словаря по теме “Фрукты”. Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе в именительном падеже, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; образование относительных прилагательных. Развитие диалогической речи. | Знакомство с понятием “предмет живой и не живой”. Анализ простого предложения без предлога, выделение слов-предметов в предложении, постановка вопросов кто это ? или что это? к словам в предложении. | |
1 | |||||
3-я нед. | 1 | Грибы. Ягоды Слово-действие | Активизация словаря по теме “Грибы, ягоды”. Учить придумывать предложения с заданными словами.Учить отвечать на вопрос полным предложением. Совершенствование грамматического строя речи: образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных от существительных. | Знакомство с понятием “слово - действие”. Совершенствование интонационной выразительности: интонации завершенности и незавершенности, логического ударения. | |
1 | |||||
4-я нед. | 1 | Деревья Слово-признак (слово-особенность) | Совершенствование грамматического строя речи (учить подбирать слова-действия к существительным, совершенствовать навыки согласования слов в предложении). Обогащать и активизировать словарь по теме “Деревья”. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Учить составлять описательный рассказов по картинному плану, по наводящим вопросам. | Знакомство с понятием “слово - признак”. Совершенствование интонационной выразительности: интонации завершенности и незавершенности, логического ударения. Анализ простого предложения без предлога, выделение слов-признаков в предложении, постановка вопросов к различным членам предложения. | |
1 | |||||
5-я нед. | 1 | Перелетные птицы Слог | Активизировать словарь по лексической теме “Перелетные птицы”. Совершенствовать грамматический строй речи: учить правильному употреблению в речи притяжательных прилагательных, предложно-падежных конструкций (винительный, родительный, дательный падеж существительных единственного числа без предлога, творительный падеж существительных множественного числа с предлогом “С”), согласованию существительных с числительными, притяжательными прилагательными. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. | Развитие чувства ритма, слогового анализа. Знакомство с понятием “слог”, схематичным обозначением слога. Слоговой анализ слов 2-3-х сложных методом отхлопывания, отстукивания и прочее. | |
1 | |||||
Ноябрь | 1-я нед. | 1 | Одежда Слог. Ударный слог | Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, согласовыывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои.); уточнение, расширение и активизация словаря по теме: “Одежда”. Составление загадок-описаний по схеме или плану. | Формировать слуховое внимание и восприятие детей. Развивать слуховое внимание, упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов; в делении слов на слоги.Обозначение ударного слога. |
1 | |||||
2-я нед. | 1 | Обувь.Головные уборы В мире звуков: неречевые звуки | Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование прилагательных от существительных, учить подбирать антонимы); уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Обувь. Головные уборы”. Составление загадок-описаний по схеме или плану. | Формировать слуховое внимание и восприятие детей на неречевых звуках. Развивать слуховое внимание, упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов; в делении слов на слоги. | |
1 | |||||
3-я нед. | 1 | Посуда В мире звуков: речевые звуки | Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование мн. числа существительных; образование глаголов приставочным способом). Учить составлять предложения по картинкам; обогащать словарь детей по теме “Посуда”. | Формировать слуховое внимание и восприятие детей на речевых звуках. Развивать слуховое внимание, упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов; в делении слов на слоги. | |
1 | |||||
4-я нед. | 1 | Продукты питания Звуки и буквы | Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование прилагательных от существительных, образование мн.числа существительных). Учить составлять предложения по картинкам. Обогащать словарь детей по теме ”Продукты питания”. | Дать понятия “гласный”, “согласный” звук; учить выделять первый гласный звук в словах. Развивать слуховое внимание. Знакомство с понятием “буква”. | |
1 | |||||
II период обучения (декабрь, январь, февраль) | |||||
Декабрь | 1-я нед. | 1 | Зимующие птицы Звук [а], буква А | Активизация словаря по теме “Зимующие птицы”. Учить различать окончания существительных в единственном и множественном числе. Упражнять в составлении предложений. Совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в предложении, образование притяжательных прилагательных, образование глаголов приставочным способом). | Познакомить детей с гласным звуком [А]; научить детей четко произносить звук [А]; научить выделять звук в начале и конце слова; продолжать учить дифференцировать понятия “звук”-”буква”; познакомить с понятием “гласный звук” и его обозначением на письме. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. |
1 | |||||
2-я нед. | 1 | Зима Звук [у], буква У | Совершенствование грамматического строя речи (образование множественно числа существительных, образование сравнительной степени прилагат-ых; образование однокоренных слов (родственных). Активизация словаря по теме “Зима”. Составление рассказов-описаний по пейзажной картине (Первый снег А.А. Пластов), по наблюдениям, с опорой на план-схему. | Познакомить детей с гласным звуком [У]; научить детей четко произносить звук [У]; научить выделять звук в начале слова в ударной позиции; учить дифференцировать понятия “звук”- “буква”. Продолжить знакомство с с понятием “гласный звук” и его обозначением на письме.Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. | |
1 | |||||
3-я нед. | 1 | Зимние забавы Звук [о], буква О | Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительного, составление сложноподчиненных предложений; согласование слов в предложении в роде, числе и падеже); уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Зимние забавы”. | Познакомить детей с гласным звуком [О]; продолжать учить дифференцировать понятия “звук”- “буква”; продолжать учить определять позицию звука в слове.Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. | |
1 | |||||
4-я нед. | 1 | Новый год Звук [и], буква И | Активизация словаря по теме “Новый год”. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными, образование прилагательных от существительных, сравнительной и превосходной степени прилагательных). Продолжить учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам. Пересказ сказки “Морозко”. Продрлжить учить составлять рассказы из личного опыта по лексической теме. | Познакомить детей с гласным звуком [И]; продолжать учить дифференцировать понятия “звук” - “буква”; продолжать учить определять позицию звука в слове. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. | |
1 | |||||
Январь | 1-я нед. | Зимние каникулы | |||
2-я нед. | 1 | Мебель Звук [ы], буква Ы | Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных родительного падежа, множественного числа существительных, образование существительных с увеличительным значением; относительных прилагательных; сравнительной степени прилагательных; притяжательной формы прилагательных). Обогащать и активизировать словарь по теме “Мебель”. Составление рассказов-описаний с опорой на план-схему, сравнение двух предметов. Отгадывание и придумывание загадок по теме. | Познакомить детей со звуком [ы], буквой Ы. Закрепить навыки произношения звука [ы], в слогах, словах. Продолжать учить определять позицию звука в слове.Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. | |
1 | |||||
3-я нед. | 1 | Бытовая техника Звук [э], буква Э | Совершенствование грамматического строя речи (образование имён существительных множественного числа в именительном и родительном падежах). Уточнение и расширение словаря по теме. Учить составлению предложений по заданной схеме. Учить распространять предложение однородными членами. | Научить детей четко произносить звук [Э]. Учить определять место звука в слове. Продолжать учить определять позицию звука в слове.Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Письмо гласных под диктовку. | |
1 | |||||
4-я нед. | 1 | Транспорт. ПДД Звуки [т, ть], буква Т | Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных, образование приставочных глаголов; относительных прилагательных; сложных слов; согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; согласование со слово “много”). Обогащать и активизировать словарь по теме “Транспорт. ПДД”. Учить составлению рассказа по серии картин Гербовой «В автобусе». | Познакомить детей с понятиями “согласный звук”, “твердый” звук, “мягкий звук”, их обозначением на письме. Познакомить со звуками [Т], [Т’], учить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; продолжать учить дифференцировать понятия “звук”- “буква”. Учить определять количество звуков в слове. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов. | |
1 | |||||
Февраль | 1-я нед. | 1 | Профессии Звуки [п, пь], буква П | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Профессии”. Употребление существительных в творительном падеже. Образование существительных- названий профессий.Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (я буду…). Составление предложений по опорному слову, с союзными словами ПОТОМУ ЧТО, ЧТОБЫ; распространение предложений путем введения однородных членов. | Продолжить знакомство детей с понятиями “согласный звук”, “твердый” звук, “мягкий звук”. Учить четко произносить звуки [П], [П’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Учить определять место звуков в слове. Учить анализировать слоги типа: АП, ПА, ПИ. Учить определять количество звуков в слове. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов. |
1 | |||||
2-я нед. | 1 | Инструменты Звуки [н, нь], буква Н | Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных родительного падежа, образование существительных множественного числа, Использование простых предлогов; согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже; согласование со словом “много”). Обогащать и активизировать словарь по теме “Инструменты”. Продолжить учить составлять предложения по схеме, отвечать на вопросы развернутым предложением. | Познакомить детей со звуками [Н], [Н’]; научить детей четко произносить звуки [Н], [Н’], дифференцировать звуки на слух и в произношении; продолжать учить дифференцировать понятия “звук”- “буква”, “гласный-согласный звук”. Учить определять количество звуков в слове. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов. Письмо под диктовку. | |
1 | |||||
3-я нед. | 1 | Защитники Отечества Звуки [м, мь], буква М | Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени); уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Защитники Отечества”. Заучивание стихов о Российской армии. | Познакомить детей со звуками [М], [М’]; учить детей четко произносить звуки [М], [М’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Учить определять место звуков в слове. Учить анализировать слоги типа: АМ, МА, МИ. Продолжать учить дифференцировать понятия “гласный звук” - “согласный звук”. Учить определять количество звуков в слове. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов. | |
1 | |||||
4-я нед. | 1 | Наша Родина Звуки [к, кь], буква К | Активизация и расширение словаря по теме “Россия”. Совершенствование грамматического строя речи: продолжить учить согласовывать слова в предложении в роде, числе и падеже; образовывать существительные множественного числа, сложные слов путем слияния корней. Образование родственных слов. Образование существительных с уменьшительным и увеличительным значением. Чтение и анализ произведений о России, пересказ близкий к тексту. | Познакомить детей со звуками [К], [К’]; учить детей четко произносить звуки [К], [К’], дифференцировать звуки на слух и в произношении.Учить определять место звуков в слове. Учить анализировать слоги типа: АК, КА, КИ. Учить определять количество звуков в слове. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов. | |
1 | |||||
III период обучения (март, апрель, май) | |||||
Март | 1-я нед. | 1 | Семья.Женский праздник Звуки [б, бь], буква Б | Активизация словаря по теме “Моя семья. Женский праздник”. Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении. Составление рассказа о своей семье по плану, по серии сюжетных картин, по своему рисунку, аппликации. Совершенствование навыков согласования существительных с числительными, притяжательными прилагательными. Изменение глаголов по лицам. | Научить детей четко произносить звуки [Б], [Б’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Учить звуковому и слоговому синтезу слов. Учить сравнивать слова по звуковому составу. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов и коротких слов. Письмо под диктовку. |
1 | |||||
2-я нед. | 1 | Дикие животные Звуки [д, дь], буква Д | Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме “Дикие животные”, обогащать глагольный словарь. Образование уменьшительно- ласкательной и увеличительной формы существительного; сложных слов от словосочетания “прилагательное+ существительное”. Согласование существительных, прилагательны с числительными 1-5. Практическое употребление предложений с простыми предлогами В, НА, К, ОТ, ЗА, ПЕРЕД. Пересказ рассказов и сказок о животных. | Познакомить детей со звуками [Д], [Д’]; научить детей четко произносить звуки [Д], [Д’], дифференцировать звуки на слух и в произношении; продолжать учить дифференцировать понятия “гласеый звук” -”согласный звук”. Учить определять последовательность звуков в слове. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов и коротких слов. | |
1 | |||||
3-я нед. | 1 | Домашние животные и птицы Звуки [г, гь], буква Г | Уточнение, расширение и активизация словаря по теме ”Домашние животные и птицы”. Образование уменьшительно- ласкательной формы существительного и прилагательного; сложных слов от словосочетания “прилагательное+ существительное” (длинноногий), образование прилагательных от существительных. Образование ед. и мн. числа существительных и глаголов; практическое употребление глаголов совершенного и несовершенного вида согласование существительных, прилагательных с местоимениями ОН, ОНА, ОНИ. Составление загадок– описаний с опорой на план– схему. | Познакомить детей со звуками [Г], [Г’]; научить детей четко произносить звуки [Г],[Г’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Учить анализировать слоги. Формировать умения подбирать слова на заданный звук. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов.Чтение слогов и коротких слов. | |
1 | |||||
4-я нед. | 1 | Животные жарких и холодных стран Звуки [ф, фь], буква Ф | Активизация словаря по теме “Животных жарких и холодных стран”. Образование уменьшительно- ласкательной формы существительного и прилагательного; сложных слов от словосочетания “прилагательное+ существительное”, образование прилагательных от существительных. Образование ед. и мн. числа существительных и глаголов; практическое употребление глаголов совершенного и несовершенного вида согласование существительных, прилагательных с местоимениями ОН, ОНА, ОНИ. Составление загадок– описаний с опорой на план– схему. Продолжать учить составлять предложения из отдельных слов, соблюдая правильный порядок слов в предложении. | Научить детей четко произносить звуки [Ф], [Ф’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Учить определять место звуков в слове. Совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов и коротких слов. Письмо под диктовку. | |
1 | |||||
Апрель | 1-я нед. | 1 | Весна Звуки [в, вь], буква В | Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов, прилагательных, наречий с противоположным значением, притяжательных прилагательных, родственных слов); уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Весна”.Составление ССП с союзами а, а потом, сначала. Заучивание стихов, пословиц и загадок о весне. Самостоятельное придумывание загадок – описаний. | Научить детей четко произносить звуки [В], [В’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Продолжать учить детей определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов и коротких слов. |
1 | |||||
2-я нед. | 1 | Космос Звуки [х, хь], буква Х | Активизация словаря по теме “Космос”. Составление сложных предложений со значением противопоставления. Употребление в речи предложений сложных конструкций, распространение предложений однородными определениями дополнениями. Упражнять в словообразовании и словоизменении. | Познакомить детей со звуками [Х], [Х’]; научить детей четко произносить звуки [Х], [Х’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Учить определять порядок следования звуков в слове. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов и коротких слов. Письмо под диктовку. | |
1 | |||||
3-я нед. | 1 | Подводный мир.Рыбы Звуки [с, сь], буква С | Активизация словаря по теме “Рыбы”. Совершенствование грамматического строя речи (употребление глаголов, прилагательных, наречий с противоположным значением, притяжательных прилагательных, родственных слов). Продолжать учить составлять предложения с заданным словом. Развитие диалогической речи. | Познакомить детей со звуками [C], [C’]; научить детей четко произносить звуки [C], [C’], дифференцировать звуки на слух и в произношении; продолжать учить дифференцировать понятия “звук” - “буква”. Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа. Учить выделять из текста слова с заданным звуком. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение слогов и коротких слов. | |
1 | |||||
4-я нед. | 1 | Цветы Звуки [з, зь], буква З | Активизация словаря по теме “Цветы”. Образование уменьшительно- ласкательной формы существительного и прилагательного, образование прилагательных от существительных. Образование ед. и мн. числа существительных и глаголов. Составление по наблюдению с опорой на план-схему и без. | Познакомить детей со звуками [З], [З’]; научить детей четко произносить звуки [З], [З’], дифференцировать звуки на слух и в произношении. Продолжать совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, развивать фонематические представления. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение коротких слов. | |
1 | |||||
5-я нед. | 1 | Насекомые Звук [ш], буква Ш | Расширить и активизировать словарь по теме. Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения. Употребление в речи предложений сложных конструкций, распространение предложений однородными определениями, дополнениями. Практическое употребление простых предлогов в речи. Составление рассказов-описаний. | Учить правильно произносить звук [Ш]. Соверщенствовать умения определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности. Продолжить учить определять место звука в слове, формировать умения подбирать слова на заданный звук. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов.Чтение коротких слов. | |
1 | |||||
Май | 1-я нед. | 1 | День Победы Звук [ж], буква Ж | Расширить и активизировать словарь по теме. Образование относительных и притяжательных форм прилагательных. Отработка побудительной, восклицательной интонации предложения, восклицательного знака; повелительного наклонения глаголов.Чтение ианализ произведений о войне, пересказ краткий и близкий к тексту. Составление рассказов по сюжетным картинкам, по сериям сюжетных картинок. Рассказывание со слов взрослых (о прадедушке). | Учить правильно произносить звук [Ж]. Соверщенствовать умения определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности.Продолжить учить определять место звука в слове, формировать умения подбирать слова на заданный звук. Печатание буквы, штриховка, выкладывание буквы из различных материалов. Чтение коротких слов. Письмо под диктовку. |
1 | |||||
2-я нед. | 1 | Времена года. Лето Повторение | Систематизация знаний о временах года, их отличительных признаках и их последовательности. Совершенствование навыков словообразования и словоизменения. Расширение и активизация словаря детей по данной теме. Употребление сложных конструкций с использованием слов чтобы, для того чтобы. Составление рассказов по сюжетным, пейзажным картинкам, сериям картинок о лете, летних играх. Отгадывание и самостоятельное придумывание загадок | Совершенствовать навыки аналитико- синтетической деятельности на уровне слова и предложения. Учить самостоятельно анализировать слова. Письмо под диктовку. Чтение коротких слов и предложений. | |
1 | |||||
3-я нед. | Логопедическое обследование | ||||
4-я нед. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН
Перспективный календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ФФН (II группа) на 2012 – 2013 учебный год+конспекты занятий...
Перспективный календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР
Перспективный календарно-тематический план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной группе для детей с ОНР (III группа) на 2012 – 2013 учебный год (по Смирновой)...
Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий. Обучение грамоте и письму.
Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий. Обучение грамоте и письму....
Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи
Календарно - тематический план проведения фронтальных логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи...
Календарное-тематическое сентябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календарный-тематический план подготовительная группа...
Календарное-тематическое октябрь планирование подготовительная группа ФГОС
Календароно-теметическое планирование...
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе/ Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Календарно-тематическое (перспективное) планирование образовательной деятельности в разновозрастной дошкольной группе (дети от 4 до 7 лет)Вид ОД: «Познавательное развитие» (ФЦКМ)...