Проект "Перелетные птицы" для детей подготовительной группы
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект «Перелётные птицы» в старшей группе
Актуальность:
Проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме и мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель: развитие познавательной активности у дошкольников.
Задачи:
Расширять и обогащать знания детей о перелетных птицах;
Учить детей составлять описательный рассказ по картинкам.
Развивать монологическую и диалогическую речь.
Развивать мелкую моторику рук.
Научить выделять и называть их характерные особенности: оперение, размер, голос; развивать наблюдательность, память
Формировать доброе отношение к птицам.
Предполагаемые результаты:
- Воспитать любовь к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира птиц).
- У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы- птицам, должны знать и называть птиц.
- Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к живым объектам природы.
- У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы-(птиц), они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- Заполнение модели «Трех вопросов»
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
ЧТО МЫ ЗНАЕМ? | ЧТО ХОТЕЛИ БЫ УЗНАТЬ? | ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ? |
Живут в теплых краях. Юля Любят тепло. Артем Г. Люди вешают скворечники. Катя | Все про аистов, почему строят гнезда на крышах? Соня Сколько летят дней к нам? Кирилл | В интернете. Денис В энциклопедиях. Алина Спросить у родителей. Женя |
Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:
Игровая деятельность: дидактические игры, настольно-печатные игры, театрализация, подвижные игры, моделирование игровых ситуаций.
Познавательная деятельность: формирование целостной картины мира, чтение художественной литературы.
Беседы.
Решение проблемной ситуации.
Наблюдение за птицами.
Творческое рассказывание.
Художественное творчество: рисование, лепка из пластилина, аппликация.
Работа с родителями: выставки рисунков, беседы, консультации, размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек.
Методы:
Словесные (рассказы, беседы, слушания, обсуждения)
Практические: (создание картотек, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности)
Наглядные: (рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов, слайдов)
Интерактивные: ( посещение интерактивного театра ).
Задачи по образовательным областям, решаемые в ходе реализации проекта.
Социально-коммуникативное развитие.
Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей.
Познание.
Развивать любознательность, познавательный интерес. Речевое развитие Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать
на вопросы. Обогащение активного словаря, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи. Формировать умения строить самостоятельные высказывания. Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.
Художественно- эстетическое развитие.
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать басни. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.
Физическое развитие
Развитие мотивации к двигательной активности. Становление ценностей здорового образа жизни. Овладение подвижными играми с правилами. Приучить к работе в команде.
Основной этап ( практический):
|
|
|
II этап – заключительный.
- Презентация детей материала по теме проекта
- Оформление результата проекта в виде презентации.
Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению художественной литературе. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей. Родители отметили влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие. Поставленная цель по повышению уровня нравственной культуры успешно выполнена, достигнута.
Список литературы:
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
- Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
- Иванова А.И. «Живая экология» М., 2006 г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» Волгоград: Учитель, 2009
- Горбатенко О.Ф. «Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях». Учитель, 2008.
- М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Перелётные и зимующие птицы».
- Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми». Минск: Асар, 2003.
- Ю.В. Атемаскина Проектная деятельность педагога: сущность и технология. Д.С. от А до Я. 2008.
- Интернет ресурсы
Приложение:
Правила поведения в природе.
КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ.
- Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей.
- Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда.
- Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы-родители могут его покинуть
- Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов.
- Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов.
- Подкармливайте птиц зимой.
- В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках.
- Главное правило: не можешь помочь, в твоих силах не мешать!
- Если вы разводите костер во время пикника или прогулки, то не покидайте местности, пока не убедитесь в том, что он надежно затушен.
- Высаживайте деревья и различные густые кустарники. Именно в них птицы любят вить себе гнезда. Это может быть шиповник, акация или боярышник.
- Заботьтесь о найденных раненых птицах. Сдавайте их на руки ветеринарам или в специальные заповедники.
- Участвуйте в работах в природных заповедниках. Значение таких охраняемых территорий для мира животных просто огромно.
- Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.
Стихи про птиц
Жаворонок.
Так беззаботно, на лету
Он щедро сыплет трели,
Взвиваясь круто в высоту
С земли — своей постели.
Среди колосьев он живет.
Его домишко тесен,
Но нужен весь небесный свод
Ему для звонких песен.
Грач.
Черный грач – чернее ночи,
Утомился, как рабочий:
Он за плугом днем ходил,
Клювом червяков ловил.
Аист.
Аист свил гнездо на крыше,
И отныне всей семьёй
Клёкот аиста мы слышим
У себя над головой.
По секрету вам признаюсь,
Что увидел я во сне,
Как летит по небу аист
И несёт сестренку мне.
Дрозд
Даже небо устало от стужи,
Обреченно рассыпало снег.
Вдруг со старой раскидистой груши
Черный дрозд мне запел о весне!
И слетались с округи синицы
Под веселую песню дрозда,
Таял снег у меня на ресницах
И блестел, словно капли дождя.
Трель соседям стучала в окошки,
И морозы гнала под кусты,
Ей в ответ замурлыкали кошки,
И коты распушили хвосты.
Красовался оранжевым клювом
Наш веселый пернатый певец,
Только жалобно плакала вьюга,
Что зиме наступает конец!
Кукушка.
Я - важная птица, хотя и мала.
На сотни вопросов ответы дала!
Спросите меня: "Сколько жить на веку?"
А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку..."
Порой притаюсь я средь яркой листвы,
Да так, что меня не заметите вы.
Лесная гадалка сидит на суку,
И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку..."
Народные приметы про перелётных птиц
Галки собираются большими стаями и сильно кричат - на ясную погоду и мороз.
Воркуют горлица - в этот день дождя не будет.
Дрозды перед ненастьем кричат.
Журавли летают низко - на непогоду.
Жаворонки высоко в небе долго поют - на погоду, а если утром они молчат - жди дождя.
Кукушка кукует на сухом дереве - похолодает.
Зяблик отлетает - к похолоданию.
Ласточки летают высоко - на хорошую погоду, а низко - к дождю.
Цапли громко кричат в полете - на хорошую, ясную погоду.
Коршуны кружат в воздухе и пронзительно кричат - перед ненастьем.
Ласточка стучится в окно - будет известие.
После прилета дроздов практически не бывает серьезных заморозков.
Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну.
Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко – будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко – жди дождливое лето.
Описание птиц
Соловей – маленькая птичка размером с воробья, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей - перелетная птица, зимующая в Восточной Африке.
Прилетает во второй половине мая начале июня. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Держась в густых кустарниках, часто спускается на землю. Пение соловьев делает их желанными обитателями городских насаждений.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Кукушка - перелетная птица, появляется на гнездовании поздно и улетает рано. Зимует в Южной Африке, Аравии, Индии.
Аист – крупная птица массой до 4 кг с большим клювом. Окраска оперения белая, лишь часть перьев крыла блестяще-черного цвета. Ноги и клюв красные, а голые участки кожи вокруг глаз и на подбородке черные.
Аисты почти немы - могут только щелкать клювом и издавать глухое шипение.
Основные места зимовки располагаются на севере Африки и в Индии.
Дрозд - с матово-чёрным оперением, и с ярким оранжево-жёлтым клювом. Дрозд хорошо известен и любим своим отменным пением. Хорошим певцом может стать не каждая птица. Основное условие - это наличие рядом хорошего учителя. Выращенные в неволе дроздята обычно не бывают классными певцами. Это обычные перелетные птицы, которые в гнездовое время держатся парами, а в остальные сезоны - стаями. Кормятся в основном на земле, добывая из лесной подстилки дождевых червей, многоножек, личинок насекомых и улиток.
Жаворонок - размером полевой жаворонок немного превосходит воробья, но голова его более аккуратная, как бы точеная, грудь шире, а крылья длиннее. Окраска у жаворонка цвета пожухлой травы и бурой земли. Жаворонки - перелетные птицы, но улетают на зимовку относительно недалеко и одними из первых возвращаются весной назад.
Грач- тело 46 см в длину, черное, с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Зимует на юге России. Грачи прилетают во второй половине марта. На Руси грачей всегда берегли, считая их первыми вестниками весны. Во время весенней пахоты грачи поедают в огромном количестве проволочника и других вредителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».
АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок поп...
Конспект занятия НОД (познавательное развитие) в подготовительной группе детского сада по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготовительной группы»
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей подготов...
Фотоотчёт по работам детей подготовительной группы по теме «Народные росписи» в подготовительной группе.
По программе образовательной деятельности нашего сада мы регулярно в нашей группе демонстрируем для родителей наши творческие успехи. Работы выполненны детьми и индивидуально и коллективно. Работы вып...
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9 Тип проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021) Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели. Актуальность: научить детей видеть крас
Проект "Зимушка-зима" в подготовительной группе №9Тип проекта: познавательно-творческий.Продолжительность: среднесрочный ( 02.12.2020 по 01.02.2021)Участники: дети подготовит...
Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Тема «Воспитываем бережливых». Цель: 1. Познакомить детей с понятием «береж
Конспект занятия ООД по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной группы Конспект занятия по проекту «Бережливый детский сад» для детей подготовительной ...
Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму детей подготовительной группы детского сада". Мониторинг
quot;Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию для детей подготовительной к школе группы "Пластилинография" как средство подготовки руки к письму дете...
«Первооткрыватели космоса» Музыкальное тематическое занятие ко Дню Космонавтики для детей подготовительной к школе груп «Первооткрыватели космоса» для детей подготовительной группы
laquo;Первооткрыватели космоса» Музыкальное тематическое занятие ко Дню Космонавтики...