Конспект логопедического занятия на основе лексической темы «Овощи. Огород» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Душевская Ольга Борисовна

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи на основе лексической темы «Овощи. Огород»  (подготовительная группа) для детей подготовительной группы ОНР (3, 4 уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ovoshchi_.docx231.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида №8 «Планета детства»

Управления образования Администрации г.о. Реутов Московской области

143966, Московская область, г.о. Реутов, ул. Октября, д. 40                                         тел. 8 (498)  661-48-16

                         madou8pd@mail.ru                                                                http://www.madou8pd.net/

    C:\Users\metodist\Pictures\планета детства 1.gif

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи

на основе лексической темы «Овощи. Огород»

(подготовительная группа)

Разработала:

Учитель-логопед

Душевская Ольга Борисовна

г. Реутов

2016 г.

Цель: расширение, уточнение и активизация словаря в рамках изучаемой темы, формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: активизация и актуализация словаря по теме «Овощи. Огород», обогащение экспрессивной речи словами-признаками, словами-действиями по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, относительных прилагательных, согласование числительных с существительными), совершенствования навыка рассматривания картины, составление и распространение предложений по вопросам логопеда, совершенствование навыка анализа предложений.

Коррекционно-развивающие: Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, тонкой и общей моторики, мышления.

Воспитательные: формирование взаимопонимания, самостоятельности, активности, инициативности; формирование понятия о дружбе, взаимопомощи, помощи взрослым в огороде и на кухне.

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное развитие – совершенствование умения воспринимать предметы окружающей действительности посредством органов чувств, выделять свойства и качества (овощи разные по цвету, форме, запаху, вкусу); совершенствование навыков количественного счета.

Художественно-эстетическое развитие – развитие интереса к художественной литературе и чтению; развитие чувства ритма.

Речевое развитие – формирование лексико-грамматических категорий и связной речи, расширение активного словаря.

Социально-коммуникативное развитие – развитие дружеского отношения к сверстникам, желания помогать маленьким и слабым, воспитывать уважительное отношение к труду, желания помощи взрослым по хозяйству.

Физическое развитие – продолжать формировать правильную осанку при работе за столами, развитие координации речи с движением.

Используемые медиа-объекты: музыкальное сопровождение (фрагменты, стихотворения, картинки, презентация с использованием видео «Сеньор-помидор»)

Оборудование:

Муляжи овощей и фруктов; кастрюля; пакет томатного сока; салатница; картинный материал с изображением овощей; полоски для анализа предложений; су-джок на каждого ребенка; телевизор с возможностью просмотра презентации; видео «Сеньор-помидор» с участием воспитателя;  магнитная доска и магниты для крепления наглядных пособий; синквейн в виде замка; изображение Чиполлино на большом ватмане для раскрашивания.

Предварительная работа c интеграцией образовательных областей:

  •   Продолжение во время прогулки наблюдений за осенними изменениями в природе
  •   Посев лука-севка на опытном участке
  •   Разучивание пальчиковой гимнастики с использованием су-джока «Овощи»
  •   Чтение сказки Дж. Родари «Чиполино»
  •   Сюжетно-ролевая игра «Повара» (обучение использованию относительных прилагательных)

Словарная работа: активизация лексического запаса по теме «Овощи», пополнение активного словаря уменьшительно-ласкательными существительными, относительными прилагательными, глаголами, обогащение речи сложными словами («овощевод», «белокочанная»).

Используемые методы:

  • наглядный (работа с муляжами, иллюстрации, презентация)
  • словесный (беседа)
  • практический (составление схемы предложения)

Организационный компонент.

В соответствии с СанПиН (продолжительность ООД, соответствие мебели, освещенность помещения, проветривание) и здоровьесберегающими технологиями (безопасность ИКТ, смена видов деятельности, эмоциональный настрой детей).

Сюрпризный момент: создание музыкального фона, видео с героем сказки «Чиполлино» (сеньор-помидор) в роли воспитателя группы.

Взаимодействие с детьми.

Вводная часть (создание нужного психологического настроя на занятии)

Здравствуйте, дети! Давайте с вами поиграем. Я превращаю вас в маленькие семена, присядьте. Теплое солнышко пригревало их, дождик поливал, они росли и стали растениями (Дети показывают, как семена росли) Медленно поднимите руки, растения тянутся к солнышку. Вдохните. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Выдохните. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили растения, снова тянутся к солнышку. Молодцы, ребята, я думаю вы готовы отправиться в сказку и будете внимательно меня слушать.

Основная часть

  1. Знакомство с жителями сказочного города (актуализация словаря, формирование обобщающего понятия)

          Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Мы попали в чудесный город, где живут интересные жители. Но кто-то запер их в бассейне с фасолью. Давайте спасем их и расспросим, что приключилось.  (Дети подходят к бассейну, опускают руку и достают один из овощей, называют его: морковь, огурец, перец, помидор, лук, картофель, свекла, капуста) Молодцы. А как мы назовём их одним словом? Правильно, это овощи.  

  1. «Кто больше? » (обогащение экспрессивной речи словами-признаками)

          Логопед: Жителям было бы очень приятно, если бы вы назвали их отличительные слова-признаки. Ведь все овощи разные и по форме, и по цвету, по вкусу, запаху. Назовите как можно больше слов-признаков, а я отмечу, кто у нас самый активный в группе. Старайтесь не повторяться и называть разные слова-признаки.

Морковь какая? – длинная, оранжевая, свежая

Помидор – алый, красный, сочный, вкусный, водянистый, круглый

Огурец – зеленый, шершавый, твердый

Перец – сладкий, ароматный, спелый

Лук – горький, круглый, полезный

Свекла – сладкая, сочная, яркая

Капуста – хрустящая, крупная, белокочанная

Картофель – пресный, коричневый, круглый.

Все молодцы!

  1. «Назови ласково» (формирование уменьшительно-ласкательных существительных)  (с использованием презентации) 

        Логопед: В этом городе живут как взрослые, так и дети. Давайте назовем большой овощ и маленький.

Большой баклажан, а маленький? – Баклажанчик.

Слова: Перец-перчик. Укроп-укропчик. Помидор – помидорчик.  Огурец-огурчик. Морковь –  морковочка.  Редис – редисочка. Чеснок-чесночок. Лук - лучок.

       Логопед: Вы узнали герои какой сказки присутствовали на слайдах?  («Приключения Чиполлино»  Джанни Родари)

        На слайде видео-сюрприз (воспитатель в костюме сеньора-помидора):

 «Я – синьор помидор

С кожею атласной

И вступать со мною в спор овощам опасно!

Захватил я Чиполлино и доволен буду,

что ребята целый год останутся без лука!»

       Логопед: Теперь понятно, кто вредит овощам. Ребята, вы же настоящие друзья?! Я думаю надо выручать Чиполинно из беды. Сеньор-помидор знатный овощевод. То есть кто это, ребята? (Тот, кто разводит овощи). Он согласен отпустить Чиполлино, если мы поможем ему собрать урожай и приготовить обед. Согласны?

  1. Физкультминутка «Убираем урожай» (координация речи с движением, подбор слов - действий)

В огород мы идём, что поспело, уберём!

Мы картошки накопаем,

Мы морковки натаскаем

Срежем мы, кочан капусты.

Очень сочный очень вкусный.

Урожай мы собираем

Все движения выполняем и называем слова-действия.

Логопед показывает картинки, а дети называют слово-действие и изображают его.

Картофель – выкапываем,

Лук, морковь – выдёргиваем,

Капусту – срезаем,

Помидор, огурец — срываем.

Свёклу — выдёргиваем,

Перец, баклажан – срываем,

Тыкву – срезаем,

Репку – выдёргиваем.

  1. «Посчитай» (согласование  числительных с существительным)

            Логопед: Сеньор-помидор просит посчитать, сколько урожая помидоров мы собрали. Считаем: один помидор, два помидора, три помидора, четыре помидора, пять помидоров. Молодцы, ребята!

  1. «Отбери овощи» (развитие мышления, формирование обобщающего понятия «овощи»)

            Мы собрали урожай и теперь нам нужно приготовить обед. Но на складе сеньор-помидор все перемешал.  Подойдите и возьмите каждый по одному овощу, а фрукты оставьте на столе. (У каждого ребенка в руке по овощу).  Посмотрите, правильно ли вы выполнили задание?

  1. «Приготовь обед» 

          Логопед: Ребята, а как мы можем приготовить овощи? Давайте вспомним слова-действия: чистить, резать, солить, тушить, жарить, мариновать, варить, тереть, выжимать сок.

Давайте поиграем в поваров и приготовим сок, суп и салат (ребенок называет блюдо и кладет в кастрюлю, салатницу свой овощ).

- Женя, если основной овощ для приготовления супа будет свекла, то суп будет какой? – Свекольный. А суп из всех овощей? – Овощной.

Суп: луковый, чесночный, картофельный.

Теперь готовим салат. Из огурца – огуречный, из капусты – капустный, из моркови – морковный.

А сок приготовим из помидоров, он будет? - Томатный.

 Молодцы! Садимся за столы.

  1. Ребята возьмите по ежику (су-джок)

Пальчиковая гимнастика «Овощи»

У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,

Дети делают ладошку «корзиночкой» и катают шарик

Вот пузатый кабачок положила на бочок,

Перец и морковку уложила ловко,

Помидор и огурец.

Дети одевают колечко на пальцы, начиная с мизинца.

Наша Зина – молодец!

Показывают большой палец.

  1. Продуктивная деятельность (составление предложений по вопросам логопеда , составление схемы предложения)

Логопед:  Ребята, Сеньор-помидор приготовил  для нас еще одно задание.

Посмотрите на картину и ответьте на мои вопросы полным красивым предложением.

- Что растет в огороде?  - В огороде растут овощи.

- На чем растут овощи? – Овощи растут на грядках.

- Кто ухаживает за грядками? – За грядками ухаживают дети, огородники.

- Что делает Петя? - Петя поливает лук.

         Давайте сделаем это предложение более длинным и красивым. Какой лук поливает мальчик?

- Петя поливает зеленый, вкусный, полезный лук.

- С какой морковью Витя рыхлит грядку? (Витя рыхлит грядку с крупной, сладкой морковью)

        Составим схему предложения: «Витя рыхлит грядку».  Слово мы обозначаем одной полоской. Вспоминаем правило, что в конце предложения ставится…. точка.

        Сколько слов в предложении? Какое первое? Какое последнее?

Заключительная часть:

Рефлексивный компонент: 

– Ребята, какие Вы молодцы! Сеньор - помидор показал нам, где спрятал Чиполлино, но забыл оставить ключи. Чтобы открыть дверь, нам нужно вспомнить все, что мы проходили сегодня на занятии и составить синквейн к слову «Помидор».

Помидор

Сочный, вкусный.

Режут, маринуют, едят.

Я люблю аппетитный помидор.

Полезно.

              Молодцы. Вы освободили Чиполлино! Можете раскрасить его вместе с воспитателем вечером и нарисовать рядом ваши любимые овощи.

Список использованной литературы:

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. – Изд.: «Скрипторий 2003», 2014 г.

  2. Зажигина О.П.: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.– Изд.: Детство-Пресс, 2016 г.
  3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Спб. Изд.: Детство-Пресс, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по преодолению лексических нарушений. Конспект занятия в средней группе у детей с ОНР(III период) по теме :«Дикие животные» «В гости к лесным друзьям»

цель занятия: Формирование лексико-грамматических средств языка. Конспект содержит многообразие игр по формированию лексико-грамматических средств языка. Прилагается наглядный материал для использован...

Конспект логопедического занятия по и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме Одежда

Цель: Организовать деятельность по составлению устного рассказа по серии картинок....

Конспект подгруппового логопедического занятия по изучению лексической темы «ОВОЩИ» в старшей (коррекционной) группе

Цель.·         Обобщить материал по теме «Овощи»;·         развивать мышление и память, фонематические процессы;·...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя по лексической теме: «Овощи» в старшей группе «Сказка» для детей с ОНР

Итогом тематической недели "Овощи" стало интегрированное занятие учителя-логопеда Кисловаой Е.К. и воспитателя Поповой Е.В. "Заготовки овощей на зиму" Удивить ребёнка легко, тем са...

Авторская логопедическая попевка "Овощная песенка". Лексическая тема "Овощи"

Данная логопедическая попевка может быть использована на занятиях с дошкольниками как с ксилофоном или металлофоном, так и без них. В последнем случае специалист (логопед, музыкальный руководитель или...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект логопедического занятия на основе лексической темы «Весна».

Цель: Активизировать лексический материал по теме «Весна»....