Совершенствование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников с ОНР.Сложносочиненное предложение с союзом "А"
методическая разработка по логопедии
Дети очень часто испытывают трудности при составлении сложных предложений. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений. Дети очень часто испытывают трудности при составлении сложных предложений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnosochinennoe_predlozhenie.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Совершенствование лексико-грамматических представлений у старших дошкольников с ОНР: сложносочинённое предложение с союзом «А»
Сложносочинённое предложение — это сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны
Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления детьми значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений. Дети очень часто испытывают трудности при составлении сложных предложений.
Вводить союзы в речь лучше путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.
Чтобы подчеркнуть значимость союза «А», необходимо интонационно подчеркнуть союз, то есть как бы поставить запятую перед ним.
На помощь также приходят различные игры. Особенно удаются игры при изучении таких лексических тем, как «Дикие и домашние животные», «Животные жарких и холодных стран», «Овощи и фрукты» и т. д.
Самая популярная у детей игра «Сравни животных». Детям предлагается их двух предложений составить одно, используя маленькое слово «А».
Игра «Найди две картинки, составь предложение».Дети любят работать с картинками, легко составляют предложения, используя союз «А».
Когда мы учим дни недели, времена года, уместно вводить союз «А» и учить детей составлять с ним предложения. Например, вчера был понедельник, а сегодня вторник. Сейчас весна, а затем будет лето и т.д.
Выручают схемы при составлении таких предложений: три полоски, большой промежуток и еще три полоски. Сначала составляем два предложения, но не ставим точку. Предлагаем детям соединить предложение. А как соединить? Для этого существует маленькое слово «А». Ставим красный кружочек в промежуток между двумя предложениями.
Всегда пользуемся маленьким словом «А», соединяя два предложения при составлении рассказов, когда нам необходимо сравнить предметы.
Например, сравниваем персик и абрикос, помидор и огурец по форме, цвету и вкусу.
Игра «Как правильно выращивать овощи»
В хаотичном порядке вывешиваю на доске картинки, затем с помощью детей выкладываю все в правильном порядке.
Дети называют действия в правильном порядке: готовить грядки, сеять, сажать, поливать, удобрять, рыхлить, укрывать, полоть, выдергивать, выкапывать, собирать, срезать. А затем составляют предложения, используя союз «А». Например, Готовим грядки, а затем сеем семена. С начала сеем семена в грядку, потом поливаем и т.д.
Пользуется успехом у детей упражнение «Разложи в корзинки». Логопед предлагает детям три корзинки. Дети выходят, выбирают овощ, кладут в соответствующую корзинку
Задание 1: В первую корзинку мы разместим овощи, в названии которых звук (К) находится в начале слова. Во вторую - в середине слова. В третью – в конце слова. Например, в первой корзинке находятся овощи, в названии которых звук «К» в начале слова, а во второй корзинке овощи, в названии которых звук «К» - в середине слова и т.д.
Другой вариант : в первой корзинке лежит кабачок, капуста, а во второй редиска, тыква и т.д.
Задание 2: Составить предложения про овощи в корзинках, используя маленькое слово «А».
Всегда нахожу поговорки и пословицы, где есть союз «А», дети с удовольствием играют в такие игры «Объясни пословицу», «Отгадай пословицу», «Закончи пословицу».
Сколько волка не корми…. а он все равно в лес смотрит».
Не имей сто рублей…. а имей сто друзей.
Друг спорит…. а враг поддакивает.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
Сперва узнай силу врага, а потом вступай с ним в борьбу.
Не хвались другом в три дня, а хвались в три года.
С удовольствием дети играют в игру «Исправь ошибку» :
Даю детям начало от одной пословицы, конец от другой.
Нужно исправить ошибку и назвать пословицы, обязательно используя союз «А» :.
Баба с возу, а хомут найдется
Баба с возу, а кобыле легче
Была бы шея, а хомут найдется
Беды мучат, а руки делают
Беды мучат, а уму учат
Глаза страшатся, а руки делают
Без труда не накинешь платок
Едешь на день, а сам не плошай
Едешь на день, а хлеба бери на неделю
На бога надейся, а сам не плошай и т. д.
В игре «Угадай, где ошибка» неправильно произношу предложение:
Сначала Марина съела яблоки, а потом мама купила их. Дети находят ошибки, исправляют их.
При систематическом использовании игр, дети усваивают последовательность действий, а значит, понимают конструкции сложноподчиненных предложений.
С помощью игр дети учатся правильно составлять сложносочиненные предложения с союзом А», но чтобы дети могли активно употреблять их в самостоятельной речи, нужно много времени, упражнений, игр и активной помощи воспитателей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие и совершенствование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста.
Пособие для педагогов, логопедов, родителей....
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Детский сад"
В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня в старшей логопедической группе. В конспекты прописа...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Овощи, огород".
В приложенном файле находятся 2 конспекта НОД (логопедической) по теме: Овощи, огород....
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме: "Транспорт"
В приложенном файле представлен конспект (технологическая карта) НОД по логопедии (фронтальное занятие) по совершенствованию ЛГСР в старшей логогруппе у детей с ОНР 3 уровня по теме: Транспорт....
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме: «ДЕРЕВЬЯ»...
Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ффн и онр по теме: «Моя семья».
ЦЕЛЬ: развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.ЗАДАЧИ: в ходе образовательной деятельности необходимо:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о р...
Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...