Авторская программа
методическая разработка по логопедии

Россова Любовь Юрьевна

Авторская программа " Маленькие говорушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkie_govorushki.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькие говорушки

1. Форма разработки: программа дополнительного образования

2. Главная идея: предупреждение и профилактика речевых расстройств

у детей младшего дошкольного возраста. Через формирование навыков

речевой активности, средствами детского фольклора в условиях

дополнительного образования.

3. Сфера использования авторской педагогической разработки в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения: авторская

программа «Маленькие говорушки» предназначена для обеспечения курса

коррекционно – развивающего направления в связи с запросом родителей

(законных представителей) детей младшего дошкольного возраста.

4. Содержание данной разработки:

- паспорт авторской педагогической разработки;

- обоснование;

- направления работы;

- принципы, обеспечивающие реализацию цели и задач программы;

- планируемые результаты обучения;

- структура занятий;

- приложения:

  •  календарно – тематическое планирование;
  • примерный конспект проведения занятия;
  • содержание речевого материала к занятиям;
  • методическая литература.

Хотелось бы отметить ряд факторов, определяющих

необходимость и значимость специальной пропедевтической работы по

предупреждению речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте:

1. Сензитивность детей 2-4 лет к развитию речи.

2. Ранимость речевого механизма в младшем дошкольном

возрасте, являющимся критическим периодом в речевом развитии.

3. Значительное ухудшение здоровья детей, обуславливающее

наличие риска в появлении речевых нарушений.

4. Существенное увеличение количества детей, нуждающихся в

логопедической помощи.

5. Неоправданная интенсификация речевого развития детей

младшего дошкольного возраста одной группой родителей, определяемая

отсутствием у них знаний о специфике и закономерностях развития речи.

6. Отсутствие внимания к развитию устной речи ребенка у

другой группы родителей.

Опыт работы последних лет показывает заинтересованность

родителей и эмоциональный отклик детей в проведении коррекционно -

развивающих занятий в кружке «Маленькие говорушки» с целью

предупреждения и профилактики речевых нарушений. Наиболее эффективно

воздействие в период интенсивного развития корковых структур головного

мозга, т.е. в первые три, четыре года жизни.

Данная программа предназначена для обучения детей 3-4 лет с

нарушениями речи, сохранным слухом и интеллектом. Программа разработана

посредствам использования фольклорных форм и специального логопедического

воздействия в условиях дополнительного образования детей.

Содержание программного материала построено в соответствии с

концентрическим принципом (постепенное -"по спирали" усложнение

программного материала), что позволяет вернуться и закрепить пройденный

материал и дополнить новым.

Образовательная деятельность осуществляется:

  • с опорой на изучение фольклорного материала, основные

методы и приёмы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе игровой

деятельности с применением пальчиковых и речедвигательных игр и

упражнений в целях максимального обеспечения речевой активности и

социализации дошкольников;

  • сформирован комплект дидактического, раздаточного

материала (шишки, грецкие орехи, су–джок шарики, крышечки,

прищепки, верёвочки с узелками) на основе малых фольклорных форм

работы с детьми.

 Развитие речи в младшем дошкольном возрасте напрямую связано с

развитием мелкой моторики руки ребенка. Приёмы по развитию мелкой

моторики могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в

движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Именно поэтому в основе каждого занятия кружка «Маленькие говорушки»

применение пальчиковых игр с использованием детского фольклора.

Цель программы:

разработка и внедрение системы пропедевтической работы по

предупреждению речевых нарушений и развитию речевой активности детей

младшего дошкольного возраста.

Задачи программы:

1) Развитие общих речевых навыков (речевое дыхание, сила и высота

голоса, темпа и ритма речи)

2) Развитие речевого подражания связанного с такими видами речевой

деятельности, как звукоподражание, договаривание слов, фраз, говорение и

слушание.

3) Подготовка артикуляционного аппарата (активизация речедвигательных

мышц)

4) Знакомство со звуками речи, побуждение правильного

звукопроизношения. Решение этой задачи обеспечивает логопедическую

поддержку данного курса.

5) Обогащение и активизация лексики (введение новых слов и понятий)

6) Развитие мелкой моторики рук (применение пальчиковых игр, приёмов

массажа и самомассажа)

Программа реализуется в течение одного года, периодичность - 2

занятия в неделю по 20 минут.

Планируемые результаты обучения:

  • проявление собственной речевой активности ребёнка
  • самостоятельно выполняет не сложный комплекс статических

и динамических артикуляционных упражнений

  • умение вести не сложный ролевой диалог в процессе речевой

игры

  • нает и выполняет 8-10 речедвигательных игр сопровождая

движениями с речью

  • знает 5-7 пальчиковых игр, игр с предметами (шишками,

орешками, прищепками, крышечками, су- джок шариками и др.)

  • активное общение ребёнка с взрослыми и сверстниками
  • формирование у детей данной категории высших психических

функций

  • обеспечение комплексной профилактики речевых нарушений

при стабильном посещении занятий

Структура занятий:

  • артикуляционная гимнастика (упражнения для губ, щёк и

языка)

  • речедвигательные упражнения

 координационно-подвижные, динамические игры

пальчиковые игры

  • массаж (активизация биологически активных точек),
  • фонопедические упражненияритмодекламация

Ритм речи, а особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, чистоговорок

способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. С помощью

стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм

дыхания, развиваются речевой слух и речевая память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""

В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях  мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ "СКАЗКА ЗА СКАЗКОЙ" (авторская программа, рецензия)

программа работы в театральной студии для детей старшей группы...

Рабочая программа Совместной деятельности педагогов с детьми 1.5 -3 лет, первой младшей (ясельной) группы составлена на основе авторской программы «Ежедневное планирование по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарово

Содержание Целевой раздел1.     Пояснительная записка…………………………………………………………….2Содержательный раздел1.     Физическое развитие.  Развернутое комплексно...

Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)

Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...

Методические разработки к авторской программе "Родина" l часть программы "Уральцы и уралочки"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения  - одна из важных задач современной педагогикиВ современной ситуации общественным сознанием особенно остро осознается, что от правильной постанов...