Проект «Перелетные птицы» для детей старшей группы (5-6 лет).
проект по логопедии (старшая группа)

Липатенкова Олеся Викторовна

Цель проекта: обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

 

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

  1. Уточнить знания детей о перелетных птицах, о их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.
  2. Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после прилета.
  3. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
  4. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

Речевое развитие:

  1. Способствовать расширению и активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
  2. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств (учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
  3. Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; развивать умение содержательно пересказывать небольшие тексты; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_po_logopedii_pereletnye_ptitsy.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Перелетные птицы»

Проект для детей старшей логопедической группы (5-6 лет).

Тип проекта: познавательно - речевой

Сроки реализации проекта: краткосрочный (3 недели)

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта:

В своей работе с детьми старшей логопедической группы мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании перелетных птиц.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель проекта: обобщить знания детей о перелетных птицах, их образе жизни и отличительных особенностях, закрепить знания о природе, воспитывать любознательность.

Задачи проекта:

Познавательное развитие:

  1. Уточнить знания детей о перелетных птицах, о их внешнем виде, частях тела, отличительных особенностях.
  2. Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после прилета.
  3. Закрепить умение распознавать птиц по величине, окраске, издаваемым звукам.
  4. Способствовать развитию познавательной активности и формированию желания расширять свой кругозор знаниями о птицах.

Речевое развитие:

  1. Способствовать расширению и активизации словаря (закрепить названия птиц, их особенности и качественные характеристики; совершенствовать понимание смысловой стороны речи; учить подбирать слова с противоположным и близким значением).
  2. Развивать понимание и использование в речи грамматических средств (учить использовать пространственные предлоги – в, над, под, из; обучать разным способам словообразования с помощью суффиксов, путем слияния двух слов).
  3. Развивать связную речь (формировать навыки составления описательного рассказа; развивать умение содержательно пересказывать небольшие тексты; обучать детей разным типам высказывания с компонентами рассуждения; закреплять умение передавать интонационную законченность предложения, правильно передавать интонацию вопроса; совершенствовать выразительность речи).

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, желание помогать им.
  2. Воспитывать эмоционально-позитивное отношение к окружающей действительности, развивать любознательность.

Художественно- эстетическое развитие:

  1. Воспитывать интерес к народному творчеству.
  2. Воспитывать интерес к художественным произведениям, формировать желание получать необходимые знания о птицах из книг.

Физическое развитие:

  1. Способствовать развитию у детей ритмических двигательных навыков.
  2. Развивать мелкую моторику.
  3. Совершенствовать координацию движений.

Предполагаемый результат :

 Овладение детьми знаниями о перелетных птицах; обогащение пассивного и активного словарного запаса.

  • Расширение знаний детей об особенностях перелетных птиц, их роли в жизни человека, развитие у детей познавательного интереса.
  • Проявление доброты, заботы, бережного отношения к пернатым друзьям.
  • Проявление речевой активности у детей в разных видах деятельности.
  • Активное участие родителей в педагогическом процессе ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с педагогами группы.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный.

1.Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературы, наглядные пособия, иллюстрационный материал по данной теме, подготовить презентации.

2.Подобрать материалы, дидактические пособия, атрибуты для игровой, театрализованной, самостоятельной деятельности детей.

3.Работа с родителями: подготовить и разместить в родительском уголке информационную консультацию «Знакомим детей с перелетными птицами»

4. Планирование предстоящей работы, разработка мероприятий.

2 этап: основной (содержательный).

Познавательное развитие

  1. Познавательные беседы: «Встречаем перелетных птиц», «Дом для птиц», «Беседы о том, кто где живет»- Т.А. Шорыгина.
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий, книг, энциклопедий по теме. Показ презентации по теме «Перелетные птицы».
  3. Тематическое занятие «1 апреля – Международный день птиц».
  4. Наблюдение за птицами во время прогулки и из окна.
  5. Чтение художественных произведений: В.Бианки «Лесные домишки», «Кто чем поет?», Н.Сладков «Скворцы-молодцы», Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
  6. Слушание записи голосов птиц.

Речевое развитие

  1. Тематическое занятие «Перелетные птицы»
  2. Чтение художественной и энциклопедической литературы: В.Сухомлинский «Грач прилетел»; В.Бондаренко «Журавль вернулся»; Л.Полтава «Где живут наши птицы», И.Бондарчук «Домик для птиц»;К. Перелесная « Ласточка»;
  3. Знакомство и заучивание пословиц, поговорок, загадок о птицах.
  4. Составление рассказа по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
  5. Дидактические игры «Назови перелетных птиц и их птенцов», «Чей клюв, чьё гнездо?», «Кто где живет?», «Кто что ест?».
  6. Упражнение на согласование существительных с прилагательными «Назови какой, какая?».


Коррекционная работа

  1. Интегрированное занятие «13 мая – Всемирный день перелетных птиц».
  2. Организация дидактических игр: «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Чей? Чья? Чьё? Чьи?», «Угадай по голосу», «Один - много», «Разбери птиц», «Кто с кем» «Рассели птиц», «Какую птицу я загадала?», «Кого не стало? », «Где птичка?», «Какое слово не подходит?», «Подскажи словечко», «Сосчитай», «Раздели названия птиц на части».
  3. Отгадывание и толкование загадок о птицах, составление своих загадок.
  4. Обучение составлению рассказов – описаний о перелетных птицах с опорой на схемы, пересказ.
  5. Составление творческих рассказов «Один день из жизни скворца…»
  6. Проведение пальчиковых гимнастик «А грач на горе…», «Ласточка», «Птички», «Кормушка», «Дрозд-дроздок».
  7. Проведение игр на координацию речи с движением «Ласточки», «Хочу быть птичкой».
  8. Проведение мимических упражнений «Птицы прощаются с родными краями», «Возвращение аистов», «Ласточка, попавшая в лапы к кошке».
  9. Психогимнастика. Обыгрывание ситуаций «Воробушек», « Журавль», «Вертишейки», Этюд «Чайка защищает свое гнездо от песца».

Художественно – эстетическое развитие

  1. Аппликация по сказке «Серая шейка»
  2. Рисование «Скворцы прилетели»
  3. Лепка «Лебедь на пруду» из пластилина, птиц из теста.
  4. Прослушивание голосов птиц, звуков природы.

Физическое развитие

  1. Подвижные игры «Птицы», «Воробьи и ястреб», «Лягушки и цапли».

2. Пальчиковые игры «А грач на горе…», «Ласточка», «Птички», «Кормушка», «Дрозд-дроздок».

3. Пальчиковые гимнастики с мячиками Су-Джок «Перелетные птицы».

Работа с родителями

  1. Составление описательных рассказов о перелетных птицах, творческих рассказов «Один день из жизни скворца…»
  2. Совместное рисование (разукрашивание) в нетрадиционной технике перелетной птицы.
  3. Организация выставки книг о птицах.

3 этап: итоговый

  1. Интегрированное занятие «13 мая – Всемирный день перелетных птиц».
  2. Составление описательных, творческих рассказов детьми.
  3. Организация выставки творческих работ на тему: «Перелетные птицы» (совместная работа детей и родителей)
  4. Выставка детских работ
  5. Обработка результатов по реализации проекта
  6. Презентация проекта «Перелетные птицы» родителям.

В ходе работы над проектом:

- повысилась речевая активность детей, они стали лучше вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответы;

- значительно расширился словарь, активизировались в речи существительные, прилагательные, глаголы по теме «Перелетные птицы»;

- расширились знания детей о перелетных птицах, их отличительных особенностях, роли в жизни человека.

- у детей стало формироваться умение правильно строить простые распространенные предложения, согласовывать слова в предложении.

- у детей стало проявляться чувство доброты, заботы, бережного отношения к птицам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Перелетные птицы"

Расширение и обогащение знаний о перелетных  птицах нашего края....

Педагогический проект "Перелетные птицы"

Данный проект представляет собой организацию самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых по представленной теме.Влияние родной природы каждый из нас  в  большей  или...

Проект "Перелетные птицы" для детей старшей группы ДОУ

Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц, развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам....

Проект "Перелетные птицы" Для детей младшей группы

Среди проблем, возникающих перед современным человеком, проблема окружающей среды – одна из важнейших и актуальных. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, Его ...

Презентация к проекту "Перелетные птицы" для детей подготовительной группы

Презентация к проекту "Перелетные птицы" для детей подготовительной группы...

Проект по теме: «Перелетные птицы» для детей старшей группы

Актуальность:        Тема проекта «Перелетные птицы» выбрана не случайно, ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость...