Конспект логопедического занятия на основе лексической темы «Весна».
план-конспект занятия по логопедии

Шаймарданова Оксана Валентиновна

Цель: Активизировать лексический материал по теме «Весна». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на основе лексической  темы «Весна».

Цель: Активизировать лексический материал по теме «Весна».

Задачи: 1.Коррекционно – образовательные:  учить детей размышлять, сравнивать, находить причинно-следственные связи.

2.Коррекционно – развивающие: упражнять детей в практическом употреблении предлогов В, НА, развивать фразовую речь.

3.Коррекционно- воспитательные: воспитывать умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение.

Словарная работа: активизация слов-предметов: время года, сосулька, ручейки, лужа.

 Слов- признаков: прозрачная, блестящая, гладкая, холодная, мокрая, длинная, короткая, высокая, низкая, острая, грязные.

Слов -действий: бегут, греет, тает, вы звал, улетели, прилетели, промочил, ушла, пришла.

Оборудование: волшебная коробка, магнитофонная запись- П.Чайковский «Времена года. Апрель», хвалилки с изображением весеннего солнышка.

Демонстрационный материал: пособие «Лесенка противоположностей», пособие «Палитра», графическая модель загадки о сосульке, рассказа «Сосулька», графические рисунки сосульки, мальчика, графические схемы предлогов  В, НА.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за приметами ранней весны в природе, рассматривание сюжетных картин из наглядно-дидактического пособия Е.Белозерцевой «Рассказываем по картинам. Времена года. Весна», чтение стихов о весне, загадывание загадок о весне.

Дидактические игры: «Назови признак», «Назови действие», «Наоборот», «Назови противоположности».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети заходят в группу и располагаются вокруг логопеда.

Логопед: Ребята, сегодня на занятии будем думать, задавать умные вопросы, выполнять Трудные Радостные Интересные Задания и получать хвалилки. А теперь сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:

Игровое задание «Добавь словечко»

Логопед: Яркое, теплое (Что?)– солнце
                Руки, лужи (Какие?) – грязные
                Снег, мороженое (Что делают?) – тают
                Звенит, бежит (Что?) — ручей
                Котенок, девочка (Какие?) – маленькие
                Чашка, тарелка (Что делают?) – стоят

Дети отвечают по очереди и садятся на стулья. Появляется мальчик Вова (кукла).

II. Введение в тему, активизация словаря.

Дидактическое упражнение «На что похоже?»

Логопед: ребята посмотрите, к нам в гости пришел Вова, он  приготовил для вас загадку:

Днем оживает,
Ночью засыпает (сосулька).

Логопед: молодцы. (Выставляется графическая модель загадки о сосульке)

Логопед:  на что похожа сосулька? (На нос, морковку, колпак, ножик, карандаш, иголку, клюв, указку).

Логопед: давайте назовем красивые слова о сосульке. Сосулька, какая? (Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, прозрачная, острая).

Логопед: А что еще может быть мокрым и блестящим? (Лед, лужа, трава, зеркало, окно, машина)

2. Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением.

Логопед: ребята, когда появляются сосульки? (Весной). Давайте поиграем пальчиками.

Кап-кап-кап, весна настала (Пальчики здороваются)

Кап-кап-кап, сосульки тают (Пальчики здороваются)

Побежали ручейки (Большим и указательным пальцами перебираем по столу)

Прилетели к нам грачи (Ладони соединяются, большие пальцы переплетены, взмахи ладонями).

III. Основная часть — пересказ рассказа «Сосулька» с использованием метода графической символической аналогии.

1. Чтение и составление графической модели рассказа без установки на запоминание.

Логопед: ребята, хотите узнать, почему Вова загадал вам загадку про сосульку. Послушайте, какая история с ним приключилась.

«Вова пошел гулять на улицу. На крыше висели сосульки. Вова отломил сосульку и начал сосать. Вечером у Вовы заболело горло. Мама вызвала врача. Врач дал таблетки и велел лежать».

Графическая модель рассказа «Сосулька»

2. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание с последующим пересказом.

3. Беседа «Вопрос – ответ» по содержанию рассказа:

Логопед: ребята,  куда пошел Вова?
— Где висели сосульки?
— Что сделал Вова?
— Что заболело у Вовы?
— Кого вызвала мама?
— Что дал врач?

Дети дают ответы по очереди.

4. Коллективный пересказ по цепочке с опорой на графическую модель.

5. Самостоятельный пересказ (опрос 2-3 детей)

IV. Физкультминутка «Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением. П.Чайковский «Времена года. Апрель»).

Логопед: ребята, давайте мы тоже выйдем на весеннюю улицу и на весну полюбуемся.

Дети встают в круг.

Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба по кругу)

Вот веселый воробей  в  лужице купается, (Руки перекрещены за спиной, прыжки на 2 ногах по кругу)

Чистит свои перышки (Легкое поглаживание рук)

И отряхается. (Потрясти кистями)

А теперь полетели и на место тихо сели.

V. Лексико-грамматические упражнения.

1. Дидактическое упражнение «Хорошо - плохо» 

Логопед: ребята, вы рады, что весна наступила?

Логопед: а что вам нравится весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т.д.)

Логопед: а что вам не нравится весной? ( Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т.д.)

2.Дидактическая игра «Лесенка противоположностей»

Логопед: ребята, вы так много знаете о весне, а зиму с весной не перепутаете? Давайте быстренько поднимемся по лесенке противоположностей  (Два контрастных маленьких человечка выставляются на лесенку).

(Пособие «Лесенка противоположностей»)

Логопед: Зима ушла, а весна… пришла
                Зима холодная, а весна… теплая.
                Зимой солнце морозит, а весной… греет.
                Зимой сугробы высокие, а весной… низкие.
                Зимой надевают шубы, а весной … куртки.

VI. Заключение. Итог занятия, педагогическая оценка деятельности детей.

Логопед: молодцы, ребята. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Все очень старались, получили много хвалилок. Давайте заглянем в «волшебную коробку». Там для вас сосульки, которые можно кушать — это шоколадные сосульки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия Тема: Перелетные птицы. Весна.

На данном занятии можно закреплять представления детей о перелетных птицах.Закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание, повадки, условия проживания.Систематизировать знания д...

Конспект логопедического занятия на основе лексической темы «Овощи. Огород» (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на основе лексической темы «Овощи. Огород»  (подготовительная группа) для детей подготовительной г...

Конспект логопедического занятия, подготовительной группы. Тема:«Весна. Международный Женский день»

Конспект занятия на тему: «Весна. Международный Женский день»Цели: Формировать представления детей о празднике 8 марта, обогащать словарный запас детей, учить отвечать на вопрос...

Конспект ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ«Весна»

Тема: «Весна»Цели: создание условий для развития речевой активности у детей.Задачи:• формировать лексический словарь по теме;• учить грамматически правильно выстраивать слов...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Весна. Растительный мир весной"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Весна. Растительный мир весной"...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "Весна. Признаки весны"

Цель: уточнение, расширение и активизация словарного запаса детей по теме «Весна. Признаки весны».Коррекционно- образовательные задачи:закреплять навык подбора определений (прилагательных)...